Тема. Имя существительное (закрепление).
Цель: повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном как часть речи, способствовать формированию умений определять грамматические признаки имён существительных, развивать познавательную активность учащихся; воспитывать внимательность, самостоятельность, желание изучать русский язык.
Оборудование: карта путешествия, запись, учебник, наклейки, мультимедийный проектор
Ход урока
1.Организационный момент
- Мы начинаем наш урок, урок-путешествие. Отправимся снегоходом на север, используя маршрутную карту (проектирование на экран). На каждой из остановок вас ждут пингвины из мультфильма «Мадагаскар» с интересными заданиями. В конце урока вы сможете добраться к цели. Итак, наш маршрут направляется к «Башне сокровищ».
2. Актуализация опорных знаний
Первая остановка
* Дидактическая игра «Снежный ком»
-Определите правильные высказывания.
*Имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета.
* Имена существительные бывают собственные и нарицательные
* Имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые
*Собственные существительные пишутся с большой буквы
*К собственным именам существительным относятся только имeнa и фамилии людей
*Большинство имён существительных имеют форму единственного и множественного числа
*Существительное в предложении бывают подлежащим, сказуемым или второстепенным членом предложения
*В множественном числе существительные бывают мужского рода
(выставляется балл ряду - победителю)
3. Работа по теме урока
Сообщение темы и цели урока
-На этом уроке мы закрепляем знания об имени существительном как части речи и направляемся к следующей (второй) остановке
* 2 остановка - Каллиграфическая минутка.
Активным и внимательным будь,
О каллиграфии не забудь!
це лью со зу по зи целый, льются, сонце, зубки, зима, заяц
-Объяснить орфограммы в записанных словах.
(Устно подобрать родственные слова: (зимний, зимовать, зимовка, зимушка), слова – антонимы: зима - лето)
Ассоциативный куст к слову ЗИМА (слова - существительные, живущие зимой: снег, лед, мороз, коньки, метель (синонимы: метель, вьюга), гололедица, гололёд)
- Любите ли вы зиму?
Домашнее задание. Составить текст - рассуждение «Почему я люблю зиму», используя существительные ассоциативного куста
Словарный самодиктант (слова из словаря с буквой Зз пишутся по памяти). Самопроверка.
(по 1 ученику с каждого ряда сдают работы на проверку учителю. Определяется ряд-победитель)
-Кто выполнил задание без ошибок? У кого одна и больше ошибок?(анализ)
Третья остановка * Распределительный диктант
Прочитай слова:
Фокус, облако, клёст, зайчонок, опушка, Донецк, сосулька, снегири.
- Что можно сказать об этих словах? (имена существительные)
- Что такое имя существительное?
- Что можно узнать по данным словами об этой части речи?
- Какое слово будет «лишним» в строке? (Донецк). Почему?
- На какие две группы можно разделить все остальные имена существительные? (одушевлённые и неодушевлённые)
- Назовите только одушествлённые? Докажите.
- Теперь разделите эти слова на три группы и запишите их в три столбика. По какому признаку вы будете делить слова?
Работа в паре
- Как определить род существительных? (каждый рассказывает правило соседу по парте)
- Какие окончания имеют существительные с. р., ж. р., м. р.?
Самостоятельная работа в паре
(3 ученика с каждого ряда - на проверку. Выставляются баллы по рядам)
Физкультминутка
Четвертая остановка
* Орфографическая минутка - за 3 минутки. Записать слова, вставив пропущенные буквы.
С?ели кл… новый п.сатель
д… машний в… шневий к… вры
ед … ница з…млетр.сение г… лу.ка
Запись слов, проверка «ручейком»
- У кого не было ошибок? У кого были допущены ошибки?
- Подчеркните имена существительные. Объясните свой выбор.
- Назовите одушествлённые имена существительные (писатель),
- Прочитайте имена существительное женского рода. (баллы по рядам)
* Комментированное письмо
-Составьте предложение о зиме, используя одно из слов орфографической минутки (Волшебница-зима покрыла просторы белыми коврами)
-Выполнить синтаксический разбор. 3 человека у доски (по итогам - балл ряду)
Пятая остановка *«Сам-сам-сам» Задание из учебника
- Выполняем самостоятельно упражнение № …, с. …
(взаимопроверка)
Шестая остановка - *Игровая
«Эстафета»
Каждом ряду - лист с заданием: записать имена существительные во множественном числе.
крыло
сын
друг
брат
стул
стол
- Объяснить написание слов.(баллы по рядам)
Групповая работа (используются карточки со словами: доброта, Кальмиус, сердце, дончанин, ученик)
На экране высвечиваются номера карточек. Ученик выбирает число, а учитель – открывает слово. Каждая творческая группа должна определить и назвать изученные грамматические категории.
Например: • доброта – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, ед. число, ж. род
Седьмая остановка - заключительная - * Башня Сокровищ.
4. Итог Рефлексия.
- Анализируем, подводим результаты нашего путешествия.
- Кто получает отличную оценку за урок? Почему?
- Какую оценку поставим.?
- Какой ряд является победителем? (Считаем количество баллов) – выдаются наклейки
Упражнение «Микрофон»
- Какая часть речи была главной на нашем уроке? (имя существительное)
- Какие грамматические признаки имеет имя существительное?
- Каким членом предложения может быть?
- Что понравилось вам на уроке?
- Что запомнилось и о чём расскажите дома родителям?
- Вот и закончилось наше путешествие. Мы приблизились к Башне Сокровищ,
- Как вы думаете, какие сокровища здесь спрятаны?
Правильно, и вы должны помнить, что самый большой клад для человека - это знания! Стремитесь найти этот клад! Будьте образованными людьми! Спасибо за урок.