kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе Суффиксы -к- и -ск-

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка.

1. Класс 6

2. Предмет, тема урока – русский язык, «Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных».

3. Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий)

4. Цели:

обучающая: познакомить учащихся с написанием суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных, показать условия написания ь перед суффиксом -ск-, учить разграничивать суффиксы -к- и -ск-, образовывать краткую форму прилагательных и новые прилагательные с помощью суффиксов -к- и -ск-;

развивающая: сформировать умение верного определения условий, регулирующих выбор суффиксов -к- и -ск-, а также умение написания ь перед суффиксом -ск-;

воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, вырабатывать ответственность за выполненную работу, обогатить словарный запас учащихся.

5. Тип урока:  урок изучения нового материала.

6. Используемые приемы, методы, технологии обучения: наблюдение, проблемный метод, информационно-коммуникативная технология, исследование, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа, работа со схемами и алгоритмом.

7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

8. Оборудование и основные источники информации: сигнальные карточки «К» и «СК», тестовые и индивидуальные задания, раздаточный материал, алгоритм, схема, компьютерная презентация, учебник.

9. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): умение извлекать информацию, работать со схемами, алгоритмом, умение формировать цель деятельности, планировать и осуществлять её, развитие речи, выработка орфографической зоркости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка в 6 классе Суффиксы -к- и -ск-»

9



План-конспект урока русского языка.

1. Класс 6

2. Предмет, тема урока – русский язык, «Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных».

3. Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий)

4. Цели:

обучающая: познакомить учащихся с написанием суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных, показать условия написания ь перед суффиксом -ск-, учить разграничивать суффиксы -к- и -ск-, образовывать краткую форму прилагательных и новые прилагательные с помощью суффиксов -к- и -ск-;

развивающая: сформировать умение верного определения условий, регулирующих выбор суффиксов -к- и -ск-, а также умение написания ь перед суффиксом -ск-;

воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, вырабатывать ответственность за выполненную работу, обогатить словарный запас учащихся.

5. Тип урока: урок изучения нового материала.

6. Используемые приемы, методы, технологии обучения: наблюдение, проблемный метод, информационно-коммуникативная технология, исследование, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа, работа со схемами и алгоритмом.

7. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

8. Оборудование и основные источники информации: сигнальные карточки «К» и «СК», тестовые и индивидуальные задания, раздаточный материал, алгоритм, схема, компьютерная презентация, учебник.

9. Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): умение извлекать информацию, работать со схемами, алгоритмом, умение формировать цель деятельности, планировать и осуществлять её, развитие речи, выработка орфографической зоркости.

Ход урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент.

Слайд №1.

Добрый день! Пожелали себе и окружающим здоровья и хорошего настроения. Улыбнулись друг другу, тихонечко сели.

Учащиеся жмут руки друг другу. Улыбнулись и садятся.

2.

Знакомство с планом работы.

Сделать нам предстоит.

Слайд №2.


Сегодня на уроке нам предстоит сделать:

  1. Гимнастика ума.

  2. Надо подумать.

  3. Обсуждение цели и задач урока.

  4. Это нам поможет.

  5. Хочу узнать и знать.

  6. Упражнения на закрепление.

  7. Работа над схемой.

  8. Обобщение по теме.

  9. Д/з.

  10. Итог урока.


Учащиеся по цепочке читают план работы.

3.

Гимнастика ума. Слайд №3.











Слайд №4.


- А теперь вспомните правила правописания НН в именах прилагательных и найдите, под какими цифрами они спрятались:

1. Глиня..ый

2. Клюкве..ый

3. Оловя..ый

4. Овчи..ый

5. Торфя..ой

6. Стекля..ый

7. Ветре..ый

8. Голуби..ый

- На этом слайде вы видите совет. Как вы думаете для чего?

Научись видеть суффиксы прилагательных!

Это поможет усвоить новую тему.

- Для чего служат суффиксы?

Учащиеся говорят правило, ищут слова, и сверяют свои ответы с ответами на слайде: 2, 3, 4, 6.









Читают совет и высказывают свои мнения.


4.

Проблематизация. Надо подумать.

Слайд №5.

Прочитайте внимательно слова и попробуйте образовать от них имена прилагательные с помощью суффиксов:

Море - морской

Низ - низкий

Сделайте вывод: С помощью каких суффиксов образовались имена прилагательные?

- Сложно ли было образовывать прилагательные с помощью этих суффиксов?

- А сейчас возьмите карточки с буквами «К» и «СК». Я буду читать слова, а ваша задача просигнализировать, какой из этих суффиксов участвует в образовании данных прилагательных: деревенский, жаркий, зверский, матросский, солдатский, кронштадтский, сельский, казахский, казацкий, гигантский, немецкий.

- Ну а теперь, легко ли было моментально выбрать нужный суффикс?

- Что может вам помочь в умении быстро выбирать нужный суффикс?

Учащиеся думают над проблемой: при помощи каких суффиксов образовать имена прилагательные, высказываются, как решить эту проблему. Один ученик делает вывод.





Учащиеся поднимают карточки. Затем отвечают на проблемные вопросы.

5.

Обсуждение целей и задач урока.

Слайд №6.

- Значит, тема сегодняшнего урока «Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных».

- Запишите сегодняшнее число, тему урока.

- Как вы думаете, что должны узнать?

- Чему научиться?


Учащиеся отвечают, записывают в тетрадях дату и тему урока.



Дети ставят цели и задачи урока.

6.

Это нам поможет.

Актуализация опорных знаний.

Слайд №7.

1. Работа с прилагательными.

Запишите прилагательные в два столбика, выделяя в них суффиксы. Рядом с прилагательными 1-го столбика укажите его краткую форму. Найдите исходные слова для прилагательных справа.

низкий – низок

вязкий - вязок

скользкий – скользок

рыбацкий - рыбак

ткацкий - ткач

немецкий – немец

2. Вопросы для наблюдения.

- Что общего в строении данных прилагательных? (суффикс –к-)

- Какую форму можно образовать от прилагательных левого столбика? (краткую)

- На какую букву заканчиваются основы существительных, от которых образованы записанные справа прилагательные? (на к, ч, ц)

- Когда в прилагательных употребляется суффикс -к-?

- Проверьте правильность вывода, прочитав параграф 57.

Учащиеся записывают прилагательные в 2 столбика и выполняют задания, подчеркивают суффиксы.












Отвечают на вопросы.














Открывают учебники.

7.

Хочу узнать и знать. Объяснение нового материала.

Слайд №8.


1. Чтение статьи учебника.

параграф 57, страница 136

2.Составление алгоритма.

1. Прилагательное имеет краткую форму?

Нет Да

Пиши -к-

2. Прилагательное образовано от существительных с основой на -к, -ч, -ц, чередующихся с ц?

Нет Да

Пиши -ск- Пиши -к-


3. Прилагательное относительное и образовано от существительных с основой на -к, -ч, которые не чередуются с ц?

Да Нет

Пиши -ск- Пиши -к-


Читают параграф, делают вывод.

Идет коллективная работа: составление и проговаривание алгоритма.


8.

Упражнения на закрепление.

Слайд № 9.





















Слайд №10.

1.Выполните упражнение 327. Используя алгоритм, распределите

слова в 2 столбика:

-к- -ск-

Проверка:

вязкий белорусский

немецкий киргизский

казацкий французский

турецкий индусский

одесский

матросский

украинский

2.Объяснительный диктант.

1) Молодецкий посвист слышится.

2) У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы.

3) Вдруг видит близкие две тени. 4) Узкие улицы быстро наполняются людьми.

3. Внимание! Испытание для всех: за 15 секунд определите, что объединяет представленные на слайде группы слов с точки зрения изучаемой орфограммы:

1. Узбекский, таджикский, иракский, эвенский, угличский (исключения).

2. Низкий, узкий, дерзкий, скользкий (краткая форма).

3. Рыбацкий, ткацкий, батрацкий, бурлацкий(чередование).

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.




Сверяют ответы с ответами на слайде.







Записывают предложения под диктовку и объясняют правописание выделенных слов.







Ведется исследование слов. Учащиеся находят общее в перечисленных словах и высказываются.

9.

Работа над схемой.

Слайд № 11.

Н кубанский сентябрьский

+ ск сибирский исключение

Р январский

Исключение Л+ск сельский

день-деньской

После каких согласных ь не пишется? (н, р)

Когда ь пишется? (после -л и в прилагательных, образованных от названий месяцев)

Назовите исключения.

- Выполните упражнение 328.

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы, делают вывод, самостоятельно выполняют упражнение 328.

10.

Обобщение по теме.

Слайд №12.

- С какой темой мы сегодня познакомились?

1. Продолжите предложения.

- Если можно образовать краткую форму от прилагательного, то следует писать суффикс -к-.

- Если основа существительных заканчивается на к, ч, ц, то употребляется суффикс -к-.

- В прилагательных, образованных от названий месяцев, ь пишется, кроме январский.

- Ь знак пишется после л и в слове день-деньской.

2.Индивидуальная работа на карточках.

Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -к- или -ск-. Суффиксы обозначьте.

1 вариант: Матрос, казах, француз, молодец, Казань, июль, Советы, богатырь, январь, Русь, Кавказ, декабрь, июнь, институт, Прага.

2 вариант: Октябрь, киргиз, делегат, рыбак, таджик, Сибирь, конь, гигант, чех, Урал, университет, Рига, кандидат, пассажир.

Учащиеся отвечают и выполняют устное тестирование.













Каждый выполняет и сдает на проверку.

11.

Домашнее задание.

Параграф 57, упр.329.

Задание пишут в дневниках.

12.

Итог по уроку.

Слайд №13.

– Что новое узнали на уроке?

– Чему научились?

Выставляются и комментируются оценки.


Учащиеся отвечают и ставят оценки за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока русского языка в 6 классе Суффиксы -к- и -ск-

Автор: Тукачева Екатерина Михайловна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства