kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка " Повторение и закрепление знаний по теме "Имя существительное" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Повторение и закрепление знаний по теме «Имя существительное».

Цель:

- повторить и закрепить полученные знания, умения и навыки  по теме «Имя существительное»,  применять изученные  правила, в том числе правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Задачи:

- развивать орфографическую зоркость, устную речь;

- выполнять грамматические задании;

-воспитывать лучшие душевные качества, чувства любви, милосердия.

  •  

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата  с заданным эталоном;  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;  выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные: смысловое чтение;  преобразование модели с целью  выявления общих законов, определяющих данную предметную область; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  •   владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Ход урока

Установка.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Все друг к другу повернитесь.

Одноклассникам, гостям
Мило, дружно улыбнитесь
И садитесь по местам.

1. Целеполагание.

1. Тренажёр № 1 в программе hotpothelp (определить части речи) на компьютере

  Учитель:

    - Какую часть речи мы изучаем?

Уч-ся:

   - Имя существительное.

2. Словарный диктант.

Добро, милосердие, душевность, тактичность, багаж, чистота, свет, В(в)ера, подвиг, работяги, пианино.

(Один ученик пишет на доске.  Взаимопроверка)

Учитель:

 - Что  объединяет записанные слова с точки зрения русского языка?

Уч-ся:

 - Все эти слова – имена существительные.

Учитель:

 - Какой темой можно объединить эти слова?

Уч-ся:

 - Духовные качества человека.

Учитель:

 - Как к этой теме относятся слова «багаж, подвиг, пианино»?

Уч-ся:

 - Багаж знаний, добродетели.

 - Подвиг душевный.

 - Пианино – инструмент, музыка для души человека.

Учитель:

 - Какое слово лишнее? Почему?

Уч-ся:

 - Вера – может быть собственное имя существительное.

 - Работяги – существительное общего рода, во множественном числе, одушевлённое (если слово «вера» - состояние души).

 - Пианино – несклоняемое.

 - Милосердие – особое склонение на –ий, -ия, -ие, сложное (2 корня).

Учитель:

 - На какие 3 группы можно распределить все имена существительные, исключив слова «работяга, милосердие, пианино»?

Уч-ся:

 - Мужской, женский, средний род.

 - 1-е, 2-е, 3-е склонение.

Учитель:

 - Сформулируйте тему урока.

Уч-ся:

 - Повторение и закрепление знаний об имени существительном.

2. Повторение.

1) Составление кластера

На доске цветик-семицветик (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). В серединке написано «имя существительное». Фронтально заполняем лепестки:

 а) обозначает (предмет, чувства, состояние, явление природы, событие)

 б) одушевленное (кто?) – неодушевленное (что?)

 в) собственное – нарицательное

 г) род (мужской, женский, средний, общий)

 д) склонение (1-е – м.р. и ж.р. на –а, -я, 2-е – м.р. – с 0 оконч. и с.р., 3-е – ж.р. с 0 оконч., сущ. на –ий, -ия, -ие)

 е) число (единственное, множественное, только единственное, только множественное)

 ж) падежи (6 падежей);

  роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство)

2)Работа в группах.

Учащиеся распределяются в группы, выбирают лепесток, готовят краткое сообщение по своей теме и выступают.

3. Закрепление.

Практическая работа.

Перед вами притча  — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Прочитайте её и скажите, о чём она.

Незабудка.

    Вырос в пол. цветок и радовался солнцу, влаг., жизн..  А еще тому, что Бог создал его не крапив.й или чертополох.м, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…   И вдруг…  Шёл мимо мальчик Саша и сорвал незабудку. Просто так, не зная даже зачем.

    Скомкал он цветок и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. А Саш. ведь даже было не ведомо, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизн. .

    Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

  А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Уч-ся:

- Притча о милосерди. и любви к природ., к людям.

Учитель:

 - Выпишите словосочетания с существительными, в которых пропущены окончания, вставьте и объясните их написания (каждая группа вписывает свои признаки)

 - вырос (где?) в поле – неод., нариц., ср. р., 2-е скл., в ед. ч., в П.п., обст.

   радовался (чему?) влаге, жизни – неод., нариц., ж.р., 1-е скл., 3-е скл., в ед.ч., в Д.п., доп.

   создал (чем?) не крапивой или чертополохом – неод., нариц., ж.р., м.р., 1-е скл. 2-е скл., в ед.ч., в Т.п., доп.

   не ведомо (кому?) Саше – одуш., собств., м.р., 1-е скл., в ед.ч., в Д.п., доп.

   лишили (чего?) жизни – неод, нариц., ж.р., 3-е скл., в ед.ч., в Р.п., доп.

   притча (о чём?) о милосердии – неод., нариц., ср.р., на –ие, в ед.ч., в П.п., доп.

   о любви (к чему?) к природе – неод., нариц, ж.р., 1-е скл., в ед.ч., в Д.п., доп.

  4. Самостоятельная работа.

1.Тест (в парах)

1. Подчеркни имена неизменяемые имена существительные.

 

Пальто, поезд, кашпо, каравай, метро, шоссе.

     2. Укажи существительные, которые употребляются только во множественном числе:

       1) цветы                                  4) клещи                      7) экскурсии

       2) каникулы                            5) тарелки                     8) щипцы

       3) весы                                   6) шахматы                   9) носки

 3. Составь четыре словосочетания из слов в левой и правой колонке. Запиши, определи падеж существительных.

любить              школа

спешить             хоккей

заботиться         урок

заканчивать       ребёнок

_________________________________________

_________________________________________

________________________________________

_________________________________________

 4. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих показывает …

А) мягкость согласных.

Б) что это имя существительное женского рода.

 5. Выбери имена существительные, у которых в форме единственного числа на конце пишется мягкий знак.

1) ключи         4) карандаши         7) дочери

2) ночи            5) лучи                  8) шалаши

3) вещи           6) печи                  9) ерши.

   6. Укажи предложения с подлежащими, выраженными именами существительными:

1) Взошло солнце над лесом.

2) Завтра мы едем в музей.

3) В лесу расцвели ландыши.

4) Сосна и ель стоят всегда зелёные.

5) Они весело бежали по тропинке.

6) За окном стемнело.

    7. Склонение существительных – это…

1) изменение по числам и родам    2) изменение по падежам     3) изменение по числам и падежам

Фронтальная самопроверка (каждая группа объясняет по 1 заданию).

2. Тренажёр № 2 в программе hotpothelp (вставить окончания)на компьютере.

5. Итог урока.

Составить синквейн « Имя существительное».

Существительное

Одушевлённое, неодушевлённое

Обозначает, называет, существует

Предмет

6. Рефлексия. 

У каждого ученика листок с цветиком-семицветиком, на котором ребята будут рисовать смайлики по заданию учителя:

- Почему именно цветик-семицветик сопутствует нам сегодня на уроке?

- Цветик-семицветик – символ добра, милосердия, взаимопомощи. На уроке мы помогали друг другу.

- То, что в теме «Имя существительное» усвоено вами недостаточно хорошо, нарисуйте рядом с соответствующим лепестком красный смайлик, а то, что знаете хорошо, обозначьте зелёным  смайликом.

Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале и приклейте в серединку цветка.

А теперь прикрепите свои цветики-семицветики к доске (поставьте их в вазу). Вот какой замечательный букет получился у нас. Пусть он исполнит ваши добрые желания!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка " Повторение и закрепление знаний по теме "Имя существительное" "»

Открытый урок. Клюева Г.С.

Повторение и закрепление знаний по теме «Имя существительное».

Цель:

- повторить и закрепить полученные знания, умения и навыки по теме «Имя существительное», применять изученные правила, в том числе правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Задачи:

- развивать орфографическую зоркость, устную речь;

- выполнять грамматические задании;

-воспитывать лучшие душевные качества, чувства любви, милосердия.


УУД:

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные: смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Ход урока

Установка.


Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Все друг к другу повернитесь.

Одноклассникам, гостям
Мило, дружно улыбнитесь
И садитесь по местам.


  1. Целеполагание.

1. Тренажёр № 1 в программе hotpothelp (определить части речи) на компьютере

Учитель:

- Какую часть речи мы изучаем?


Уч-ся:

- Имя существительное.



2. Словарный диктант.


Добро, милосердие, душевность, тактичность, багаж, чистота, свет, В(в)ера, подвиг, работяги, пианино.

(Один ученик пишет на доске. Взаимопроверка)


Учитель:

- Что объединяет записанные слова с точки зрения русского языка?


Уч-ся:

- Все эти слова – имена существительные.



Учитель:

- Какой темой можно объединить эти слова?

Уч-ся:

- Духовные качества человека.


Учитель:

- Как к этой теме относятся слова «багаж, подвиг, пианино»?

Уч-ся:

- Багаж знаний, добродетели.

- Подвиг душевный.

- Пианино – инструмент, музыка для души человека.


Учитель:

- Какое слово лишнее? Почему?


Уч-ся:

- Вера – может быть собственное имя существительное.

- Работяги – существительное общего рода, во множественном числе, одушевлённое (если слово «вера» - состояние души).

- Пианино – несклоняемое.

- Милосердие – особое склонение на –ий, -ия, -ие, сложное (2 корня).

Учитель:

- На какие 3 группы можно распределить все имена существительные, исключив слова «работяга, милосердие, пианино»?


Уч-ся:

- Мужской, женский, средний род.

- 1-е, 2-е, 3-е склонение.


Учитель:

- Сформулируйте тему урока.

Уч-ся:

- Повторение и закрепление знаний об имени существительном.


2. Повторение.


1) Составление кластера


На доске цветик-семицветик (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). В серединке написано «имя существительное». Фронтально заполняем лепестки:

а) обозначает (предмет, чувства, состояние, явление природы, событие)

б) одушевленное (кто?) – неодушевленное (что?)

в) собственное – нарицательное

г) род (мужской, женский, средний, общий)

д) склонение (1-е – м.р. и ж.р. на –а, -я, 2-е – м.р. – с 0 оконч. и с.р., 3-е – ж.р. с 0 оконч., сущ. на –ий, -ия, -ие)

е) число (единственное, множественное, только единственное, только множественное)

ж) падежи (6 падежей);

роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство)


2)Работа в группах.

Учащиеся распределяются в группы, выбирают лепесток, готовят краткое сообщение по своей теме и выступают.



3. Закрепление.


Практическая работа.


Перед вами притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Прочитайте её и скажите, о чём она.

Незабудка.

  Вырос в пол.. цветок и радовался солнцу, влаг.., жизн.. . А еще тому, что Бог создал его не крапив..й или чертополох..м, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос… И вдруг… Шёл мимо мальчик Саша и сорвал незабудку. Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал он цветок и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. А Саш.. ведь даже было не ведомо, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизн.. .

  Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

  А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…


Уч-ся:

- Притча о милосерди.. и любви к природ.. , к людям.


Учитель:

- Выпишите словосочетания с существительными, в которых пропущены окончания, вставьте и объясните их написания (каждая группа вписывает свои признаки)


- вырос (где?) в поле – неод., нариц., ср. р., 2-е скл., в ед. ч., в П.п., обст.

радовался (чему?) влаге, жизни – неод., нариц., ж.р., 1-е скл., 3-е скл., в ед.ч., в Д.п., доп.

создал (чем?) не крапивой или чертополохом – неод., нариц., ж.р., м.р., 1-е скл.. 2-е скл., в ед.ч., в Т.п., доп.

не ведомо (кому?) Саше – одуш., собств., м.р., 1-е скл., в ед.ч., в Д.п., доп.

лишили (чего?) жизни – неод, нариц., ж.р., 3-е скл., в ед.ч., в Р.п., доп.

притча (о чём?) о милосердии – неод., нариц., ср.р., на –ие, в ед.ч., в П.п., доп.

о любви (к чему?) к природе – неод., нариц, ж.р., 1-е скл., в ед.ч., в Д.п., доп.

4. Самостоятельная работа.

1.Тест (в парах)


1. Подчеркни имена неизменяемые имена существительные.


Пальто, поезд, кино, плащ, метро, шоссе.

2. Укажи существительные, которые употребляются только во множественном числе:

1) книги                                   4) ножницы                       7) праздники

2) каникулы                            5) кастрюли                       8) щипцы

3) весы                                     6) шахматы                        9) валенки

3. Составь четыре словосочетания из слов в левой и правой колонке. Запиши, определи падеж существительных.


любить школа

спешить футбол

заботиться урок

заканчивать птенец

_________________________________________

_________________________________________

________________________________________

_________________________________________


4. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих показывает …


А) мягкость согласных.

Б) что это имя существительное женского рода.


5. Выбери имена существительные, у которых в форме единственного числа на конце пишется мягкий знак.


1) стрижи 4) мыши 7) сторожа

2) ночи 5) лучи 8) малыши

3) лещи 6) печи 9) ерши.

6. Укажи предложения с подлежащими, выраженными именами существительными:

1) Запорошила зима поле снегом.

2) Мы часто гуляли в этом парке.

3) В тени папоротника сверкала роса.

4) Сосна и ель стоят всегда зелёные.

5) Они тянули свои ветки к солнцу.

6) С утра подморозило.

7. Склонение существительных – это…

1) изменение по числам и родам    2) изменение по падежам     3) изменение по числам и падежам

Фронтальная самопроверка (каждая группа объясняет по 1 заданию).

2. Тренажёр № 2 в программе hotpothelp (вставить окончания)на компьютере.



5. Итог урока.

Составить синквейн « Имя существительное».

Существительное

Одушевлённое, неодушевлённое

Обозначает, называет, существует

Предмет



6. Рефлексия.

У каждого ученика листок с цветиком-семицветиком, на котором ребята будут рисовать смайлики по заданию учителя:

- Почему именно цветик-семицветик сопутствует нам сегодня на уроке?

- Цветик-семицветик – символ добра, милосердия, взаимопомощи. На уроке мы помогали друг другу.

- То, что в теме «Имя существительное» усвоено вами недостаточно хорошо, нарисуйте рядом с соответствующим лепестком красный смайлик, а то, что знаете хорошо, обозначьте зелёным смайликом.

Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале и приклейте в серединку цветка.

А теперь прикрепите свои цветики-семицветики к доске (поставьте их в вазу). Вот какой замечательный букет получился у нас. Пусть он исполнит ваши добрые желания!















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клюева Галина Степановна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Одушевлённые-неодушевленные имена существительные". Закрепление."
    ["seo_title"] => string(128) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriezientatsiieinatiemuodushievlionnyienieodushievliennyieimienasushchiestvitielnyiezakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "256568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448179828"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка 2 класс (ОНЗ) Тема: Что такое существительное? "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-onz-tiema-chto-takoie-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "157991"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421678689"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Безударные окончания существительных". ("Школа России") "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-biezudarnyie-okonchaniia-sushchiestvitiel-nykh-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "163311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422463084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "План- конспект урока русского языка по теме "Повторение знаний о правописании падежных окончаний имён существительных единственного числа""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_povtorenie_znanii_o_pravopisanii_pad"
    ["file_id"] => string(6) "513383"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559677747"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "108022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403536877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства