Повторение и закрепление знаний по теме «Имя существительное».
Цель:
- повторить и закрепить полученные знания, умения и навыки по теме «Имя существительное», применять изученные правила, в том числе правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
Задачи:
- развивать орфографическую зоркость, устную речь;
- выполнять грамматические задании;
-воспитывать лучшие душевные качества, чувства любви, милосердия.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные: смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока
Установка.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Все друг к другу повернитесь.
Одноклассникам, гостям
Мило, дружно улыбнитесь
И садитесь по местам.
1. Целеполагание.
1. Тренажёр № 1 в программе hotpothelp (определить части речи) на компьютере
Учитель:
- Какую часть речи мы изучаем?
Уч-ся:
- Имя существительное.
2. Словарный диктант.
Добро, милосердие, душевность, тактичность, багаж, чистота, свет, В(в)ера, подвиг, работяги, пианино.
(Один ученик пишет на доске. Взаимопроверка)
Учитель:
- Что объединяет записанные слова с точки зрения русского языка?
Уч-ся:
- Все эти слова – имена существительные.
Учитель:
- Какой темой можно объединить эти слова?
Уч-ся:
- Духовные качества человека.
Учитель:
- Как к этой теме относятся слова «багаж, подвиг, пианино»?
Уч-ся:
- Багаж знаний, добродетели.
- Подвиг душевный.
- Пианино – инструмент, музыка для души человека.
Учитель:
- Какое слово лишнее? Почему?
Уч-ся:
- Вера – может быть собственное имя существительное.
- Работяги – существительное общего рода, во множественном числе, одушевлённое (если слово «вера» - состояние души).
- Пианино – несклоняемое.
- Милосердие – особое склонение на –ий, -ия, -ие, сложное (2 корня).
Учитель:
- На какие 3 группы можно распределить все имена существительные, исключив слова «работяга, милосердие, пианино»?
Уч-ся:
- Мужской, женский, средний род.
- 1-е, 2-е, 3-е склонение.
Учитель:
- Сформулируйте тему урока.
Уч-ся:
- Повторение и закрепление знаний об имени существительном.
2. Повторение.
1) Составление кластера
На доске цветик-семицветик (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). В серединке написано «имя существительное». Фронтально заполняем лепестки:
а) обозначает (предмет, чувства, состояние, явление природы, событие)
б) одушевленное (кто?) – неодушевленное (что?)
в) собственное – нарицательное
г) род (мужской, женский, средний, общий)
д) склонение (1-е – м.р. и ж.р. на –а, -я, 2-е – м.р. – с 0 оконч. и с.р., 3-е – ж.р. с 0 оконч., сущ. на –ий, -ия, -ие)
е) число (единственное, множественное, только единственное, только множественное)
ж) падежи (6 падежей);
роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство)
2)Работа в группах.
Учащиеся распределяются в группы, выбирают лепесток, готовят краткое сообщение по своей теме и выступают.
3. Закрепление.
Практическая работа.
Перед вами притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
Прочитайте её и скажите, о чём она.
Незабудка.
Вырос в пол. цветок и радовался солнцу, влаг., жизн.. А еще тому, что Бог создал его не крапив.й или чертополох.м, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос… И вдруг… Шёл мимо мальчик Саша и сорвал незабудку. Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал он цветок и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. А Саш. ведь даже было не ведомо, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизн. .
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Уч-ся:
- Притча о милосерди. и любви к природ., к людям.
Учитель:
- Выпишите словосочетания с существительными, в которых пропущены окончания, вставьте и объясните их написания (каждая группа вписывает свои признаки)
- вырос (где?) в поле – неод., нариц., ср. р., 2-е скл., в ед. ч., в П.п., обст.
радовался (чему?) влаге, жизни – неод., нариц., ж.р., 1-е скл., 3-е скл., в ед.ч., в Д.п., доп.
создал (чем?) не крапивой или чертополохом – неод., нариц., ж.р., м.р., 1-е скл. 2-е скл., в ед.ч., в Т.п., доп.
не ведомо (кому?) Саше – одуш., собств., м.р., 1-е скл., в ед.ч., в Д.п., доп.
лишили (чего?) жизни – неод, нариц., ж.р., 3-е скл., в ед.ч., в Р.п., доп.
притча (о чём?) о милосердии – неод., нариц., ср.р., на –ие, в ед.ч., в П.п., доп.
о любви (к чему?) к природе – неод., нариц, ж.р., 1-е скл., в ед.ч., в Д.п., доп.
4. Самостоятельная работа.
1.Тест (в парах)
1. Подчеркни имена неизменяемые имена существительные.
Пальто, поезд, кашпо, каравай, метро, шоссе.
2. Укажи существительные, которые употребляются только во множественном числе:
1) цветы 4) клещи 7) экскурсии
2) каникулы 5) тарелки 8) щипцы
3) весы 6) шахматы 9) носки
3. Составь четыре словосочетания из слов в левой и правой колонке. Запиши, определи падеж существительных.
любить школа
спешить хоккей
заботиться урок
заканчивать ребёнок
_________________________________________
_________________________________________
________________________________________
_________________________________________
4. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих показывает …
А) мягкость согласных.
Б) что это имя существительное женского рода.
5. Выбери имена существительные, у которых в форме единственного числа на конце пишется мягкий знак.
1) ключи 4) карандаши 7) дочери
2) ночи 5) лучи 8) шалаши
3) вещи 6) печи 9) ерши.
6. Укажи предложения с подлежащими, выраженными именами существительными:
1) Взошло солнце над лесом.
2) Завтра мы едем в музей.
3) В лесу расцвели ландыши.
4) Сосна и ель стоят всегда зелёные.
5) Они весело бежали по тропинке.
6) За окном стемнело.
7. Склонение существительных – это…
1) изменение по числам и родам 2) изменение по падежам 3) изменение по числам и падежам
Фронтальная самопроверка (каждая группа объясняет по 1 заданию).
2. Тренажёр № 2 в программе hotpothelp (вставить окончания)на компьютере.
5. Итог урока.
Составить синквейн « Имя существительное».
Существительное
Одушевлённое, неодушевлённое
Обозначает, называет, существует
Предмет
6. Рефлексия.
У каждого ученика листок с цветиком-семицветиком, на котором ребята будут рисовать смайлики по заданию учителя:
- Почему именно цветик-семицветик сопутствует нам сегодня на уроке?
- Цветик-семицветик – символ добра, милосердия, взаимопомощи. На уроке мы помогали друг другу.
- То, что в теме «Имя существительное» усвоено вами недостаточно хорошо, нарисуйте рядом с соответствующим лепестком красный смайлик, а то, что знаете хорошо, обозначьте зелёным смайликом.
Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале и приклейте в серединку цветка.
А теперь прикрепите свои цветики-семицветики к доске (поставьте их в вазу). Вот какой замечательный букет получился у нас. Пусть он исполнит ваши добрые желания!