Цель урока- активизировать полученные раннее знания у учащихся, научить работать в группе, самостоятельно выполнять групповые и индивидуальные задания, стратегиями критического мышления позволено узнать степень изученного материала, оценивается проводится в группе, лидерами группы, которых учащиеся выбирают сами. Повторяем теоретический материал о синонимах, антонимах и омонимах, учащиеся пишут цифровой диткнат для закрепления знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по теме "Фразеология", "Лексика"»
Дата:
Класс:9 Б
Тема: Лексика. Фразеология.
Ц е л и: активизировать полученные ранее знания о составе и разделении лексики с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски: о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах; закрепить умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале; анализировать уместность употребления их в речи.
Ход урока
Орг. момент.
Проверка д\з
Деление на группы
- Тема сегодняшнего урока «лексика и фразеология». Ваша задача – вспомнить все, что вы изучали по этой теме в 5 – 8 классах: состав лексики и ее расслоение, взаимоотношения между словами – синонимы, антонимы, омонимы; вспомнить, что такое фразеологизмы, и потренироваться в употреблении их в речи.
II. Повторение изученного.
1. Беседа.
- вспомните, что означает термин «Лексика» (Словарный состав языка).
- Теперь, прослушав характеристику определенного пласта лексики, назовите, о чем идет речь.
1) Слова, недавно вошедшие в употребление. (Неологизмы)
2) Слова, вошедшие в русский язык из других языков. (Заимствованные.)
3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные.)
4) Слова, вышедшие из активного употребления. (Архаизмы).
5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии. (Профессионализмы.)
6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. (Историзмы.)
7) Специальные слова, обозначающие научные понятия. (Термины).
2. Работа с учебником.
- откройте упр.8 на с. 8. Обратите внимание на задание после упражнения. Какое многозначное слово употреблено в последнем тексте? (Мир). Какие лексические значения этого слова вы знаете?
Цифровой диктант.
Зачитываются словосочетания, учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1 – синоним; 2 – омоним, 3 – антоним. Для проверки учитель еще раз читает словосочетания, а учащиеся объясняют правильность выбора цифры.
Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин.
Получившийся код: 1, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 2, 1.
- Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили?
4. Составление словосочетаний.
- Самостоятельно составьте словосочетания с записанными словами на доске так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.
Д. железный, холодный, шептать, носик.
- Проверьте, что у вас получилось. (Железный характер, холодный взгляд, шепчет ветерок, носик чайника.)
- Это свободные или устойчивые словосочетания?
- Как называются устойчивые сочетания, по лексическому значению близкие одному слову? (Фразеологизмы.)
5. Работа над фразеологизмами.
- Обратите внимание на фразеологизмы, записанные на доске.
1 группа:
Водой не разольешь
Знать на зубок
Сколько душе угодно
Ни в зуб ногой
2 группа:
Яблоку негде упасть
Друг закадычный
Как кошка с собакой
Кот наплакал
3 группа:
Сломя голову
Хоть пруд пруди
Тащиться черепашьим шагом
Одна нога здесь, другая там
Знать как свои пять пальцев
- Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем – антонимичные.
III. Подведение итога урока.
- Какие лексические понятия вы вспомнили? С помощью каких видов работ их закрепили?
Домашнее задание: составить предложения с фразеологизами: