Тема: Запятая в сложном предложении.
Планируемые предметные результаты:
Ставить запятые в сложном предложении с союзами; отличать простые предложения от сложных; составлять схемы простых и сложных предложений; распознавать однородные члены предложения; выполнять синтаксический разбор предложений изученных видов.
Универсальные учебные действия:
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Личностные результаты:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Ход урока:
Организационный момент.(слайд 1)
- Прозвенел звонок, начался урок.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок. (слайд 2)
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики? (слайд 2)
- Сможете стать такими?
2. Словарная работа (слайд 3)
- Заполните кроссворд словарными словами.
- Запишите их через запятую, подчеркните непроверяемую букву безударного гласного в корне слова. (колено, корова, копыто, костёр, колесо)
- Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте написание слов.
- Оцените работу товарища. (слайд 4)
- Запишите по 3 однокоренных слова:
1 вариант – с корнем – колен – (колено, наколенник, поколение)
2 вариант – с корнем – колес – (колесо, трёхколёсный, колесить)
- Выделите корень в словах. Проверим.
- Давайте составим простое предложение со словом колесо. (В машине пробилось колесо). Запишите.
- Выполните синтаксический разбор предложения. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
- Найдите грамматическую основу предложения. Выделите её. Какими частями речи они выражены. (сущ., глаг.) Составьте схему предложения(д)
- А теперь я предлагаю вам составить с этим же словом, предложение сложное. (У нас пробилось колесо, но мы всё равно доехали до дачи)
- Синтаксический разбор (повеств., невоскл., сложн., распр.) Грамматическая основа. Схема. (д)
- Как же отличить простое предложение от сложного? (в простом - 1 грамматическая основа, а в сложном 2 и более (слайд 5)
3. Формулирование темы и цели урока.
Ключевые слова: сложное предложение; союзы и, а, но; запятая (слайд 6)
- Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение» (знаки препинания в сложном предложении, отличие от простого, перед одиночным союзом и запятая ставится)
- Дополните этот ряд ключевых слов (простое предложение, однородные члены, отсутствие занятой)
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении. (слайд 7)
4. Обобщение и систематизация умений и навыков.
- Составьте предложения.
- Какие предложения у вас получились? Запишите их. Составьте схемы предложения. Какие это предложения? (простое и сложное) (слайд 8,9)
- И в одном и в другом предложении есть союз и. Какова же роль союзов в предложении? (соединяют части предложения или однородные члены)
- Какие ещё союзы вы знаете? (и, а, но)
- Давайте соединим вид предложения с нужными союзами. (слайд 10)
- Попробуйте составить для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном. (2 уч – д) Проверим.
- Почему мы так обозначали сложное предложение? (оно состоит из частей) - Что происходит с частями в сложном предложении? (они соединяются и разделяются)
- Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема о простом и сложном предложении. (слайд 11)
Физминутка (слайд 12)
- Упр. 79 (разбор, самостоятельная работа)
- Откройте Рабочие тетради на странице 18. Найдите задание 6.
- Прочитайте про себя задание. Что нужно сделать?
- Схема какого предложения здесь представлена? (сложная, состоящая из 3 частей)
- Как соединены части этого предложения?
- Подберите, какое предложение подойдет к этой схеме. Поработайте в парах. Вспомните правила. (слайд 13)
- Итак, какое предложение подходит? (3) Докажите, что именно это предложение подходит.
Письмо (слайд 14)
- Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения. ([= - ,=],[= -], и [= -].) (д)
- Разберите по составу имена прилагательные.
5. Итог урока.
- Найдите ошибки в схеме. Объясните их. (слайд 15)
- Вот и кончился урок, он пошёл, наверно впрок! (слайд 16)
6. Домашнее задание.
С.79-80 упр. 4, Р.т.т.3 з.10