Предмет: обучение грамоте
Тема урока: Буквы Е, Ё после согласных
Класс: 1
УМК «Планета знаний»
Уровень: базовый
Цели урока: учить читать слова с буквами Е и Ё после согласных, сформировать представление, что после согласных эти буквы смягчают предыдущий согласный и обозначают звуки (Э) и (О).
Задачи:
Образовательные - познакомить обучающихся с новой «работой» букв Е, Ё; совершенствовать навык чтения; формировать умение выполнять звуковой
анализ слов.
Развивающие – развивать речь обучающихся, совершенствовать операции анализа и синтеза, обобщения и классификации; способствовать продвижению каждого ученика в зависимости от уровня его подготовки.
Воспитательные – формировать коллектив обучающихся, формировать умение сотрудничать, дружить.
Универсальные учебные действия
Познавательные: выделение и формулирование с помощью учителя познавательной цели;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
анализ объектов с целью выделения признаков;
сравнение объектов;
умение работать со схемой: заполнять ее и пользоваться ее сведениями.
Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение.
Организация образовательного пространства
Традиционное и инновационное оборудование
Компьютер для учителя, мультимедийный проектор (инерактивная доска); листы со стихотворением С. Черного «Жеребенок».
Документ-камера.
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.
Электронные ресурсы:
Завадская Л.В. НЛО. Мультимедийная физкультминутка с музыкальным сопровождением.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,33889/Itemid,118/
Мишукова О.И. Облака. Физкультминутка для глаз. Презентация.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,36763/Itemid,118/
Формы работы:
фронтальная форма;
индивидуальная форма;
работа в паре;
в группе.
*Деятельность учащихся показана в скобках.
Ход урока
- Моб. начало
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и загадки,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем ….. (удачи)
За работу, в добрый час!
- Актуализация знаний.
Учитель:
- Начнем мы наш сегодняшний урок с небольшой разминки.
На смарт-доске размещен стих
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы разговаривать
Надо выговаривать
Все правильно и внятно
Чтобы было всем понятно.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно
Чтоб было все понятно.
Учитель:
- А теперь разминка для ума.
– Послушайте загадку.
На смарт-доске размещен стих-загадка, после отгадывания появляются изображение животного.
Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот - ... (ЕНОТ) http://dom-enotov.diary.ru/?from=120
Учитель:
- Сколько букв в этом слове?
- А сколько звуков?
- Почему?
- Какую еще такую же жадную букву вы знаете?
- Какие звуки она обозначает?
- Когда?
- Создание проблемной ситуации
Учитель:
- Молодцы, вот вам тогда вторая загадка.
На смарт-доске размещен стих-загадка, после отгадывания появляются изображение животного.
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка) http://www.diary.ru/~fspoint
Составление звуковой схемы слова.
Учитель:
- Произнесите слово.
- Определите количество слогов.
- Произнесите 1 слог посчитайте количество звуков.
- Назовите звуки и как их нужно обозначить.
- Произнесите 2 слог посчитайте количество звуков.
- Поставьте ударение.
- А теперь каждый звук обозначим буквой.
- Вы называете звук, а я его обозначаю буквой.
- У меня получилось: бэлка
- Правильно?
- В чем ошибка? (1 звук получился твердый, а у нас мягкий)
- Как же обозначить мягкость?
- Нужна другая буква? Какая? (буквой Е)
- Но ведь мы только что говорили, что она обозначает два звука, а в этом слове мы не слышим звук Й.
- А когда жадные буквы обозначают два звука?
- А в слове белка в каком месте стоит наша буква Е? (после согласной)
- Постановка цели
Учитель:
- Кто может сказать, чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Читать слова, в которых буквы Е и Ё стоят после согласной)
- А что происходит с согласной, если за ней идет буква Е или ..Ё? (Её звук становится мягким).
- Так какая же тема нашего урока? (Буквы Е и Ё как показатели мягкости предшествующих согласных звуков)
- Молодцы!
5. Физминутка
1) Для проведения физкультминутки учитель заранее закачивает на свой компьютер ресурс.
Игра «Будь внимательным!». Физминутка.
http://tankova89elena.ucoz.ru/load/v_pomoshh_uchitelju/fizminutki/igra_quot_bud_vnimatelnym_quot/25-1-0-174
2) В паре покажите мне букву е или ё.
6. Открытие нового знания
Учитель:
- Итак, давайте понаблюдаем, что обозначают буквы Е и Ё, когда они стоят после согласных, и какую работу они выполняют.
- Чтение слогов с буквой Е и Ё.
Работа по интерактивной доске. Программа «Обучение грамоте. 1 класс».
- Определите, где жадные буквы имеют 2 звука, где 1.
- Когда придают согласному мягкость.
- Самостоятельная работа на нетбуках. Программа «Обучение грамоте. 1 класс».
Учитель:
- Распределите слоги с твердым и мягким согласным.
- Составление слов Сёма и Тёма.
Учитель:
- Как вы думаете кто их так ласково называет?
- А это полное или короткое имя?
- Какое будет полное? (Семен и Тимофей)
- Как вы думаемее, как белка будет называть своего детеныша? (бельчонок )
7. Первичное закрепление
Работа по определению кто чей «ребенок». Учебник страница 77.
При работе с учебником рекомендуется использовать документ-камеру.
1) Чтение за учителем
2) Работа в паре.
- Определите кто чей «ребенок».
3) Работа над словами второго столбика.
Учитель:
- В словах второго столбика найдите мягкий согласный звук.
- Почему он мягкий?
- Произнесите каждое слово 2 столбика по слогам и назовите слоги с мягкими согласными звуками.
- Какими буквами обозначена их мягкость на письме? (Ё и Е)
Сделаем вывод.
Учитель:
- Так какие показатели мягкости предшествующих согласных звуков вы теперь знаете? (Буквы И, Е,Ё)
- Поставьте ударение в словах второго столбика.
- Что интересного заметили? (Слоги с буквой Ё всегда ударные. Поэтому в словах с буквой Ё мы не будем ставить ударение, как и над….. Какими словами? односложными)
4) Работа в группах.
Учитель:
- У вас на столах карточки со словами и схемами.
- Вам нужно соединить слова со схемами.
Такая же таблица на смарт-доске при проверке на доске проводятся стрелочки от слов к схемам.
8. Физминутка
1) Физминутка для глаз.
Для проведения физкультминутки учитель заранее закачивает на свой компьютер ресурс:
Компанеец Е.А. Две руки. Музыкальная физкультминутка для глаз. Презентация.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,52837/Itemid,118/
2) По дорожке быстрой гладкой
Скачут резвые лошадки.
Цок, цок, цок, цок
Скачет резвый табунок.
Трррррр.
9. Работа со стихотворением С. Черного «Жеребенок»
1) Вводное слово
Учитель:
- Видели ли вы когда-нибудь жеребят?
- А как назвать маму жеребенка? (Лошадь)
2) Знакомство со стихотворением
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Саши Черного которое называется «Жеребенок».
3) Об авторе. http://cherny-sasha.lit-info.ru/
- А написал это стихотворение Саша Черный – это литературный псевдоним (т.е. вымышленное имя) поэта Александра Михайловича Гликберга (1880 - 1932) – автора стихов, рассказов и повестей.
4) При работе с учебником рекомендуется использовать документ-камеру.
Чтение стихотворения учителем.
- Вам понравился жеребенок, о котором идет речь в стихотворении?
- Что из описания внешнего вида жеребенка вам запомнилось?
- Жеребенок по возрасту маленький или большой? Докажите.
5) Прочитайте стихотворение самостоятельно, шепотом.
6) Разбор стихотворения
Учитель:
- Какие трудности встретились при чтении?
Галоп – очень быстрый бег, при котором животное идет вскачь.
- Какую бы вы дали кличку этому жеребенку? (Малыш, Золотой, Рыжик и т.д.)
-Как нужно читать это стихотворение? (Задорно, игриво как сам жеребенок)
- Обратите внимание на часто встречающийся знак – тире. Этот знак указывает на более длительную паузу, чем запятая.
7) Чтение стихотворения
- с договариванием,
- самостоятельно как на конкурс.
10. Воспитательный момент.
- Сегодня на уроке мы говорим о мамах и о детях.
Мамы и у людей, и у животных очень заботливые и добрые.
И к мамам нужно относиться с любовью и заботой.
11. Обобщение.
Какая цель стояла перед нами на уроке? (Читать слова, в которых буквы Е и Ё стоят после согласной)
Достигли ли мы ее?
Что мы узнали на уроке нового? (Буквы Е и Ё служат показателями мягкости предшествующих согласных звуков и сами имеют один звук)
- Какой? (Е – звук Э, Ё – звук О)
12. Вторичное закрепление. Самостоятельная работа.
Перед вами две картинки с детенышами животных, а у меня их мамы.
Если вам на уроке было все понятно, то выберите детеныша того животного в названии которого буква Е или Ё будет иметь один звук и служить показателем мягкости предшествующего согласного.
Покажите мне.
13. Рефлексия
Перед вами листок бумаги с тремя отрезками. На первом отрезке оцените, достигли ли вы цель, на втором – свою активность, на третьем – свое настроение.
Такая же шкала на смарт-доске для обобщения достижения целей, активности, настроения всего класса.0
Всем спасибо!