Урок русского языка в 1 классе.
Тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Ход урока.
I Организационный момент.
- Сегодня у нас гости.
- Я надеюсь, что вы пришли сегодня с хорошим настроением. И мы будем хорошо и интересно работать.
Я дарю тебе добро.
Ты даришь мне добро.
Мы дарим всем добро.
II Актуализация знаний.
Чистописание.
Е Ё И Ю Я Ь
- Запишите, чередуя до конца строки.
- Посмотрите на образец.
- Постарайтесь писать буквы также красиво.
- Посмотрите на свои написанные буквы, сравните с образцом, возьмите в кружок самую красивую.
- Что общего у этих букв?
- На какие группы можно разделить эти буквы?
- Какая буква лишняя и по какому признаку?
III Изучение нового материала.
1 Догадайтесь, о чем я говорю, и запишите слова в первый столбик.
- Как называется место наказания провинившихся детей.
- Как называется полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске.
- Как называется длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.
Измените, слова так, чтобы последняя буква в словах первого столбика стала мягкой.
- Выделите в словах второго столбика маячком букву, которая смягчила последнюю согласную в новом слове. (ь)
- Зачем в словах пишется мягкий знак?
(Смягчает предшествующий согласный звук)
Угол уголь Мел мель Шест шесть
- Попробуйте сформулировать тему урока, что мы хотим узнать на уроке?
2 Мы сегодня узнаем:
- Ты хотел сказать…
- Я правильно поняла…
- Сегодня на уроке мы будем учиться обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком;
- Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком.
3 Физминутка для глаз Базарного В. Ф.
4 У меня есть слово на карточке Галка.
- Прочитайте слово (карточка на доске).
-Кто такая галка?
Г- река в Томской области.
Г- женское имя.
Г- маленькая птичка.
- Запишите слово в тетрадь.
- Посчитайте, сколько букв и звуков в слове галка?
- Запишите транскрипцию слова.
- А можно ли галку превратить в название мелких камушков?
- Какое слово получилось?
- Галька.
- В чём же секрет мягкого знака?
- Мягкий знак может менять лексическое значение слова.
Запишите слово в тетрадь.
- Посчитайте, сколько в слове букв, звуков?
- Запишите транскрипцию слова.
- Значение слова изменилось, а количество звуков осталось прежним. Почему?
(У мягкого знака нет звука).
- Проверим наше предположение.
5 Работа с учебником.
- Прочитаем правило в учебнике ( стр. 88).
- Расскажите, что вы знаете о мягком знаке?
6 Физминутка.
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
IV Первичное осмысление и закрепление.
Работа в группах. С компьютером.
1 Укажи, в каких словах букв больше, чем звуков.
- Самоконтроль.
- Проверяем на слайде.
2 Укажи, в каких словах вместо пропусков нужно писать букву ь знак.
V Итог урока.
- Расскажите, какую работу выполняет в слове мягкий знак?
VI Рефлексия.
Оцените свою работу. Индивидуальные карточки.
- Отметьте в клеточке + или - напротив той записи, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
(Ставим один + либо -.)
-Поднимите руку, кто не понял;
-Поднимите руку, кто понял и может научить другого.
- Поднимите руку, кому нужна помощь.
Этого стесняться не надо. Мы пришли в школу учиться. Сегодня не получилось, получится завтра.
Итоги работы в группе.
- Мы работали в группе, что мы повторили?
- Кому понравилось работать в группе?
- Хотели бы вы ещё работать в группе?
- Могли бы вы поблагодарить своего соседа за работу?
- А какими вы должны быть, работая в группе?
(Дружными, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга, проявлять уважение по отношению к одноклассникам).
2 Посмотрите на слайд.
- Чему мы будем учиться на следующем уроке.
- Кто знает, молодцы!
-Молодцы, ребята!
Мы были вместе и у нас всё получилось.
Спасибо за урок!