-Развивать орфографическую зоркость, умение определять грамматическую основу предложения, части речи;
-Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес к предмету, умение доказывать, сравнивать, обобщать; умение работать в парах, в группах;
-Воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру учебного труда.
- воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи;
-воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Суффикс" »
Русский язык в третьем классе
Тема урока «Части слова»
Задачи:
-Обобщить знания о частях слова;
-Развивать орфографическую зоркость, умение определять грамматическую основу предложения, части речи;
-Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес к предмету, умение доказывать, сравнивать, обобщать; умение работать в парах, в группах;
-Воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру учебного труда.
- воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи;
-воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну;
Цель: обобщение знаний о частях слова
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения
- педагогика сотрудничества (учебный диалог)
Оборудование: разрезные карточки - части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) в конвертах по одному на каждую парту, схема разбора слова по составу. Листья с записанными однокоренными словами, карточки со схемами для групп.
Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех улыбкой. Садитесь.
Прочитайте высказывание. Думаю, смысл его вам понятен.
УМНЫЙ НЕ ТОТ, КТО НЕ СОВЕРШАЕТ ОШИБОК, А ТОТ, КТО УМЕЕТ ИХ ИСПРАВЛЯТЬ.
На сегодняшнем уроке вы будете не только предупреждать ошибки, но стараться не совершать их в будущем.
К вам на урок я пришла вот с таким чудесным настроением и думаю, что у нас все получится. (вешаю на доску солнышко )
-Я рада, что у большинства ребят нашего класса веселое настроение.
III.Оформление тетрадей.
А)Запись числа.
Б)Минутка чистописания.
Учитель. Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова : "Окончание в слове "вьюги"?", дети записывают "и", суффикс в слове грибок – «ок».)
IV. Сообщение темы и цели урока.
На доске запись. Найдите в данной записи тему нашего урока (Развитие концентрации и устойчивости внимания).
ВЗБРТКЧАСТИРЕЬДНРВРПАЛО
ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП
Ответ: "Части слова".
V. Работа в парах.
А)Учитель. Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.
Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.
Б) Дифференцированная работа:
Побери из перечисленных слов, слова подходящие к данной схеме:
3 группа – приставка + корень + суффикс + окончание
V.Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Назови слова, у которых корень совпадает с основой. Если вы правильно назовёте слова, сложите их по порядку на обратных сторонах прочтёте предложение. (Қазақстан –Тәуелсіз мемлекет.)
1. Хлеб 4. Страна
2. Радуга 5.Домик
3. Подвоз 6.Книжка
(хлеб, радуга, страна)
Объясни свой выбор
Қазақстан –Тәуелсіз мемлекет.
(Казахстан – независимое государство)
Беседа.
-Когда Казахстан стал независимым государством?
-Как вы понимаете слово «независимое» (свой Президент, государственная символика и т. д.)
VI.Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
-Физминутка.
Выросли деревья в поле…
Два дерева ( 1-е – вода, 2- водить)
Перед вами два дерева. А их листья у вас на партах. Определите, с какого дерева они упали. Подойдите к доске и прикрепите листья к нужному дереву.
Учащиеся выходят и крепят листья к нужному дереву. На листьях слова: водопад, провод, водолаз, заводной, паводок, водитель, водокачка, заводить, водяной, водоем, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль.
Проверьте, все ли листья попали на свое дерево?
А вот один листок упал на мой стол. Какое слово на нем написано? (водопровод) С какого дерева он упал? Докажите.
VII.Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Найди слова с приставками: Работа в парах.
1. (за)брать 6. (в)окно
2. (у)летать 7. (за)грибами
3. (с)правиться 8. (с)другом
4. (на)правлять 9. (до)бежать
5. (до)дороги 10. (на)родину
VIII. 3а корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
Запись на доске и в тетрадях. Выделение суффиксов.
1.Преврати большой дом в маленький. (домик)
2.Преврати большую табуретку в маленькую. (табуреточка)
3. Назови глупого человека ласково. (глупенький)
4. Преврати слово «трактор» в человека. (тракторист)
5. Преврати слово «стол» в комнату. (столовая)
6. Преврати слово «рыба» в человека. (рыбак)
7. Преврати маленький хвостик в большой. (хвостище)
« Слово суффикс – от латинского языка приколоченный.
Часть, подставленная к корню с правой стороны».
Физминутка
Сценка «В стране словообразования»
Ведущий: Послушайте сказку: «Живут на свете удивительные части слова. И имена у них удивительные и загадочные, например, - суффиксы. Иногда они звенят, как колокольчики: -оньк, -еньк, -знь. Иногда словно стучат каблучками: -ек, -ик, -чик, -инк. Иногда поют, как птички: -чив, -лив, -чив, -лив! А бывает, будто просят о чем-то: -н..., -льн... Суффиксы жили и с приставками дружили, и никогда не ссорились. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выразить значение слова.
Приставки: Ну как вы не понимаете. Возьмём слово Выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?
Суффиксы: Конечно, нужны и очень много! Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник. Смотрите, как значительны в этих словах суффиксы! Захотим – деревьев станет меньше, А вот уже нет никаких деревьев. А вот и человек, который охраняет лес. И всё это совершили мы – суффиксы.
Приставки: Зато если мы хотим сказать что-то очень-очень, ну просто преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят: прехорошенький, преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!
Суффиксы: А зато с суффиксами можно приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Катя, а Катенька!
Ведущий: Спорили, спорили приставки и суффиксы и чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался – встал между ними.
Корень: Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-то без меня сказать!
Ведущий: Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, так у них ничего не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.
Корень: За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите и стоять вы будете от меня по разные стороны. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы ваас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок – вот такая: , у суффиксов – другая:
А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую:
Ведущий: Тут всем спорам конец пришёл. Да и времени нет – слов на свете много, работы всем частям слова хватает.