Конспект урока в 7 классе
по теме: «Повелительное и условное наклонения глаголов»
Цель:
познакомить учащихся с такой категорией глагола, как повелительное условное наклонение.
Задачи урока:
обучающие: углубить и расширить представления учащихся об изъявительном наклонении; познакомить с условиями образования форм повелительного и условного наклонения; учить находить глаголы повелительного и изъявительного наклонения в тексте;
развивающие: создать условия для развития и обогащения речи учащихся путем введения нового материала; способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
воспитательные: содействовать воспитанию чувства ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование:
ноутбук, мультимедиаэкран, раздаточный материал, цветные карточки с разноуровневыми заданиями, цветик-семицветик.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте все дружно улыбнемся гостям, мне и друг другу. Вот с такими улыбками мы начнем наш урок и с такими же улыбками и закончим.
Перед вами шкала вашего настроения, обозначьте цветной ручкой на ней то настроение и чувства, которые вы испытываете в начале нашей работы. В конце урока мы еще раз вернемся к нашей шкале.
II. Актуализация знаний по теме «Глагол». Проверка домашнего задания:
О какой части речи мы сегодня продолжим разговор, догадайтесь сами.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает- расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё вам назовёт…….глагол.
Это важная часть речи, ведь без глаголов далеко не уедешь, не умчишься, не укатишь, не улетишь, не унесёшься, и вообще не попрыгаешь, не побегаешь, не поскачешь, не покрутишься, не повертишься, не потанцуешь, не попоешь и даже ничего не натворишь! Потому что для всего этого нужно совершить действие. А действие – это и есть глагол.
- Работа по карточкам
Сейчас я раздам карточки разного уровня сложности, кому-то по сложнее, а кому-то меньшего уровня сложности. Что вам нужно сделать? Внимательно прочитать задания и выполнить то, что там написано. Через 5 минут я их у вас соберу.
- Фронтальный опрос
А с остальными мы поиграем в игру. Сегодня мы волшебники! И играть будем с цветиком-семицветиком. Это необычный цветок, а волшебный. На его лепестках вопросы по предыдущим темам. Если вы ответите на вопросы правильно, и мы оторвем все лепестки, то сможем загадать желание в конце урока. А также попадем в волшебную страну Глаголию, по которой мы с вами путешествуем, в два волшебных города. Но для начала нужно сказать волшебные слова. Кто помнит, какие слова?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Облети вокруг земли,
Быть по-моему вели!
(видео)
- Что такое глагол? Глаголы обозначают …(действия и состояние предметов)
- Глаголы совершенного вида…. Найти, пожелать, взять……это глаголы (совершенного вида)
- Глаголы несовершенного вида….Класть, искать, ловить – это глаголы………(несовершенного вида)
- Возвратные глаголы ….
- По каким признакам мы определяем переходность глагола?
- Глагол имеет особую форму, которая называется….(начальная форма)
- Две формы времени глагола имеют глаголы……(совершенного вида). Три формы времени глагола имеют глаголы….(несовершенного вида)
- Определить неопределенную форму глагола: светил, опустился ….(светить, опускать)
Молодцы!
Ну что же время истекло. Сдаем карточки. Кристина, собери у всех. Я проверю и скажу вам оценки на следующем уроке.
III. Объяснение нового материала
Так как мы ответили на все вопросы правильно, то пора отправляться в город Условностей и город Повелителей. Готовы?
Город Условностей Город Повелителей
Жители первого города – мечтатели, романтики и фантазеры. Их девиз «Если бы да кабы!»
А во втором живут одни командиры. Они уверены в себе и в своих силах, любят приказывать и подчинять, поучать и давать советы.
А сейчас давайте попробуем определить, из какого города к нам пришел житель. Если это житель города Условностей – мы топаем, если города Повелителей – хлопаем.
- Играйте, оркестры! Звучите песни и смех!
- Поднимите руки выше!
- Я хотел бы стать спортсменом.
- Сядь на свое место!
По какому признаку вы определяли, что это житель города условностей. Повелителей?
- Правильно! Жители города Условностей всегда ходят парами. Рядом с глаголом всегда частица БЫ. Она либо бежит следом (он пришел бы), либо обгоняет и оказывается впереди (), а может так далеко забежать, что между ней и глаголом окажется несколько слов ()
А как вы узнали жителей города Повелителей?
Мы сегодня будем знакомиться с условным и повелительным наклонением. Вы сами назвали правило. Давайте в этом убедимся. У вас у каждого лежат таблички. Прочитайте их самостоятельно.
Глаголы условного наклонения обозначают действия, которые могут произойти только при определенных условиях. Как же образуются глаголы условного наклонения?
Формула образования условного наклонения
Глагол в форме пр. вр. + частица бы
Написал (а, о, и) + бы = написал (а, о, и) бы
Спросил (а, о, и) + бы = спросил (а, о, и) бы
Глаголы повелительного наклонения обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить (просьба, приказ, совет, запрет)
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа.
Формы 2-го лица ед. ч. образуются от основы настоящего/будущего времени с помощью окончания –и или нулевого окончания
Сид(ят) + и = сиди
Играй(ут) + и = играй
Формы 2-го лица мн. ч. образуются от форм 2 лица ед.ч. с помощью постфикса -те
Сиди + те = сидите
Рассмотрите таблицу и попробуйте рассказать, как образуется условное наклонение
Основа неопределенной формы
суффикс
частица
Условное наклонение
Бежа-ть
Л
Бы (б)
Бежал бы
Повея-ть
Улыбался бы
- Что обозначают глаголы условного наклонения? Повелительного?
- Как образуются?
IV. Формирование умений и навыков по применению полученных знаний
Упр. 115. Найдите и выпишите предложения, в которых представлены действия возможные или желательные.
- Мы проговорили бы до самого утра, но оба очень устали. 2) Я открыла бы окно навстречу росам, да боюсь утренней свежести. 3) Дремлет на стене моей ивы кружевная тень. (глаголы условного наклонения – проговорили бы, открыла бы)
Упр. 121. Найдите формы глаголов, обозначающих побуждение к действию.
На другой день, поутру,
К златошвейному шатру
Царь-девица подплывает,
Шлюпку на берег бросает,
Входит с гуслями в шатёр
И садится за прибор.
Тут в шатер Иван вбегает,
Косу длинную хватает.
«Ой, беги, конек, беги!
Горбунок мой, помоги!»
(глаголы повелительного наклонения – беги, помоги)
V. Физкульминутка
Ребята, а не хотелось бы вам немного размяться? Конечно, хотелось.
К нам пришел из города Повелителей человечек. Он просит нас размяться вместе с ним.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо,
Посмотрите влево,
А теперь их поднимите,
и тихонько опустите.
Наклоните голову,
Глазками моргните.
Тихо топните ногой
Да притопните другой.
До 5 все посчитайте
И опять за парты сядьте.
Давайте назовем глаголы. (ПОСМОТРИТЕ, ПОДНИМИТЕ, ОПУСТИТЕ, НАКЛОНИТЕ….) В каком наклонении они употреблены?
А кто был очень внимательным и запомнил, как я задала вопрос перед физкульминуткой? (Ребята, а не хотелось бы вам немного размяться?)
Открываем тетради и записываем число, классная работа. Работа письменно
Работа по презентации.
Выпишите глаголы в форме повелительного наклонения, определите их лицо и число.
Баранкин мечтает: «Хорошо бы пожить хоть один денёчек так, как живут счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтоб не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи!
VI. Закрепление полученных знаний и навыков
Итак, отправляемся путешествовать дальше по нашим городам. Нам нужно выполнить еще несколько заданий, чтобы вернуться обратно.
Задание 1. Образуйте форму повелительного и условного наклонения
Звонить (повелительное наклонение)
Звонить – звони – звоните
Рисовать (условное наклонение)
Рисовать – рисовал бы
(Повелительное наклонение)
Решить
Плакать
Пригласить
(Условное наклонение)
Захватить
спросить
Задание 2. Укажите ряд, в котором все глаголы повелительного наклонения
Беги, не спеши, принесите
Не уходи, сходил бы, войди
Готовлю, буду решать, запирать
Задание 3. Укажите ряд, в котором все глаголы условного наклонения
Уходи, спрячься, подумал бы
Принес бы, буду решать, войдите
Покрасил бы, отнес бы, поцеловал бы
Задание 4. Давайте помечтаем
- Если бы я выиграл миллион, то….
- Если бы я был рыцарем, то….
- Если бы у меня были сапоги скороходы, то….
- Подведение итогов
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.
А теперь мы возвращаемся в наш класс.
И вот, мы в нашем классе.
Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. Что мы узнали в городе Условностей? В городе Повелителей?
- Сколько наклонений глагола в русском языке?
- В форме какого лица и числа употребляются глаголы повелительного наклонения?
- При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?
- О каком наклонении идёт речь?
1) Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем и будущем.
2) Я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ.
3) Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности, и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем.
- Я называю глаголы, а вы говорите в каком наклонении он стоит по цепочке.
(позовете, хотел бы, пиши, говорите, подумала б, сказала бы, буду решать)
- Рефлексия
Сейчас я называю вам предложение, которое нужно закончить.
Урок:
-привлек меня тем, что….
-показался интересным….
-заставил задуматься….
-навел меня на размышления…
А теперь вернемся к шкале настроений, отметьте сейчас ручкой другого цвета то настроение, которое испытываете в конце нашей работы.
У кого изменилось? Почему? (ответы детей)
Все были молодцы! Поэтому смело можете загадать желание!
- .Домашнее задание