Урок по русскому языку "Второстепенный член предложения – дополнение"
Урок по русскому языку "Второстепенный член предложения – дополнение"
Русский язык
Тема: Второстепенный член предложения – дополнение
Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение;
показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей;
учить находить в предложении дополнение;
прививать любовь к природе
Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, карточки с предлогами
Ход урока
I. Орг. момент
II. Основная часть
Чистописание.
Запишите пословицы, объясните их значение, подчеркните орфограммы.
Март - не весна, а предвесенье.
Весенний лед толст, да прост. (слайд 1)
Словарно – орфографическая работа.
Определи, что изображено на рисунке: подснежник, капель, ручьи, зелень, солнце, проталина. (слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7)
Проталина — место, где стаял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной. Вокруг одиноких стволов проталины образуются в виде глубоких воронок. Среди полей проталины кажутся чёрными или зеленоватыми, ближе к болотам — бурыми, на самих болотах — серыми и чёрными, а на лесных просеках проталины выглядят как сплошные белые линии. Иногда проталиной называют оттаявшее место на любой замороженной поверхности.
Какое слово объединяет все эти слова? (весна)
Запишите эти слова в строку, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (слайд 8)
Работа по теме урока.
Какое слово лишнее (ручьи)? Почему? (мн. число) На какие три группы можно разделить оставшиеся слова? (род, склонение)
Запиши данные слова с предлогами: О ПОД НА К ОКОЛО
Определи падеж существительных (о подснежнике – П.п, под капелью – Т.п, на зелень – В.п, к солнцу – Д.п., около проталины – Р.п.)
Какого падежа не хватает? (Им.п.) Почему? (это косвенные падежи)
Какую роль в предложении будут выполнять эти существительные? (дополнение)
Что такое дополнение?
Составьте деформированное предложение, в котором слово ВЕСНА выполняет роль подлежащего, сделайте синтаксический разбор предложения (слайд 9)
Долгожданная весна с ясной погодой медленно приближалась в наши края.
Физкультминутка (слайд 10)
Закрепление изученного.
В каких словах букв больше, чем звуков? (медленно, приближалась)
В каких словах букв меньше, чем звуков? (ясной, края)
Сделайте фонетический разбор этих слов (слайд 11)
[М’ Э Д Л’ И Н А] - 8 букв, 7 звуков
[П Р’ И Б Л’ И Ж А Л А С’] - 12 букв, 11 звуков
[Й’ А С Н А Й’] - 5 букв, 6 звуков
[К Р А Й’ А] - 4 буквы, 5 звуков
Морфологический разбор глагола и существительного (по вариантам)
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Второстепенный член предложения – дополнение" »
Русский язык
Тема: Второстепенный член предложения – дополнение
3 «А» класс,
учитель Аулова Светлана Ивановна
Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение;
показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей;
учить находить в предложении дополнение;
прививать любовь к природе
Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, карточки с предлогами
Ход урока
I. Орг. момент
II. Основная часть
Чистописание.
Запишите пословицы, объясните их значение, подчеркните орфограммы.
Март - не весна, а предвесенье.
Весенний лед толст, да прост. (слайд 1)
Словарно – орфографическая работа.
Определи, что изображено на рисунке: подснежник, капель, ручьи, зелень, солнце, проталина. (слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7)
Проталина — место, где стаял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной. Вокруг одиноких стволов проталины образуются в виде глубоких воронок. Среди полей проталины кажутся чёрными или зеленоватыми, ближе к болотам — бурыми, на самих болотах — серыми и чёрными, а на лесных просеках проталины выглядят как сплошные белые линии. Иногда проталиной называют оттаявшее место на любой замороженной поверхности.
Какое слово объединяет все эти слова? (весна)
Запишите эти слова в строку, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (слайд 8)
Работа по теме урока.
Какое слово лишнее (ручьи)? Почему? (мн. число) На какие три группы можно разделить оставшиеся слова? (род, склонение)
Запиши данные слова с предлогами: О ПОД НА К ОКОЛО
Определи падеж существительных (о подснежнике – П.п, под капелью – Т.п, на зелень – В.п, к солнцу – Д.п., около проталины – Р.п.)
Какого падежа не хватает? (Им.п.) Почему? (это косвенные падежи)
Какую роль в предложении будут выполнять эти существительные? (дополнение)
Что такое дополнение?
Составьте деформированное предложение, в котором слово ВЕСНА выполняет роль подлежащего, сделайте синтаксический разбор предложения (слайд 9)
Долгожданная весна с ясной погодой медленно приближалась в наши края.
Физкультминутка (слайд 10)
Закрепление изученного.
В каких словах букв больше, чем звуков? (медленно, приближалась)
В каких словах букв меньше, чем звуков? (ясной, края)
Сделайте фонетический разбор этих слов (слайд 11)
[М’ Э Д Л’ И Н А] - 8 букв, 7 звуков
[П Р’ И Б Л’ И Ж А Л А С’] - 12 букв, 11 звуков
[Й’ А С Н А Й’] - 5 букв, 6 звуков
[К Р А Й’ А] - 4 буквы, 5 звуков
Морфологический разбор глагола и существительного (по вариантам)