Урок по русскому языку
«Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука»
2 класс
Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Орг. момент
В лес примчался
Первый снег.
Попросился
На ночлег...
Перепуганный
Не в шутку,
Примерять стал
Зайчик шубку!
Без иголки,
Без портного
Шубка новая готова!
- Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес.
Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
УДД:
-
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
-
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
II. Актуализация знаний
- Прочитайте текст на доске:
- В выделенных словах назовите гласные буквы, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков
- Какими гласными буквами обозначают твердость согласных звуков?
- В выделенных словах назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков
- Какими гласными буквами обозначают мягкость согласных звуков?
Зима. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым ковром. В лесу стоит тишина. Красивы деревья и кусты в снежном уборе. Зелены только сосна и ел…
(а, у, ы).
- а, о, у, ы, э.
(и, е).
- е, ё, и, ю, я.
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
УДД:
-
регулятивные (целеполагание; планирование);
-
познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).
III. Проблемное объяснение нового материала
1) - Произнесите последнее слово, как оно написано. Объясните его смысл. Имеет ли это слово отношение к нашему тексту?
2) - Произнесите слово так, чтобы оно по смыслу подошло к тексту
- Назовите согласный звук, опишите его
- Как на письме обозначить мягкость согласного звука?
- В какой части слова надо обозначить мягкость?
3) - Итак, тема нашего урока…
4) - Работа с правилом
(Ел…).
(Ель).
(он мягкий).
(мягким знаком)
(в конце слова)
(обозначение ь знаком мягкости согласного звука в конце слова)
Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному
объяснению нового знания.
3) Организовать уточнение и согласование темы урока.
4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
УДД:
-
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
-
регулятивные (целеполагание, планирование);
-
логические (анализ, обобщение);
-
познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение)
IV. Первичное закрепление во внешней речи
- Выполнение упражнения № 146
- Отгадайте загадку:
-
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Что, скажи за месяц это…
- Что объединяет эти слова?
- Обратите внимание на согласные звуки в конце слова. Что вы можете сказать о нем?
- Как на письме обозначить мягкость согласного звука на конце слова? Запишите названия зимних месяцев по порядку, обозначьте мягкость согласного звука.
(февраль)
(это зимние месяцы)
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
1) – фронтально.
УДД:
-
регулятивные (волевая саморегуляция);
-
познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));
-
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
V. Самостоятельная работа с самопроверкой
– Кого мы можем встретить в зимнем лесу?
- Отгадайте загадки, отгадки запишите, обозначьте изученную орфограмму:
-
Любит рыбу, любит мед,
Из деревьев дуги гнет.
-
Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка – брысь!»,-
Потому что это …
-
Пусть я птичка – невеличка.
У меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда.
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой.
-
Птица, которая во время пения и танцев не слышит, от того и получила такое название
-
Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем огромные рога.
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он сохатый – значит …
Вывод:
- Какую букву написали на конце слов?
- Что она обозначает?
- В какой части слова?
(животных и птиц)
(медведь)
(рысь)
(снегирь)
(глухарь).
(лось)
Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
УДД:
-
познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));
-
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
-
коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Игра: распредели в три столбика слова – названия животных, птиц и рыб:
тюлень, голубь, олень, карась, лошадь, гусь,
снегирь, окунь,сельдь
животные
птицы
рыбы
Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;
УДД:
-
регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
-
познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);
VII. Итог урока
Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак:
Без него не написать
Тридцать, двадцать,
Десять, пять.
Вместо «шесть» - получим «шест»,
Вместо «есть» - получим «ест».
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
УДД:
-
личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);