kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчиненном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении». Тип урока: изучение нового материала.

Урок  соответствует  авторской программе основного общего образования под редакцией Баранова М.Т.. Программа реализуется в адресованном учащимся учебнике "Русский язык: Учебник  для 9 класса общеобразовательных  учреждений» (авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вставь подчинительные союзы и союзные слова»

Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией … творить.

2.  Я наблюдал свысока … волны головы ломают.

3.  Живешь в заколдованном диком лесу … уйти невозможно.

4.   Все равно я отсюда тебя заберу во дворец … играют свирели.

5.   Соглашайся хотя бы на рай в шалаше… терем с дворцом кто-то занял.

6.  Мне теперь не понять … же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.

Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией … творить.

2.  Я наблюдал свысока … волны головы ломают.

3.  Живешь в заколдованном диком лесу … уйти невозможно.

4.   Все равно я отсюда тебя заберу во дворец … играют свирели.

5.   Соглашайся хотя бы на рай в шалаше… терем с дворцом кто-то занял.

6.  Мне теперь не понять … же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.

Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией … творить.

2.  Я наблюдал свысока … волны головы ломают.

3.  Живешь в заколдованном диком лесу … уйти невозможно.

4.   Все равно я отсюда тебя заберу во дворец … играют свирели.

5.   Соглашайся хотя бы на рай в шалаше… терем с дворцом кто-то занял.

6.  Мне теперь не понять … же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.

Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией … творить.

2.  Я наблюдал свысока … волны головы ломают.

3.  Живешь в заколдованном диком лесу … уйти невозможно.

4.   Все равно я отсюда тебя заберу во дворец … играют свирели.

5.   Соглашайся хотя бы на рай в шалаше… терем с дворцом кто-то занял.

6.  Мне теперь не понять … же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.

Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией … творить.

2.  Я наблюдал свысока … волны головы ломают.

3.  Живешь в заколдованном диком лесу … уйти невозможно.

4.   Все равно я отсюда тебя заберу во дворец … играют свирели.

5.   Соглашайся хотя бы на рай в шалаше… терем с дворцом кто-то занял.

6.  Мне теперь не понять … же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.

Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией … творить.

2.  Я наблюдал свысока … волны головы ломают.

3.  Живешь в заколдованном диком лесу … уйти невозможно.

4.   Все равно я отсюда тебя заберу во дворец … играют свирели.

5.   Соглашайся хотя бы на рай в шалаше… терем с дворцом кто-то занял.

6.  Мне теперь не понять … же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.


Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией … творить.

2.  Я наблюдал свысока … волны головы ломают.

3.  Живешь в заколдованном диком лесу … уйти невозможно.

4.   Все равно я отсюда тебя заберу во дворец … играют свирели.

5.   Соглашайся хотя бы на рай в шалаше… терем с дворцом кто-то занял.

6.  Мне теперь не понять … же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.


Вставь подчинительные союзы и союзные слова. Расставь недостающие знаки препинания. Составь схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией … творить.

2.  Я наблюдал свысока … волны головы ломают.

3.  Живешь в заколдованном диком лесу … уйти невозможно.

4.   Все равно я отсюда тебя заберу во дворец … играют свирели.

5.   Соглашайся хотя бы на рай в шалаше… терем с дворцом кто-то занял.

6.  Мне теперь не понять … же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.



Просмотр содержимого документа
«СПП 9кл.»

Тема: «Сложноподчинённое предложение.»

Цели: 

  • дать общее представление о сложноподчинённом предложении;

  • сформировать понятие о главном и придаточном предложении;

  • раскрыть особенности структуры сложноподчинённых предложений;

  • совершенствовать пунктуационные навыки.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация, разработанная учителем к данному уроку.

  Ход урока

I.Оргмомент.  Приветствие. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с китайской пословицы. К ней мы вернемся в конце урока.(слайд1)

На доске написаны предложения, найдите лишнее (слайд 2)

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

- Правильно, сложноподчиненное предложение.

(сообщение темы и целей урока. Слайд 3).

II. Подготовка к восприятию нового материала.

На уроке нам понадобятся термины, продолжите, пожалуйста,(слайд 4)

Задание: записать предложение, подчеркнуть в нём грамматические основы. Какие это предложения? (слайд 5)

Вывод:  перед нами сложные предложения, состоящее из двух предикативных частей, не равноправных по смыслу; части СПП объединены на основе подчинительной связи и при помощи подчинительных союзов и союзных слов.(слайд 6)

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя. 1. Структура СПП (слайд 7).

  Вывод:1.Главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется придаточным.

2. Придаточное предложение может относиться (пояснять) к слову, словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему предложению (слайд 8):

Тропинка,(какая тропинка?) которую я выбрал, обогнула песчаный карьер.

Мне всегда лучше работается, (когда лучше работается?) когда я послушаю музыку.

Все были дома, (когда все были дома?) когда я приехал.

2. Средства связи предикативных частей в СПП

Вывод: Предложения, входящие в состав СПП, объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов и союзных слов. (откройте стр. 36)

3. Место придаточного предложения по отношения к главному(слайд 10).

Вывод: Придаточное предложение может занимать любое место по отношению к главному: стоять перед главным, после него или в середине главного. (слайд 11).

4. Знаки препинания в СПП(слайд 12).

Вывод: В СПП придаточное предложение выделяется на письме независимо от  позиции по отношению к главному:  одной запятой, если находится после  или перед главным; двумя запятыми, если находится  внутри главного.

IV. Закрепление материла.

1. Коллективная работа.(слайд 13)

Задание: записать предложения, выделить грамматические основы,  указать средства связи предикативных частей, составить схемы.

   1) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям, выработайте его у себя. 2) Мы вышли в дорогу, когда рассеялся туман. 3)  Там, где небо сходится с землёй, пламенела полоса заката.

2. Тест.(слайд 14)

Найдите сложноподчиненные предложения

Б. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.

B. Из чащобы доносились неясные шорохи, и мальчики долго не могли успокоиться.

Г. Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли

Д. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, в кустах он услышал какой-то шум.

Е. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень.

Ж. Макар и не заметил, что стало светать.

З. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.

И. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.

V. Итог урока.

А теперь давайте вернемся к пословице. На сегодняшнем уроке вы много услышали, много увидели. Много работали, и надеюсь, поняли тему урока.

Оценивание учеников. VII. Домашнее задание упр. 78, стр.36

Просмотр содержимого презентации
«Презентация. СПП.»

Скажи мне – я забуду  Покажи мне – я запомню  Вовлеки меня – я пойму  (китайская пословица)

Скажи мне – я забуду

Покажи мне – я запомню

Вовлеки меня – я пойму (китайская пословица)

Найди лишнее  Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.   Таинственным я занят разговором, но не с тобой я сердцем говорю.   Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной  шумят.   Знаю я, что не цветут там чащи, что не звенит лебяжьей шеей рожь.

Найди лишнее

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Таинственным я занят разговором, но не с тобой я сердцем говорю.

Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной

шумят.

Знаю я, что не цветут там чащи, что не звенит лебяжьей шеей рожь.

Дополните термины Главные и второстепенные  члены предложения Односоставные и двусоставные  простые предложения Деепричастные и сравнительные  обороты Самостоятельные и служебные  части речи 2

Дополните термины

  • Главные и второстепенные

члены предложения

  • Односоставные и двусоставные

простые предложения

  • Деепричастные и сравнительные

обороты

  • Самостоятельные и служебные

части речи

2

Я не знал, что он собирается делать уроки.  Я не знал, что он собирается делать.

Я не знал, что он собирается делать уроки.

Я не знал, что он собирается делать.

Сложноподчинённое предложение Признаки:  Простые предложения в составе СПП  не равноправны по смыслу;  объединены на основе подчинительной связи;  связываются при помощи подчинительных союзов и союзных слов. 4

Сложноподчинённое предложение

Признаки:

Простые предложения в составе СПП

  • не равноправны по смыслу;
  • объединены на основе подчинительной связи;
  • связываются при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

4

Структура СПП ( ) придаточное предложение [  ]  главное предложение  Главное предложение  обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется придаточным .  5

Структура СПП

( )

придаточное

предложение

[ ]

главное

предложение

Главное предложение обозначает

ситуацию, которая поясняется

или уточняется придаточным .

5

Придаточное предложение может относиться: к слову Тропинка , ( какая тропинка?) которую я выбрал , обогнула песчаный карьер . к словосочетанию Мне всегда лучше работается , ( когда лучше работается?) когда я послушаю музыку . к грамматической основе Все были дома, ( когда все были дома?) когда я приехал . 6

Придаточное предложение может относиться:

к слову

Тропинка , ( какая тропинка?) которую

я выбрал , обогнула песчаный карьер .

к словосочетанию

Мне всегда лучше работается ,

( когда лучше работается?) когда я

послушаю музыку .

к грамматической основе

Все были дома, ( когда все были дома?)

когда я приехал .

6

СОЮЗЫ не падает логическое ударение Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как, хотя, потому что и др. Ясно было,  что  старика огорчало небрежное отношение Печорина.  СОЮЗНЫЕ СЛОВА падает логическое ударение, являются членами придаточного предложения Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др. В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».   7

СОЮЗЫ

не падает логическое ударение

Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как, хотя, потому что и др.

Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина.

СОЮЗНЫЕ СЛОВА

падает логическое ударение, являются членами придаточного предложения

Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.

В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».

7

Место придаточного предложения по отношения к главному [  ] , ( ).  ( ) , [  ] . [ ,( ), ] . 8

Место придаточного предложения по отношения к главному

[ ] , ( ).

( ) , [ ] .

[ ,( ), ] .

8

В лесу стало тихо, когда птицы улетели.  Когда птицы улетели, в лесу стало тихо. В лесу, когда птицы улетели, стало тихо. 9

В лесу стало тихо, когда птицы улетели.

Когда птицы улетели, в лесу

стало тихо.

В лесу, когда птицы улетели, стало тихо.

9

Знаки препинания в СПП.  В СПП придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному :  одной запятой, если находится после  или перед главным;  двумя запятыми, если находится  внутри главного. 10

Знаки препинания в СПП.

В СПП придаточное предложение

выделяется на письме независимо от

позиции по отношению к главному :

  • одной запятой, если находится после

или перед главным;

  • двумя запятыми, если находится

внутри главного.

10

Закрепление  1) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям, выработайте его у себя. 2) Мы вышли в дорогу, когда рассеялся туман. 3) Там, где небо сходится с землёй, пламенела полоса заката. 11

Закрепление

1) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям, выработайте его у себя.

2) Мы вышли в дорогу, когда рассеялся туман.

3) Там, где небо сходится с землёй, пламенела

полоса заката.

11

Тест   Найдите сложноподчиненные предложения. 1 . Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как  глазированный кулич. 2 . Из чащобы доносились неясные шорохи, и  мальчики долго не могли успокоиться. 3 . Обратите внимание на почки ивы, которые слегка  набухли 4 . Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, в кустах  он услышал какой-то шум. 5 . Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро  превратившийся в ливень. 6 . Макар и не заметил, что стало светать.. 7 . Только теперь я понял, что для него значила эта  вещь. 8 . Старик был так поражен его словами, что всплеснул  руками. 12

Тест

Найдите сложноподчиненные предложения.

1 . Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как

глазированный кулич.

2 . Из чащобы доносились неясные шорохи, и

мальчики долго не могли успокоиться.

3 . Обратите внимание на почки ивы, которые слегка

набухли

4 . Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, в кустах

он услышал какой-то шум.

5 . Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро

превратившийся в ливень.

6 . Макар и не заметил, что стало светать..

7 . Только теперь я понял, что для него значила эта

вещь.

8 . Старик был так поражен его словами, что всплеснул

руками.

12

Домашнее задание  Упр.78, правило на стр.37-39

Домашнее задание

Упр.78, правило на стр.37-39


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по русскому языку в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчиненном предложении"

Автор: Шаипова Анна Валерьевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе по разделу "
    ["seo_title"] => string(79) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "122054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414146364"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Понятие о сложноподчиненном предложении "
    ["seo_title"] => string(47) "poniatiie-o-slozhnopodchiniennom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "128402"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415481928"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Урок русского языка в 11 классе по теме «Пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_11_klasse_po_teme_punktuatsionnoe_oformlenie_slozhnopodch"
    ["file_id"] => string(6) "621958"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672261528"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства