2.Актуализация прежних знаний. | Ре - Ребята, вы закончили изучать тему « «Имя существительное», и сегодня мы повторим все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные? - - Откройте тетради, напишите число и тему урока. На доске: Одиннадцатое марта. Повторение имени существительного. Д - Для того, чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. | - - Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место. |
3. Работа над текстом. | Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодцом. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги дрожали у него от старости: несет ложку ко рту – и суп расплескивает. Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отца из старой деревянной миски. У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек. - Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуду полотенцем. - Коробочку, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенькой, я буду вас из деревянной коробочки кормить. Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старика за печь прятать, из деревянной миски кормить. (К.Д. Ушинский) Задания к тексту: (Тексты у учащихся на столах) Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука_______ и нога_________ дрожали у него от старость_____________: несет ложка______________ ко рот___________ – и суп расплескивает. Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожали рука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________. У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________. - Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда______________ полотенце_______________. - Коробочка_________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька___________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить. Переглянулись отец с мать______________ и покраснели. Перестали с тех пора ___________ старик______________________ за печь прятать, из деревянной миска__________ кормить. | |
4. Анализ лингвистического материала. | (Зачитывается правильный вариант текста) - Докажите, что это текст.
- Укажите средства связи между предложениями текста.
- Как вы считаете, это сказка или быль? - О чем этот текст? Чему он учит, чему воспитывает?
- Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. На доске: К.Д.Ушинский. Дедушка. - Ребята, разделите страницу тетради на 3 части. Давайте вместе заполним их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных. А) Склонение ИС. 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | Б) Категория рода имен существительных. В) Категория одушевленности-неодушевленности ИС. - Ребята, а какие еще изученные вами орфограммы есть в этом тексте? - Какую еще категорию имени существительного мы не повторили? - А как вы думаете, почему в тексте нет собственных имен существительных? - Ребята, найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Ребята, эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные? - А теперь вспомним о синтаксической роли имен существительных. Подчеркните существительные в последнем абзаце как члены предложения. Г) Морфологический разбор существительного. - А теперь мы вспомним, как делается морфологический разбор имен существительных. Для этого возьмем существительное из текста. | - Все предложения связаны по смыслу и грамматически. - Местоимения, словесные повторы. - Быль. - О семье, об уважении к пожилым, о правильном семейном воспитании. 1скл. | 2 скл. | 3 скл. | дедушка | молодец | мать | рука | рот | старость | невестка | суп | печь | чашка | дитя | | щепочка | старик | | коробочка | сынок | | М. род | Ж. род | Ср. род | молодец | чашка | дитя | тятенька | старость | полотенце | суп | печь | | Одушевл. | Неодуш. | мать | стол | отец | миска | сынок | коробочка | тятенька | пол | - 1) Падежные окончания имен существительных: старости ( 3 скл., ж.р., Р.п.), невестке ( 1 скл., ж.р., Д.п.). 2)Правописание О-Е после шипящих: молодцом (ударная позиция), полотенцем (безударная позиция). - Категория числа, собственности-нарицательности имен существительных. - Потому что эта нравоучительная быль носит поучительный характер, она описывает не единичный, а типичный случай, пример из жизни. - Дедушка, сынок, щепочек, коробочка, тятенька, дитятко. У сущ. чашка, миска, ложка - к входит в состав корня. - Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д. Отец с матерью – подлежащее; старика – дополнение; за печь – обстоятельство места; из миски – обстоятельство. Из коробочки I.Коробочки из ( чего?)– сущ. II.Начальная форма: КОРОБОЧКА. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, 1 скл., ж.р.. Непостоянные признаки: ед. число, Р.п. III.Буду кормить ( из чего?) из коробочки (в предложении будет дополнением). |
5. Кроссворд. 6. Подведение итогов. | - Завершим наш урок кроссвордом. Сто одёжек, и все без застёжек. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Берега зелёные, море красное, рыбки чёрные. Я иду – она идёт, я стою – она стоит. Будешь залезать на шкаф, будешь длинный, как ... Разноцветное коромысло через реку повисло. Очаг один, а всю землю греет. | 1. | Л | У | К | | 2. | А | Р | Б | У | З | | | 3. | Т | Е | Н | Ь | | | | 4. | Ж | И | Р | А | Ф | | 5. | Р | А | Д | У | Г | А | 6. | С | О | Л | Н | Ц | Е | | -Что мы повторили об имени существительном?
- Ребята, мы проделали огромную работу. Вы хорошо справились со всеми заданиями и показали хорошие знания по изученной теме. Надеюсь, что и диктант тоже напишите хорошо. Желаю вам в этом удачи! | - Лук -Арбуз -Тень -Жираф -Радуга -Солнце - ИС как часть речи, одуш/неодуш., собств./нариц., род, число, склонение, падеж, правописание ИС. |