Конспект урока составлен для малокомплетных школ. Рассчитан на среднего ученика, т.к. в малокомплентных классах учащимся приходится работать самостоятельно.
Учебник 2ч.Русский язык УМК Начальная школа 21 века 4 класс
Тема: Наклонение глагола. изъявительное наклонение.
Цель: ввести понятия: изъявительное, повелительное и условное наклонения глаголов.
Задачи:
закреплять умения определять спряжения глаголов;
способствовать формированию интереса к русскому языку;
развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую зоркость учащихся
Ход урока
I Актуализация знаний.
- На доске слова: пенал, акварель, котята, дружит, сказка.
видеть, лиловый, строил, встречает, полетит.
конверт, аллея, капуста, пони, солнце.
- Какие задания можно выполнить? (Находить лишние слова по разным признакам, объединить в группы, ставить ударения, орфограммы назвать)
2. - Поработаем над второй строчкой.
- Вы уже сказали, что слова второй строчки – глаголы. Что мы знаем о глаголах?
- Определим спряжение, число, время, род, наклонение.
- Как называются такие понятия ? (Морфологические признаки)
- Какое понятие нам ещё не знаком?(наклонение)
- Какой вопрос у вас возникает?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
-Запишите тему урока.
II. Чистописание.
-Для минутки чистописания найдём словарные слова: капуста, акварель, пенал, конверт. (Пишут в одну строчку красиво).
III. Работа над новым материалом.
1. Прочитайте предложения.
Я сижу на берегу и ловлю рыбу.
Сидел бы я на берегу и ловил бы рыбу.
Сиди тихо.
– В каком предложении говорится о действии так, как будто оно происходит на самом деле?
– Приведите свои примеры таких же предложений.
- А в каком – о желании говорящего?
- В каком предложении приказывает или советует?
– В форме какого наклонения могут употребляться глаголы, вы узнаете, прочитав «тайну русского языка» на с. 13 учебника.
– Что вы узнали о формах наклонения глагола?
- Постоянный или непостоянный признак наклонение?
Наклонение – непостоянный морфологический признак глагола.
Наклонение выражает отношение действия к действительности.
Действие может быть реальное и нереальное.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут
2. Выполнение упражнения 1, с. 14. (1,5 –приказ,2,4 –желаемое)
- Можно ли определить время у глаголов?
(читают правило)
3.Выполнение упражнения 2, с. 14.
– Что поможет вам определить форму изъявительного наклонения глагола?
3. Работа с рубрикой «Давай подумаем»: с. 14–15 учебника.
4. Выполнение упражнения 3, с. 14 учебника.
– В каком предложении говорится о действии как о реальном? (В первом.)
– А в каких – как о нереальном?
– Запишите одно предложение с реальным действием, а одно – с нереальным действием.
IIII. Итог урока.
– С каким новым грамматическим признаком глагола мы познакомились?
Домашнее задание: упр. 4, с. 14 (устно подобрать отрывки).