материал по теме: "Поиск и увлеченность - залог успеха в обучении"
Материал по теме: "Поиск и увлеченность - залог успеха в обучении"
В основе технологии начального обучения, базирующейся на любой педагогической концепции, лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Важно, чтобы в дидактико-методической концепции был определён механизм реализации в практике обучения этого основного положения.
Всё чаще говорят о том, что главная задача учителя не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у него умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, ис¬пользуя полученные знания, нужные решения.
Ещё несколько лет назад, я задумалась над тем, как повысить эффективность своих уроков, сделать их интересными.
Интерес к учению есть там, утверждает В.А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у детей к учёбе, заставить его мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться. Как научить всех - и сильных, и слабых?
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русско¬му языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов.
В условиях обучения русскому языку ставлю основные задачи перед собой:
- развитие орфографической зоркости, внимания;
-развития письменной речи, т. е. развитие умения толково излагать мысли;
-изучение фонетического, морфемного состава, словарная работа.
Все поставленные мною задачи, стараюсь притворять в своей работе.
Мы знаем, что обучение письму строится на фонетической основе. Так в 1 классе при обучении грамоте я апробировала методику « Блоковое изучение звуков и букв», в основе ко¬торой лежит идея профессора П. М. Эрдниева-УДЕ.
В этой методике выделено следующее блоковое изучение звуков и букв. У детей на¬чальных классов, вы знаете, преобладает зрительная память и мне помогают такие карты о бу¬квах.
Блок №1. ( а, о, и,у, ы, э)
Здесь учтено одинаковое их свойство и особенность в механизме чтения, Срабатывает аналогия характеристик звуков. Одинаково долгие звуки легко поются, ничто не мешает выхо¬ду изо рта воздуха. Противопоставление по форме ( на что похоже) позволяет одновременно изучать звук, букву и их схематическое изображение. Практика показала, что детям так понят¬но. Следовательно, появляются красные листья на чудо -дереве.(лента букв).
Блок №2. (м, л, р, н, и) - звонкие непарные согласные, появляются через противопос¬тавление: длинный - короткий, легко - трудно. Появляются синие листья. Объясняется схема: С Г- ГС.
Отмечается прямое и обратное сочетание каждой буквы блока №2 с блоком №1.
а а
у у
и и
йнрлм лмнрй
ы ы
э э
о о
После этого начали читать «Букварь». Появилось противопоставление- твёрдо- мягко- и зелёные листья.
Блок №3. Глухие непарные согласные (х, ц, ч, щ) через противопоставление: звонко -глухо, длинно - коротко, всегда твёрдый- ц, всегда мягкий - ч, щ.
Повторение блоков №1, №2. Работа по чудо- дереву.
Блок №4. Парные звонкие и глухие согласные. (через противопоставление по глухости и звонкости и через одинаковые признаки). При закреплении СГ наращивается в ГС ( навык чтения автоматизируется). Отмечается сходство и различие слогов. Идёт работа над словами, которые отличаются гласными, согласными. Идёт работа ориентации на гласный при чтении стечения сту-л.
Отрабатывается чтение слов с гласным в слабой позиции: мо-а-роз и в сильное позиции( ударение): стол п.
Дети на этом этапе знакомятся со словосочетанием, предложением, их схемами через «сдруживание» слогов, слов:
Ну-ка,м, дай руку и , получилось ми.
Ну-ка, ми, дай руку р, получилось мир.
Блок №5. Гласные (е,ё,ю,я ). Работа по чудо- дереву. Через проблемный вопрос: « Знаем 10 гласных букв? Почему?».
Изучение мягкого знака (ь), разделительного твёрдого знака (ъ) и разделительного мягкого знака (ь) проводилось через смысло - различительную функцию согласных, противо¬поставленных по твёрдости \ мягкости (кон- конь).
И заключительный (игровой) урок по теме «Алфавит» проводился по книге Б. Заходера « Моя Вообразилия», « Буква за буквой».
Так мы закончили « Букварь» уже к 1 полугодию и приступили к учебнику О.В. Джежелей Книга для чтения».
Дети усвоили полностью алфавит и 1 группа в классе читали умеренно слоговым чте¬нием, а 2 группа свободно читали целыми словами.
Мне данная разработка понравилась. Через игровую ситуацию, сказку, путешествие, загадку удавалась заинтересовать ребят и вызвать к творческой деятельности всех (читающих и нечитающих до школы) детей, а это показатель эффективности данного метода. Чем ещё поло-жителен данный метод? Появляется резерв «свободного» времени для достижения 3 целей данной системы:
1. скорейший вывод каждого ученика к чтению; развитие устной и письменной речи, творческого и критического мышления первоклассников.
2. формирование школьника как личности.
3. добиться того, чтобы навык чтения как можно быстрее стал средством обучения( навык сознательного, выразительного, правильного чтения).
Также хочется привести пример работы над графическими изображениями на уроках письма по этой же системе: обводят буквы по образцу.
- самостоятельно изображают букву без границ её ширины и высоты (на четвертинках листа)
- повторяют и изображают буквы
- работают в тетрадях через обведение образца показа с соблюдением ширины и высоты буквы
- достраивают буквы, дополняют нужными элементами.
Данной системой обучения, я старалась преодолеть калейдоскопичность в расположе¬нии букв и системе упражнений, стремилась развивать сильных и слабых детей через сотруд¬ничество (дети- учитель, ученик- ученик).
В жизни школы последних лет так много нового, что невольно возникает потребность обобщений, широких концептуальных обсуждений. Сами цели должны быть разные, их надо дифференцировать. И поэтому в своей методике обучения, я стараюсь ввести учащихся в си¬туацию творческой деятельности. Это влечёт за собой значительное усиление роли частично-поискового и исследовательского методов обучения. Для использования такой методики имеются значительные потенциальные возможности.
Они также используются в моей практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«материал по теме: "Поиск и увлеченность - залог успеха в обучении" »
Воснове технологии начального обучения, базирующейся на любой педагогической концепции, лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Важно, чтобы в дидактико-методической концепции был определён механизм реализации в практике обучения этого основного положения.
Всё чаще говорят о том, что главная задача учителя не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у него умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения.
Ещё несколько лет назад, я задумалась над тем, как повысить эффективность своих уроков, сделать их интересными.
Интерес к учению есть там, утверждает В.А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у детей к учёбе, заставить его мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться. Как научить всех - и сильных, и слабых?
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов.
В условиях обучения русскому языку ставлю основные задачи перед собой:
- развитие орфографической зоркости, внимания;
-развития письменной речи, т. е. развитие умения толково излагать мысли;
Все поставленные мною задачи, стараюсь притворять в своей работе.
Мы знаем, что обучение письму строится на фонетической основе. Так в 1 классе при обучении грамоте я апробировала методику « Блоковое изучение звуков и букв», в основе которой лежит идея профессора П. М. Эрдниева-УДЕ.
В этой методике выделено следующее блоковое изучение звуков и букв. У детей начальных классов, вы знаете, преобладает зрительная память и мне помогают такие карты о буквах.
Блок №1. ( а, о, и,у, ы, э)
Здесь учтено одинаковое их свойство и особенность в механизме чтения, Срабатывает аналогия характеристик звуков. Одинаково долгие звуки легко поются, ничто не мешает выходу изо рта воздуха. Противопоставление по форме ( на что похоже) позволяет одновременно изучать звук, букву и их схематическое изображение. Практика показала, что детям так понятно. Следовательно, появляются красные листья на чудо -дереве.(лента букв).
Блок №2. (м, л, р, н, и) - звонкие непарные согласные, появляются через противопоставление: длинный - короткий, легко - трудно. Появляются синие листья. Объясняется схема: С Г- ГС.
Отмечается прямое и обратное сочетание каждой буквы блока №2 с блоком №1. аа
уу
ии
йнрлмлмнрй
ыы
э э
оо
После этого начали читать «Букварь». Появилось противопоставление- твёрдо- мягко- и зелёные листья.
Блок №3.Глухие непарные согласные (х, ц, ч, щ) через противопоставление: звонко -глухо, длинно - коротко, всегда твёрдый- ц, всегда мягкий - ч, щ.
Повторение блоков №1, №2. Работа по чудо- дереву.
Блок №4. Парные звонкие и глухие согласные. (через противопоставление по глухости и звонкости и через одинаковые признаки). При закреплении СГ наращивается в ГС ( навык чтения автоматизируется). Отмечается сходство и различие слогов. Идёт работа над словами, которые отличаются гласными, согласными. Идёт работа ориентации на гласный при чтении стечения сту-л.
Отрабатывается чтение слов с гласным в слабой позиции: мо-а-роз и в сильное позиции( ударение): стол п.
Дети на этом этапе знакомятся со словосочетанием, предложением, их схемами через «сдруживание» слогов, слов:
Ну-ка,м, дай руку и , получилось ми.
Ну-ка, ми, дай руку р, получилось мир.
Блок №5.Гласные (е,ё,ю,я ). Работа по чудо- дереву. Через проблемный вопрос: « Знаем 10 гласных букв? Почему?».
Изучение мягкого знака (ь), разделительного твёрдого знака (ъ) и разделительного мягкого знака (ь) проводилось через смысло - различительную функцию согласных, противопоставленных по твёрдости \ мягкости (кон- конь).
И заключительный (игровой) урок по теме «Алфавит» проводился по книге Б. Заходера « Моя Вообразилия», « Буква за буквой».
Так мы закончили « Букварь» уже к 1 полугодию и приступили к учебнику О.В. Джежелей Книга для чтения».
Дети усвоили полностью алфавит и 1 группа в классе читали умеренно слоговым чтением, а 2 группа свободно читали целыми словами.
Мне данная разработка понравилась. Через игровую ситуацию, сказку, путешествие, загадку удавалась заинтересовать ребят и вызвать к творческой деятельности всех (читающих и нечитающих до школы) детей, а это показатель эффективности данного метода. Чем ещё положителен данный метод? Появляется резерв «свободного» времени для достижения 3 целей данной системы:
скорейший вывод каждого ученика к чтению; развитие устной и письменной речи, творческого и критического мышления первоклассников.
формирование школьника как личности.
добиться того, чтобы навык чтения как можно быстрее стал средством обучения( навык сознательного, выразительного, правильного чтения).
Также хочется привести пример работы над графическими изображениями на уроках письма по этой же системе: обводят буквы по образцу.
самостоятельно изображают букву без границ её ширины и высоты (на четвертинках листа)
повторяют и изображают буквы
работают в тетрадях через обведение образца показа с соблюдением ширины и высоты буквы
достраивают буквы, дополняют нужными элементами.
Данной системой обучения, я старалась преодолеть калейдоскопичность в расположении букв и системе упражнений, стремилась развивать сильных и слабых детей через сотрудничество (дети- учитель, ученик- ученик).
В жизни школы последних лет так много нового, что невольно возникает потребность обобщений, широких концептуальных обсуждений. Сами цели должны быть разные, их надо дифференцировать. И поэтому в своей методике обучения, я стараюсь ввести учащихся в ситуацию творческой деятельности. Это влечёт за собой значительное усиление роли частично-поискового и исследовательского методов обучения. Для использования такой методики имеются значительные потенциальные возможности.