kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Гимназия № 397 имени Г.В. Старовойтовой

 

 

Эти непростые сложные предложения…
Урок русского языка в 5 классе

 


Автор методической разработки:

Денисова Татьяна Александровна
 

 

 

Санкт-Петербург

2009

 

   Урок русского языка. Каким он должен быть? По моему глубокому убеждению, каждый урок должен быть постижением красоты языка, его неисчерпаемых возможностей. Н. Рыленков в одном из стихотворений писал: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться… Здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынул дружно». Так на каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда придёт понимание его законов, его правил, его системы.

   Вашему вниманию предлагается один урок в 5 классе. Это первый урок  о сложном предложении. Повторяя предыдущий материал, мы  вспоминаем синтаксический разбор простого предложения. И последнее, по моему мнению, на каждом уроке должна быть работа над наиболее трудными орфограммами.

Эти непростые сложные предложения…

Ход урока:

I.                  Организационный момент.

II.               Орфографическая пятиминутка.

Сегодня традиционную орфографическую пятиминутку мы проведём в форме игры «Третий лишний».  

(Каждая тройка слов напечатана на отдельном листе, который демонстрируется учащимся. См. приложение)

Задача: найти лишнее слово, записать его, выделить орфограмму, устно объяснить, почему вы так думаете.

Сделаем вывод о правописании Ь после шипящих.

III.           Проверка домашнего задания.

Опрос.

Что изучает синтаксис?

Чем отличается словосочетание от предложения?

Расскажите о предложении как единице языка, пользуясь тезисным планом упр. 351.

Задание: составьте и запишите предложение.

Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы. возьмите определение, выраженное прилагательным, согласуйте его с существительным листьями.

Добавьте дополнение из предложения Пушкин очень любил осень.

Найдите в предложении Осень щедро одаривает леса красками. обстоятельство образа действия и допишите его в предложение.

Добавьте сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр.

Из предложения Вы куда ведёте, дороги? возьмите существительное, которое  является обращением и допишите в предложение.

Добавьте обстоятельство места из предложения Возле дач раскраснелась рябина.

Прочитайте получившееся предложение, запишите его на доске и сделайте синтаксический разбор.

Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги возле дач.

(Учащиеся записывают предложение, делают разбор, объясняют орфограммы, делают вывод о строении предложения)

IV.            Постановка проблемы и целей урока. Слово учителя.

   Итак, вы уже знаете, что простые предложения состоят из одной грамматической основы. А как же называются предложения, в которых не одна, а несколько грамматических основ? Откройте, пожалуйста, учебники и найдите ответ на этот вопрос.

(Учащиеся читают определение сложных предложений, стр.152, п. 28, записывают в тетрадь тему урока; учитель сообщает цели урока).

   Прочитайте и запишите эпиграф. Как вы его понимаете?

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

   Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

 Задание: запишите предложения, выделив  грамматические основы.

   Громады тёмных туч обложили небо, подул сильный ветер, полил дождь. (оставить место для схемы) Спустилась ночь, когда мы подъехали к лесу. (оставить место для схемы) Ветер утих, но дождь не переставал. (оставить место для схемы) Старик промок до костей, и я чувствовал его дрожь. (оставить место для схемы)

   Учащиеся выделяют орфограммы, находят грамматические основы. Разбор по членам предложения даёт возможность установить разницу между первым и вторым, третьим и четвёртым предложениями. Учитель  рассказывает о знаках препинания в сложном предложении. На доске появляется изображение сложных предложений (см. приложение, рис. 1). Вводятся термины сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное предложения, рисуются схемы. Затем учащимся вновь предлагается обратиться к учебнику, стр.153, прочитать теоретические  сведения пункта 2 и 3.

V.               Игра-практикум по теме урока.

Приготовьте сигнальные карточки. Зелёный цвет означает «да», красный – «нет».

1.     Верите ли вы, что сложное предложение имеет одну грамматическую основу? (нет)

2.     Верите ли вы, что части сложного предложения могут быть связаны союзами? (да)

3.     Верите ли вы, что сложное предложение представляет собой единство по смыслу и интонации? (да)

4.     Верите ли вы, что между частями сложного предложения не бывает союзов? (нет)

5.     Верите ли вы, что части сложного предложения разделяются запятой? (да)

VI.            Закрепление знаний по теме урока.

1.     Из данных простых предложений составить сложные, используя подходящие по смыслу союзы. (предложения написаны на доске)

А) По лугам дул ветер. В лесах хрустела льдом тишина.

Б) Сад облетел. Палые листья мешали идти.

(Предложения проверяются, выделяются основы, делается вывод о том, какие это предложения)

2.     Закончить предложения, подчеркнуть грамматическую основу. (предложения записаны на доске)

А) Рожь гнулась от ветра, …(лес исчезал в потоке дождя)

Б) Облака так низко нависали над землёй, что…(кроны сосен закутывались туманом)

В) Наступила осень, и … (птицы потянулись на юг)

3.     Дифференцированное задание. Для сильных учащихся упр. 416 (выполняют самостоятельно), а для слабых упр. 413 (комментируем с места). Проверим упр. 416. Читаем текст, объясняем, какие использовали предложения.

4.     Записать верно предложения, выделить основы, указать вид предложений. (предложения записаны на доске)

А) Но дождь не лил, туча нависла над нами.

Б) Где росли сосны, мы побежали туда.

В) Что затрещали деревья, ветер рванул с такой силой.

 

5.     Редактирование. К сожалению, в сложных предложениях очень часто допускаются ошибки. Мне в руки попали два приглашения. Прочитайте, найдите ошибки, перепишите в исправленном виде.

(Тексты приглашений выдаются на столы учащимся. См. приложение, рис. 2 и 3)

VII.        Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.

   Упражнение 418 устно. Выполнить это упражнение вам поможет параграф 28. Упражнение  417  письменно. Полученные сегодня знания вы стараетесь применить в домашнем упражнении, тем более, что мы в классе делали такое же задание: из двух простых составить сложное с помощью союзов. Задание под цифрой 1 – письменно, а задание под цифрой 2 – устно.

  1. Подведение итогов урока. Контроль и самооценка знаний.

   Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме  «Сложные предложения», умение определять смысловые отношения и ставить знаки препинания, умение конструировать сложные предложения и умение решать трудные задачи, такие как редактирование.

   Сегодня на уроке вы оцените себя сами.  «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Оценка

1.Знание теоретического материала

 2.Умение определять смысловые отношения в  предсложных предложениях  

 3.Умение конструировать сложные предложения

 4.Умение находить СП в тексте

 5.Умение решать нестандартные лингвистические задачи

  1. Рефлексия.

   Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

   Какими словами описали бы вы своё состояние после урока.

·        Примечание. Возможно, учитель использует не все задания, учитывая возможности конкретного класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Рис.1

Рис.2

 

Рис.3

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." »

Гимназия № 397 имени Г.В. Старовойтовой





Эти непростые сложные предложения…
Урок русского языка в 5 классе


Автор методической разработки:

Денисова Татьяна Александровна






Санкт-Петербург

2009



Урок русского языка. Каким он должен быть? По моему глубокому убеждению, каждый урок должен быть постижением красоты языка, его неисчерпаемых возможностей. Н. Рыленков в одном из стихотворений писал: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться… Здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынул дружно». Так на каждом уроке ученики должны «всматриваться и вслушиваться» в язык, и тогда придёт понимание его законов, его правил, его системы.

Вашему вниманию предлагается один урок в 5 классе. Это первый урок о сложном предложении. Повторяя предыдущий материал, мы вспоминаем синтаксический разбор простого предложения. И последнее, по моему мнению, на каждом уроке должна быть работа над наиболее трудными орфограммами.

Эти непростые сложные предложения…

Цель урока:

Заложить основы понимания конструкции сложного предложения, умения членить его на простые, определять вид сложного предложения, находить главные члены.

Задачи:

  1. Обучающие

– формирование навыка находить грамматические основы в сложном предложении;

– формирование навыка постановки знаков препинания в сложном предложении;

– формирование навыка самоконтроля и самопроверки.

  1. Развивающие

– закрепление знаний о правописании Ь после шипящих;

– закрепление навыков синтаксического разбора простого предложения;

– развитие пунктуационной зоркости.

  1. Воспитательные

– воспитание любви к слову;

– воспитание языкового чутья.

Тип урока: изучение нового материала.

Проблема: как поставить учащихся в активную позицию при изучении общих понятий о сложном предложении?

Формы работы на уроке: работа с учебником, игра-практикум, создание таблицы самооценки, работа по карточкам.

Оборудование: таблицы для проведения игры «Третий лишний», карточки с заданиями, слова Л. Н. Толстого, написанные на плакате (можно использовать мультимедийный проектор или интерактивную доску, это зависит от оснащения кабинета), весёлое изображение схем сложных предложений, сигнальные карточки, таблицы самооценки.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Орфографическая пятиминутка.

  3. Проверка домашнего задания. Опрос.

  4. Постановка проблемы урока. Слово учителя.

  5. Изучение нового материала.

  6. Игра-практикум «Верите ли вы, что…»

  7. Обобщение и систематизация знаний по теме.

  8. Домашнее задание.

  9. Подведение итогов урока. Контроль и самооценка. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Орфографическая пятиминутка.

Сегодня традиционную орфографическую пятиминутку мы проведём в форме игры «Третий лишний».

(Каждая тройка слов напечатана на отдельном листе, который демонстрируется учащимся. См. приложение)

Задача: найти лишнее слово, записать его, выделить орфограмму, устно объяснить, почему вы так думаете.



  1. около дач(?) 2. засеч(?) 3. силач(?) 4. крепыш(?)

ткач(?) зажеч(?) лещ(?) удивиш(?)ся

сыч(?) фальш(?) гореч(?) товарищ(?)

  1. леч(?) 6. запеч(?) 7. гориш(?) 8. чертёж(?) 9. помощ(?)

грач(?) у афиш(?) береч(?) ветош(?) сжеч(?)

врач(?) молодёж(?) поможеш(?) реч(?) ноч(?)

Сделаем вывод о правописании Ь после шипящих.

  1. Проверка домашнего задания.

Опрос.

Что изучает синтаксис?

Чем отличается словосочетание от предложения?

Расскажите о предложении как единице языка, пользуясь тезисным планом упр. 351.

Задание: составьте и запишите предложение.

Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы. возьмите определение, выраженное прилагательным, согласуйте его с существительным листьями.

Добавьте дополнение из предложения Пушкин очень любил осень.

Найдите в предложении Осень щедро одаривает леса красками. обстоятельство образа действия и допишите его в предложение.

Добавьте сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр.

Из предложения Вы куда ведёте, дороги? возьмите существительное, которое является обращением и допишите в предложение.

Добавьте обстоятельство места из предложения Возле дач раскраснелась рябина.

Прочитайте получившееся предложение, запишите его на доске и сделайте синтаксический разбор.

Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги возле дач.

(Учащиеся записывают предложение, делают разбор, объясняют орфограммы, делают вывод о строении предложения)

  1. Постановка проблемы и целей урока. Слово учителя.

Итак, вы уже знаете, что простые предложения состоят из одной грамматической основы. А как же называются предложения, в которых не одна, а несколько грамматических основ? Откройте, пожалуйста, учебники и найдите ответ на этот вопрос.

(Учащиеся читают определение сложных предложений, стр.152, п. 28, записывают в тетрадь тему урока; учитель сообщает цели урока).

Прочитайте и запишите эпиграф. Как вы его понимаете?

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

Задание: запишите предложения, выделив грамматические основы.

Громады тёмных туч обложили небо, подул сильный ветер, полил дождь. (оставить место для схемы) Спустилась ночь, когда мы подъехали к лесу. (оставить место для схемы) Ветер утих, но дождь не переставал. (оставить место для схемы) Старик промок до костей, и я чувствовал его дрожь. (оставить место для схемы)

Учащиеся выделяют орфограммы, находят грамматические основы. Разбор по членам предложения даёт возможность установить разницу между первым и вторым, третьим и четвёртым предложениями. Учитель рассказывает о знаках препинания в сложном предложении. На доске появляется изображение сложных предложений (см. приложение, рис. 1). Вводятся термины сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное предложения, рисуются схемы. Затем учащимся вновь предлагается обратиться к учебнику, стр.153, прочитать теоретические сведения пункта 2 и 3.

  1. Игра-практикум по теме урока.

Приготовьте сигнальные карточки. Зелёный цвет означает «да», красный – «нет».

  1. Верите ли вы, что сложное предложение имеет одну грамматическую основу? (нет)

  2. Верите ли вы, что части сложного предложения могут быть связаны союзами? (да)

  3. Верите ли вы, что сложное предложение представляет собой единство по смыслу и интонации? (да)

  4. Верите ли вы, что между частями сложного предложения не бывает союзов? (нет)

  5. Верите ли вы, что части сложного предложения разделяются запятой? (да)

  1. Закрепление знаний по теме урока.

  1. Из данных простых предложений составить сложные, используя подходящие по смыслу союзы. (предложения написаны на доске)

А) По лугам дул ветер. В лесах хрустела льдом тишина.

Б) Сад облетел. Палые листья мешали идти.

(Предложения проверяются, выделяются основы, делается вывод о том, какие это предложения)

  1. Закончить предложения, подчеркнуть грамматическую основу. (предложения записаны на доске)

А) Рожь гнулась от ветра, …(лес исчезал в потоке дождя)

Б) Облака так низко нависали над землёй, что…(кроны сосен закутывались туманом)

В) Наступила осень, и … (птицы потянулись на юг)

  1. Дифференцированное задание. Для сильных учащихся упр. 416 (выполняют самостоятельно), а для слабых упр. 413 (комментируем с места). Проверим упр. 416. Читаем текст, объясняем, какие использовали предложения.

  2. Записать верно предложения, выделить основы, указать вид предложений. (предложения записаны на доске)

А) Но дождь не лил, туча нависла над нами.

Б) Где росли сосны, мы побежали туда.

В) Что затрещали деревья, ветер рванул с такой силой.



  1. Редактирование. К сожалению, в сложных предложениях очень часто допускаются ошибки. Мне в руки попали два приглашения. Прочитайте, найдите ошибки, перепишите в исправленном виде.

(Тексты приглашений выдаются на столы учащимся. См. приложение, рис. 2 и 3)

  1. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.

Упражнение 418 устно. Выполнить это упражнение вам поможет параграф 28. Упражнение 417 письменно. Полученные сегодня знания вы стараетесь применить в домашнем упражнении, тем более, что мы в классе делали такое же задание: из двух простых составить сложное с помощью союзов. Задание под цифрой 1 – письменно, а задание под цифрой 2 – устно.

  1. Подведение итогов урока. Контроль и самооценка знаний.

Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме «Сложные предложения», умение определять смысловые отношения и ставить знаки препинания, умение конструировать сложные предложения и умение решать трудные задачи, такие как редактирование.

Сегодня на уроке вы оцените себя сами. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.


Оценка

1.Знание теоретического материала


2.Умение определять смысловые отношения в предсложных предложениях


3.Умение конструировать сложные предложения


4.Умение находить СП в тексте


5.Умение решать нестандартные лингвистические задачи




  1. Рефлексия.

Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:



-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

-Ах, как я устал …

-Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

-Учиться не так-то просто.





  • Примечание. Возможно, учитель использует не все задания, учитывая возможности конкретного класса.



















































Приложение:

Рис.1

Рис.2



Рис.3














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..."

Автор: Денисова Татьяна Александровна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока по окружающему миру на тему: "Компас" 2 класс система Занкова "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-kompas-2-klass-sistiema-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "135893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417002735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства