КГУ « Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини- центром» Интегрированный открытый урок по русскому языку и познанию мира
Тема: «Имя существительное, обобщение. Вода в природе» 3 класс Учитель Андриевская Ольга Викторовна.
Цели урока:
- Обобщение знаний о существительном и о воде в природе.
- Развивать: умение определять склонение и падеж существительных. Орфографические навыки при написании окончаний существительных в косвенных падежах. Развивать интеллект умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Продолжить формирование понятия «вода», расширить представление о свойствах ее как природного тела.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру внимательность, аккуратность и приемы.
Методы работы: проблемно-поисковый, репродуктивный, дифференцированный, групповой, индуктивный, интерактивный.
Оборудование:
- Плакат с цитатой, интерактивная доска урока.
- Карточки
- Таблицы «склонения существительных».
- Электронный учебник «Познание мира», стихи, «парад падежей», рисунки детей.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Приветствие
- Психологический настрой
- Вводная беседа
Учитель. Наш сегодняшний урок будет несколько необычным, вместе с изучением склонений имен существительных обобщим знания из познания мира. Повторяя правила орфографии, закрепляя ваше умение определять типы склонений имен существительных, мы будем беседовать об основных свойствах воды, ее местонахождении, значении для природы и человека, а значит, и для нас. С каким настроением будем работать?
- Словарная работа (обсуждается план работы)
- Этап. Дифференцированный. Работа по карточкам (несколько учеников)
- Работа в тетради. Остальные ученики открывают тетради. Записывают число. Проводится анализ работы по карточкам и записываем словарные слова в тетради.
- Минутка чистописания. Знакомство с цитатой урока. И запись ее в тетрадь
Мать – водица – всему царица!
III.Минутка познания природы (работа по электронному учебнику)
- Вспомните дети, в каком состоянии встречается вода в природе? (Твердым, жидком, газообразном)
- Где можно увидеть эти состояния воды?
(Лед на реке, пар из чайника, льющуюся струйку из крана)
- Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? (В различные осадки)
- Название их.
(Снег, дождь, град, иней, изморозь, роса)
- Запишите эти слова и определите их склонение.
(Дети записывают в тетрадь и делают взаимопроверку)
- Мечтаете ли увидеть чудо? А какое чудо окружает нас постоянно?
(Это вода)
- Послушайте, как можно красиво рассказать о воде. Обратите внимание на прилагательные, которые прозвучат в этом описании.
Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева падающих снежинок, радужное мерцание капель росы и громадных айсбергов, волны теплых морей и леденящая влага родников, весенний дождь и тропический ливень – все это жидкое тело, это вода.
- Назовите имена прилагательные, которые вы услышали в данном описании.
(Дети вспоминают и называют)
- Определение склонений имен существительных.
- Образуйте от имен прилагательных, записанных на доске, имена существительные в единственном числе. Укажите их склонения.
(На доске заранее выписаны имена прилагательные из читаемого отрывка, но закрытые бумагой, или написанные на листе бумаги и вывешиваемые в данный момент).
- Обратите внимание на таблицу, которая послужит вам подсказкой.
Фантастика – 1 скл. Тепло – 2 скл. Узор – 2 скл.
Причуда – 1 скл. Лед – 2 скл. Радуга – 1 скл.
Весна – 1 скл. Громада – 1 скл. Жидкость – 3 скл.
- Физминутка
- Работа поучебнику стр. 135, упр. 303,304 работа в группе
- Какие слова можно отнести к понятию «вода»?
(Лед, жидкость)
А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение «Откуда пришла вода» и найти слова, обозначающие различные состояния воды.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь – и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
- Выберите из прочитанного стихотворения слова, обозначающие воду в различных ее проявлениях.
(Роса, газировка, туман, льдинка, капля, слезинка, дождинка)
- Откуда они появились?
(Из океана)
Работа по электронному учебнику «Познание мира»
Что такое океан?
(Это крупный естественный)
- Сколько океанов на нашей планете Земля? Покажите на глобусе и назовите их.
(Учащийся подходит к столу учителя и выполняет задание)
- Какие водоемы вы еще знаете?
(Родник, ручей, река, море, озеро, пруд)
Учитель по мере названия, записывает слова на доске.
VII. Минутка экологии
- Планета Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нем.
На дом вам было задано прочитать стихотворение С.Михалкова «Прогулка» и подумать о поведении ребят на природе. Правильны ли их действия? Некоторые ученики свои ответы выразили в рисунках.
(Обсуждаются устные ответы учащихся и рисунки)
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! – крикнул Дима,
- Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.
Веселились, как могли? Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели… Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник привести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
- «Современный человек, видимо, не понимает, что ВСЕ вокруг нас – это продукты земли и моря и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой мы сидим». Это сказал известный норвежский путешественник Тур Хейердал.
- А вы дома подумаете над этими строчками и напишите, или нарисуете свое понимание.
VIII. Итог урока.
Обсуждается выполнение намеченного плана, чем понравился урок, что нового узнали, с каким настроением работали.
Оценивание работы.
Запись домашнего задания.