Урок по теме "Чтение слов с Ъ и Ь знаками" система Л.В. Занков
Урок по теме "Чтение слов с Ъ и Ь знаками" система Л.В. Занков
Тема: Чтение слов с Ъ и Ь знаками.
(обобщающий урок)
Цели урока:
1)Познавательные УУД: обобщение знаний о разделительных ъ и ь знаках, способствовать формированию навыков правильного чтения с этими буквами; развивать речь устную и письменную, фонематический слух.
2) Коммуникативные УУД: планирование совместной деятельности, умение сотрудничать в группе;
3) Регулятивные УУД: определять и контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания;
4) Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремиться к достижению положительных результатов
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Чтение слов с Ъ и Ь знаками" система Л.В. Занков »
Литературное чтение. 1 класс
Стенькина Любовь Григорьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ№1 р. п. Переяславка
район имени Лазо
( развивающая система Л.В. Занкова )
Тема: Чтение слов с Ъ и Ь знаками.
(обобщающий урок)
Цели урока:
1)Познавательные УУД: обобщение знаний о разделительных ъ и ь знаках, способствовать формированию навыков правильного чтения с этими буквами; развивать речь устную и письменную, фонематический слух.
2) Коммуникативные УУД: планирование совместной деятельности, умение сотрудничать в группе;
3) Регулятивные УУД: определять и контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания;
4) Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремиться к достижению положительных результатов
Какие задания вы можете предложить? (высказывания детей)
Учитель: Прежде, чем начнём читать, проведём ритмическую гимнастику
Встаньте, положите руку на брюшной пресс, вдохните через нос, произнесите звук /а/ долго на одном выдохе
(На доске появляется слайд): А уууу
Учитель: Мы хорошо подготовили свой речевой аппарат к работе и сейчас будем
выполнять задания, которые вы предложили.
Учитель: Рассмотрите внимательно верхнюю строчку учебника. Ваше любимое занятие - ребусы. Возьмите карандаш и самостоятельно решите их
Учитель: Кто отгадал одно слово? Два? Три?
Учитель: А кто отгадал все четыре слова? (удивлённо)
Учитель: Какие слова были зашифрованы? Кто может их прочитать.
Дети: (читают по одному слову, по ходу спрашиваю, как смог разгадать слово)
СЪЕЛИ ПОДЪЕЗД СЕМЬЯ ВЬЮН
Учитель: А на какие две группы эти слова можно разделить?
Дети: В одну группу отнесём слова с Ь знаком, а в другую с Ъ
( На доске открываю слова )
С_ЕЛИ СЕМ_Я Ъ, Ь
ПОД_ЕЗД В_ЮН
Учитель: Вот незадача. Буквы – то из слов убежали. В какие слова их надо поселить? (дети вписывают буквы в слова)
Учитель: Прочитайте слова, в которых есть ъ, ь знаки. Какую работу выполняют в этих знаки в данных словах?
Дети: Они разделили согласный звук от гласного
Учитель: Как правильно читаются буквы Я,Е,Ё,Ю после Ъ и Ь ?
Дети: после Ъ И Ь буквы Я, Е, Ё, Ю читаются как два звука.
Учитель: Какой первый читается звук?
Дети: Первый звук читается /Й/
Учитель: (дети получают карточки ) Сейчас будем работать в группах. Составьте схему слова,
1 группа 2группа 3группа 4группа
семья подъезд вьюн съели
обозначьте и посчитайте в нём количество букв и звуков
Учитель: Что можете сказать о количестве букв и звуков? ( Одинаковое кол-во)
Учитель: Почему количество букв и звуков одинаково?
Дети: После Ъ и Ь Буквы Е, Я, Ю читались как два звука.
ФИЗПАУЗА
Учитель: Давайте с вами поиграем. Вам надо быть не только внимательными,
но и сообразительными. Игра называется «Мальчики – девочки»
Если в слове услышите Ъ - встают мальчики
Ь – встают девочки
ВЪЕХАЛ - ПЬЮТ
ОБЪЯВИЛ - ВЬЮГА
МЕЛ
Учитель: (удивлённо) Почему никто не встал?
Дети: В слове МЕЛ нет ни Ъ, ни Ь знаков.
Учитель: (на доске появляется слово МЕЛ) Припишите к этому слову Ь знак. Какое слово получилось?
Дети: (объясняют) было МЕЛ - стало МЕЛЬ.( Ь – изменил слово)
Учитель: Прочитайте после ребусов слова, обозначающие предметы.
Смысл каких слов непонятен?
( рассмотреть многозначность слов)
Навес – (постройка из досок, для крепления дверей)
Состав- (состав слова, состав числа, состав поезда)
Учитель: Прибавьте к этим словам Ь знак.
Учитель: Как изменились слова? ( дети рассказывают, почему изменилось значение слов)
Учитель: Роль мягкого знака в этих словах?
Дети: Показывает мягкость согласного звука
Учитель: Очень хорошо потрудились. Давайте отдохнём.
Музыкальная физминутка.
(включаю по интернету муз. вставку)
Учитель: Кто любит разгадывать загадки? Слушайте внимательно.
Он всю зиму в шубе спал.
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной ….. (медведь) (хором)
Учитель: Прочитайте название. Как вы думаете, чему автор хочет научить
медведя? (предположения детей)
Учитель: Прочитайте шёпотом стихотворение.
Учитель: Кто может прочитать стихотворение выразительно? (читают)
Учитель: Так можно или нельзя ЕХАТЬ на зелёный свет? Почему? Прочитайте эти строчки.
Учитель: Задание после стихотворения учит правильно говорить некоторые слова?
(На доске появляется слайд с заданием)Подумайте, как правильно вы должны сказать правильно слово ЕДУ?
Учитель:ДЕЛАЙ : (ответ детей) едь
ДЕЛАЮ: еду
Делаем едем
Учитель: Рассмотрите ещё раз внимательно рисунок в учебнике. Что вы знаете о медведе?
Дети: ( делятся знаниями о медведе)
Учитель: Ребята! А зимой что делает медведь? (спит)
Учитель: А можно ли зимой увидеть следы медведя?
Дети: Да, если его потревожить, поднять из берлоги.
Учитель: Давайте прочитаем рассказ. Что интересного узнали? Прочитайте все слова, в которых встретился Ь знак. Какую роль он выполняет в слове?
Учитель: А как сказать одним словом : «Чьи следы?» ( ответ «животных»)
Учитель: Если в тексте говорится про следы животных, то что не так?
Дети: Там следы человека. Их оставила Ольга.
Учитель: А зачем Ольга могла придти в лес?
Дети: (высказывания детей) Она пришла покормить птиц.
Учитель: Роль ь знака в слове Ольгины?
Дети: Ь – указывает на мягкость согласного звука.
Подведение итогов
Учитель: А сейчас, как можно быстрее просмотрите всю страницу учебника,
найдите все слова с Ъ и Ь знаками, и в корзинку собираем слова с этими буквами.
Учитель: Читаем и слова с разделительным Ъ
Подведение итогов.
-Молодцы, ребята! Вы хорошо трудились на уроке. Я рада, что вы старались внимательно выслушивать ответы друг друга, размышляли, анализировали. А сколько слов с этими буквами прочитали (показываю)
- А вам понравилось, как мы сегодня работали?
- Что особенно понравилось? (высказывания детей) (Открываю музыкальный слайд)