Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».
Цели урока:
Образовательные: обобщить знания учащихся об имени существительном; закреплять умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные.
Развивающие: продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания.
Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы, ребята, отправимся с вами в необычное путешествие, а именно в КОРОЛЕВСТВО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Перед путешествием разомнём наши пальчики.
3.Массаж для пальчиков.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
Он стоит посередине.
Этот пальчик безымянный.
Он избалованный самый.
Этот пальчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Работа в тетради.Открываем тетрадь, записываем:
Дату. Классная работа.
4. Минута чистописания.
Пропишем следующие буквосочетания:
ео аи
- А сейчас картинный словарный диктант.
Арбуз, карандаш, дельфин, помидор, мороз, класс, весна.
Проверим по цепочки.
5. Мозговой штурм
- Ребята,сейчас у нас будет контрольная проверка, которая называется «Мозговой штурм»
6. Обобщение знаний об имени существительном.
1)Имя существительное обозначает …….
2) Имена существительные отвечают на вопросы…….
3)Одушевлённые существительные отвечают на вопросы….
4) Неодушевлённые существительные отвечают на вопросы….
5)Имя существительное бывает….,……,……. рода.
6)Собственные имена существительные пишутся с ……
7) Нарицательные имена существительные пишутся с ……
7.Игра «Кто или что?»
На нашем пути появился замок, в котором живёт сказочный герой.
Догадайтесь, кто это?
Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше. (Карлсон)
У вас на парте есть сигнальные карточки.
Карлсон просит ответить на вопросы и выполнить задание.
Если предмет одушевлённый - зелёная карточка, если неодушевлённый - красная карточка.
Дети показывают карточки затем записываем в тетрадь.
Записывают в два столбика слова.
КТО? ЧТО?
слон карандаш
кошка пенал
попугай стул
ёжик яблоко
7. Физминутка.
Изменение существительных по числам.
А вот следующий замок. Угадайте, кто в нём живёт?
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …. (Айболит).
Чтобы Айболит смог помочь больным зверям в Африке, вы должны выполнить следующие задания. Имена существительные изменяются по числам. Поставьте слова во множественное число:
За…ц - …, м…дведь - …, волк - …, к…рова - …, дят…л - ….
Какое слово является лишним? (Дятел – это птица).
Работа с деформированным предложением. (Слова написаны на карточках. Дети составляют предложение, записывают в тетрадь, подчеркнуть имена существительные
Осину, долбит, крепким, дятел, клювом.
Молодцы! Вы помогли Айболиту.
А вот следующий замок. Замок «Нарицательных и собственных»
- Работа с перфокартами. Род имён существительных.
И мы продолжим своё путешествие. Кто же живёт в третьем сказочном замке?
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина).
Мальвина просит вас определить род имён существительных.
Работа с перфокартами.
1 группа 2 группа
м.р. ж.р. с.р. м.р. ж.р. с.р.
молоко + девочка +
берёза + лисица +
ягода + язык +
мороз + окно +
лопата +
ландыш +
Взаимопроверка.
9. Тест.
И вот мы в королевстве имени существительного. Подведём итог и выполним тест, с помощью которого я проверю, как вы усвоили эту тему.
Тест
1.Укажите неодушевлённые имена существительные:
а) белка б) тетрадь в) ручка
2.Укажите нарицательные имена существительные:
а) кот б) Минск в) стол
3.Подчеркни имена существительные женского рода:
а) стакан б) лодка в) окно
4. Подчеркни имена существительные мужского рода:
а) стул б) дождь в) одежда
5. Укажите имена существительные в единственном числе:
а) лыжи б) конь в) стол
Рефликсия:
- Оцените друг друга на листах контроля. Оценки за урок.
Выберите смайлик эмоций и чувств, как вы себя чувствовали на уроке.
10.Послушайте стихотворение.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Улыбнитесь друг другу. Всем спасибо за урок.
МОЛОДЦЫ!