3. | Постановка учебной задачи. Фронтальная работа. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд, перед вами стихотворение А.А.Фета«Шёпот, робкое дыханье» (Слайд 3) Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря! –О чём это стихотворение? (Ответы учащихся – о природе.Фет описывает состояние природы от ночи к утру, её постепенное пробуждение.) – Что особенного в этом стихотворении? (Имена существительные) – Понимаем ли мы его смысл? – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? – Об имени существительном. –Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока «Имя существительное» Слайды 4-5 – Какая цель стоит перед нами? (Находить имена существительные, определять род, число, падеж).Записываем на доске слева. – Сегодня мы повторим всё, что знаем об имени существительном. Оценивать будете сами себя по критериям. На партах у вас листы самоконтроля. | Формулируют проблему, тему и цели урока | Создает проблемную ситуацию. Осуществляет доводящий диалог | 4 |
| Слайд 9. Работа в парах. Определить склонение имен существительных.Фамилия, бюллетень, повидло, такси, рояль, бандероль, путь, кофе, жюри, атташе,маэстро, лебедь, мышь, шелковое кашне, шампунь. Проверка по эталону. Слайд 10. Знаменитая фамилия (ж.р.,1скл.), избирательный бюллетень (м.р., 2 скл.), яблочное повидло (ср.р., 2 скл.), грузовое такси (ср.р.), старинный рояль (м.р., 2 скл.), заказная бандероль (ж.р., 3 скл.), запасной путь (м.р., разноскл.), горячий кофе (м.р.), авторитетное жюри (ср.р.), военный атташе (м.р.),известный маэстро (м.р.), черный лебедь(м.р.,2 скл.), полевая мышь (ж.р., 3 скл.), шелковое кашне (ср.р.), новый шампунь (м.р., 2 скл.). Работа по учебнику. (Индивидуально).Упр. 232 (6 ), 1 вариант – от солнца³, 2 вариант- ладонь³. Проверка. Слайд 11. От солнца³ - сущ. 1.Сдвинул (от чего?) от солнца. Н.ф. – солнце. 2. Пост. – нариц., неодуш., ср. род, 2 скл.; непост. – ед. число, Р.п. 3. Сдвинул (от чего?) от солнца (дополнение). Ладонь³ – сущ. 1. Царапает (что?) ладонь. Н.ф. – ладонь. 2. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 3 скл.; непост. – ед. число, В.п. 3. Царапает (что?) ладонь (дополнение) | Работают в паре самостоятельно, осуществляют самооценку, фиксируют свои достижения в листе самоконтроля | Производит совместный разбор заданий с учащимися, комментирует | 5 5 |
5 | Практическая работа. Тест. Имя существительное. 1.Как изменяются имена существительные? А) по временам, числам, родам; Б) по родам, падежам и числам; В) по лицам и числам; Г) по родам, падежам, числам и лицам; Д) по числам и падежам. 2. Назовите разряды имен существительных по значению. А) относительные, притяжательные, качественные; Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные; В) неопределенные, отрицательные, возвратные; Г) повелительные, условные, изъявительные; Д) переходные, действительные, страдательные. 3. Назовите существительные мужского рода: А) проныра, задира, ябеда, соня; Б) шоссе, метро, такси, радио; В) шампунь, тюль, какаду, кофе; Г) Миссисипи, МГУ, Гималаи, леди; Д) семя, стремя, время, знамя. 4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа. А) шахматы, чернила, ножницы, поле; Б) масло, нефть, студенчество, крупа; В) листва, деньги, молодежь; Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки; Д) любовь, брюки, пальцы, воздух. 5. Укажите разносклоняемые имена существительные: А) темя, знамя, время, путь; Б) бюро, пальто, кофе, жюри; В) армия, санаторий, волнение; Г) такси, кафе, радио, маэстро; Д) леди, кашне, кино, шоссе. 6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб.., приказ о возвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн… А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е; Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е; В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е; Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е; Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е. 7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к. А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и; Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и; В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е; Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и; Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е. 8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик? А) обида, разведать, камень; Б) поднос, автомат, заказ; В) буфет, переводить, резать; Г) переписать, возить, подряд; Д) угон, барабан, кровля. 9. В каком слове перед суффиксом пишется ь? А) пон..чик; Б) стекол..щик; В) камен..щик; Г) барабан..щик; Д) табун..щик. 10. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным? А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды; Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки; В) пол..города, пол..минуты, пол..дома; Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра; Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра. Ответы. Слайд 12. 1 Д , 2 Б, 3 В, 4 Г, 5 А, 6 А, 7 В, 8 Д, 9 Б, 10 Г | Выполняет задание и проводит самооценку по критериям | Осуществляет мониторинг | 9 |