kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

           Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинить уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Виды работы над текстом на уроке чтения.

1.Чтение всего текста.

2.Чтение, деление на части. Составление плана.

3.Чтение по готовому плану.

4.Чтение, после чтения - пересказывание.

5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6.Чтение с сокращением текста. Дети убирают слова или предложения, которые можно опустить. Подготовка к сжатому пересказу.

7.Чтение цепочкой по предложению.

8.Чтение цепочкой по абзацу.

9.Чтение вполголоса.

10.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11.Чтение, ответы на вопросы.

12.Чтение, нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы.

13.Чтение самого красивого места в тексте или стихотворении.

14.Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком.

15.Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путём тренировок дома набирает 10-15 слов. Например, норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.

16.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17.Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.

18.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

19.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками ( для басни).

21.Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

22.Чтение- подборка звукового оформления «фильма».

23.Беседа с сопровождением выборочного текста.

24.Нахождение в тексте 3 (5, 7,.) выводов.

25.Высказывание своих собственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

26.Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

27.Установление путём чтения причинно- следственных связей.

28.Чтение названия рассказа. Как ещё можно назвать?

29.Чтение по ролям.

30.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

31.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

32.«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

33.Нахождение предложений (отрывка), который мог бы прочитать вот этот человек.

34.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.

35.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным, запятой, многоточием ит.д.

36.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем уроке).

37.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

39.Нахождение и чтение слов, которые читаются громко, тихо, медленно…

40.Чтение стихотворения, расстановка пауз.

41.Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

42.Выразительное чтение рассказа, отрывка, стихотворения по собственному выбору.

43.Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

44.Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

__________чн_________,    ________жи________

45.Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем правило.

46.Нахождение в рассказе самого длинного слова.

47.Нахождение в рассказе двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

48.Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

А) существительное + прилагательное;

Б) существительное + глагол;

В) местоимение + глагол;

49. Чтение, пометка непонятных слов.

      50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

      51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать     устный портрет. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова написаны на доске).

      52. Чтение слов, к которым даны сноски.

      53. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

      54. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к тема «Осень», «Зима» и т.д.       

      55. Комбинированное чтение. (учитель - учащиеся хором).

 

Большую пользу в работе над текстами произведений оказывают опорные таблицы - задания.

 

ЗАДАНИЕ.

  1. Прочитай стихотворение.
  2. Подумай, какие чувства автора в нём выражены? Чем можно объяснить эти чувства?
  3. Какими образными словами автору удалось выразить чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
  4. Подумай, какие картины можно нарисовать к этому стихотворению.
  5. Приготовься к выразительному чтению.

ЗАДАНИЕ.

  1. Разбей рассказ на части. Мысленно нарисуй картину к каждой части.
  2. Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок.
  3. Приготовься по плану связно пересказать прочитанное, используя яркие выражения из текста.
  4. Кратко перескажи прочитанное.

 

    ЗАДАНИЕ.

  1. Внимательно прочитай рассказ. Выбери яркие слова и образные выражения. Приготовься объяснить их
  2. Приготовься ответить на вопросы в конце рассказа.
  3. Определи главную мысль прочитанного.

   

   ЗАДАНИЕ.

  1. Прочитай внимательно текст.Определи главную мысль.
  2. Попытайся представить прочитанное.
  3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
  4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударение.

 

   ЗАДАНИЕ.

  1. Прочитай внимательно. Выбери из текста сравнения, образные выражения, употребляемые в переносном смысле.
  2. Подумай, почему автор использовал их?
  3. Подбери к данным словам синонимы.
  4. Какие кадры можно изобразить к сценарию этой басни?       

 

 

Памятки

 

УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С КНИГОЙ.

  1. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения (60-70 слов в минуту).
  2. Учись читать выразительно. Выразительное чтение делится на 2 этапа:

А) Прочитай (рассказ, статью, стихотворение);

Б) Разбери произведение: 1) определи основную мысль произведения; 2) определи отдельные детали содержания и их смысловое значение; 3) чтение повтори.

3.  Умей установить последовательность действий в рассказе.

4.  Внеклассное чтение: 1) умей записать данные о книге с титульного листа; 2) веди дневник прочитанных книг; 3) пользуйся рекомендательным списком учителя.

 

                                Памятка для родителей.

 

  1. Помните: чтение - это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.
  2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.
  3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
  4. Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребёнку подобрать нужную книгу.
  5. Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.
  6. Своя собственная библиотека, пусть небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
  7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

 

Структура урока чтения, решающего задачи обучения оптимальному чтению

  1. Дыхательная, артикуляционная, речевая гимнастика, расширение угла зрения.
  2. Проверка домашнего задания. Чтение выше нормы. Пересказ или элементы пересказа. Традиционные формы над текстом.
  3. Подготовка к чтению незнакомого текста:

а) артикуляционная гимнастика: «витаминки» длинные, трудночитаемые, неудобнопроизносимые слова (медленно, быстро, в темпе скороговорки).

б) словарно - лексическая работа: значение слов, выражений, толкование слов по словарю В.Даля.

в) щадящее чтение словосочетаний, предложений: распределение дыхания, пометки карандашом.

  1. Чтение текста полностью (помним, что мы читаем литературное                  произведение). Цель: понимание прочитанного, формирование эмоционального восприятия произведения.

Варианты чтения:

  • Учитель, а отдельные трудные места отмечаем карандашом, перечитываем за учителем;
  • Хорошо читающие дети;
  • Заранее подготовленные дети;
  • Чтение вместе с грамзаписью, если текст не труден и не велик по объёму.
  1. Краткая беседа по содержанию и отношению к прочитанному. Упражнения в наращивании скорости чтения (из системы Пальченко и Дарий).

Творческое чтение: что хотел сказать автор?

Воспитывающее влияние текста- рассмотрение проблем нравственного, эстетического, этического характера, выборочное чтение- каждый отрывок со своей целью. Отработка техники, способа чтения наиболее трудных мест.

  1. Итоги подготовительной работы (замер скорости чтения): соревнование с самим собой. Чтение нового текста на оценку.
  2. Домашнее задание на усмотрение учителя, но обязательна цель: всем научиться читать выше нормы.

Учитель, дети и их родители должны знать: чтобы хорошо читать, нужно много читать:

 

1 класс- 18 страниц в неделю.

2 класс- 60 страниц (крупный шрифт).

3-4 класс- 80 страниц (мелкий шрифт).

               

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«виды работы над текстом на уроках литературного чтения»

ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинить уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.


Виды работы над текстом на уроке чтения.

  1. Чтение всего текста.

  2. Чтение, деление на части. Составление плана.

  3. Чтение по готовому плану.

  4. Чтение, после чтения - пересказывание.

  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  6. Чтение с сокращением текста. Дети убирают слова или предложения, которые можно опустить. Подготовка к сжатому пересказу.

  7. Чтение цепочкой по предложению.

  8. Чтение цепочкой по абзацу.

  9. Чтение вполголоса.

  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

  11. Чтение, ответы на вопросы.

  12. Чтение, нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы.

  13. Чтение самого красивого места в тексте или стихотворении.

  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком.

  15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путём тренировок дома набирает 10-15 слов. Например, норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.

  16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

  17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить ошибку.

  18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

  19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

  20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками ( для басни).

  21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

  22. Чтение- подборка звукового оформления «фильма».

  23. Беседа с сопровождением выборочного текста.

  24. Нахождение в тексте 3 (5, 7,..) выводов.

  25. Высказывание своих собственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

  26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

  27. Установление путём чтения причинно- следственных связей.

  28. Чтение названия рассказа. Как ещё можно назвать?

  29. Чтение по ролям.

  30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора .

  31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

  32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

  33. Нахождение предложений (отрывка), который мог бы прочитать вот этот человек.

  34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально.

  35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным, запятой, многоточием ит.д.

  36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем уроке).

  37. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  39. Нахождение и чтение слов, которые читаются громко, тихо, медленно…

  40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

  41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

  42. Выразительное чтение рассказа, отрывка, стихотворения по собственному выбору.

  43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

  44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме

__________чн_________, ________жи________

  1. Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем правило.

  2. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  3. Нахождение в рассказе двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

  4. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

А) существительное + прилагательное;

Б) существительное + глагол;

В) местоимение + глагол;

49. Чтение, пометка непонятных слов.

50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги.

51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова написаны на доске).

52. Чтение слов, к которым даны сноски.

53. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

54. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к тема «Осень», «Зима» и т.д.

55. Комбинированное чтение. (учитель - учащиеся хором).


Большую пользу в работе над текстами произведений оказывают опорные таблицы - задания.


ЗАДАНИЕ.

  1. Прочитай стихотворение.

  2. Подумай, какие чувства автора в нём выражены? Чем можно объяснить эти чувства?

  3. Какими образными словами автору удалось выразить чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?

  4. Подумай, какие картины можно нарисовать к этому стихотворению.

  5. Приготовься к выразительному чтению.


ЗАДАНИЕ.

  1. Разбей рассказ на части. Мысленно нарисуй картину к каждой части.

  2. Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок.

  3. Приготовься по плану связно пересказать прочитанное, используя яркие выражения из текста.

  4. Кратко перескажи прочитанное.


ЗАДАНИЕ.

  1. Внимательно прочитай рассказ. Выбери яркие слова и образные выражения. Приготовься объяснить их

  2. Приготовься ответить на вопросы в конце рассказа.

  3. Определи главную мысль прочитанного.

ЗАДАНИЕ.

  1. Прочитай внимательно текст .Определи главную мысль.

  2. Попытайся представить прочитанное.

  3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.

  4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударение.


ЗАДАНИЕ.

  1. Прочитай внимательно. Выбери из текста сравнения, образные выражения, употребляемые в переносном смысле.

  2. Подумай, почему автор использовал их?

  3. Подбери к данным словам синонимы.

  4. Какие кадры можно изобразить к сценарию этой басни?



Памятки


УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С КНИГОЙ.

  1. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения (60-70 слов в минуту).

  2. Учись читать выразительно. Выразительное чтение делится на 2 этапа:

А) Прочитай (рассказ, статью, стихотворение);

Б) Разбери произведение: 1) определи основную мысль произведения; 2) определи отдельные детали содержания и их смысловое значение; 3) чтение повтори.

3. Умей установить последовательность действий в рассказе.

4. Внеклассное чтение: 1) умей записать данные о книге с титульного листа; 2) веди дневник прочитанных книг; 3) пользуйся рекомендательным списком учителя.


Памятка для родителей.


  1. Помните: чтение - это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.

  2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.

  3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.

  4. Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребёнку подобрать нужную книгу.

  5. Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.

  6. Своя собственная библиотека, пусть небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.

  7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.


Структура урока чтения, решающего задачи обучения оптимальному чтению


  1. Дыхательная, артикуляционная, речевая гимнастика, расширение угла зрения.

  2. Проверка домашнего задания. Чтение выше нормы. Пересказ или элементы пересказа. Традиционные формы над текстом.

  3. Подготовка к чтению незнакомого текста:

а) артикуляционная гимнастика: «витаминки» длинные, трудночитаемые, неудобнопроизносимые слова (медленно, быстро, в темпе скороговорки).

б) словарно - лексическая работа: значение слов, выражений, толкование слов по словарю В.Даля.

в) щадящее чтение словосочетаний, предложений: распределение дыхания, пометки карандашом.

  1. Чтение текста полностью (помним, что мы читаем литературное произведение). Цель: понимание прочитанного, формирование эмоционального восприятия произведения.

Варианты чтения:

    • Учитель, а отдельные трудные места отмечаем карандашом, перечитываем за учителем;

    • Хорошо читающие дети;

    • Заранее подготовленные дети;

    • Чтение вместе с грамзаписью, если текст не труден и не велик по объёму.

  1. Краткая беседа по содержанию и отношению к прочитанному. Упражнения в наращивании скорости чтения (из системы Пальченко и Дарий).

Творческое чтение: что хотел сказать автор?

Воспитывающее влияние текста- рассмотрение проблем нравственного, эстетического, этического характера, выборочное чтение- каждый отрывок со своей целью. Отработка техники, способа чтения наиболее трудных мест.

  1. Итоги подготовительной работы (замер скорости чтения): соревнование с самим собой. Чтение нового текста на оценку.

  2. Домашнее задание на усмотрение учителя, но обязательна цель: всем научиться читать выше нормы.

Учитель, дети и их родители должны знать: чтобы хорошо читать, нужно много читать:


1 класс- 18 страниц в неделю.

2 класс- 60 страниц (крупный шрифт).

3-4 класс- 80 страниц (мелкий шрифт).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Автор: Бабёнышева Светлана Леонидовн

Дата: 03.04.2016

Номер свидетельства: 314215

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка на тему "Приёмы работы на уроках литературного чтения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(109) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-priiomy-raboty-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907230"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Памятка "Разные виды работы с текстом""
    ["seo_title"] => string(39) "pamiatka_raznyie_vidy_raboty_s_tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "405730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491067929"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Статья "О работе по развитию функциональной грамотности учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.""
    ["seo_title"] => string(133) "statiaorabotieporazvitiiufunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsianaurokakhlitieraturnoghochtieniiairusskoghoiazykavnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "300370"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456722050"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовский." "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-korzina-s-ielovymi-shishkami-k-paustovskii"
    ["file_id"] => string(6) "128104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415438564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства