kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме Мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука на письме.

Цель урока:

  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на мягким знаком.

 

Формируемые УУД:

  • личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
  • регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
  • коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
  • познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.   

Оборудование

  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,
  • карточки-ключи к тесту.

   1.ОРГ МОМЕНТ

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь учителю, улыбнитесь друг другу. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. ( Поворачиваются друг к другу, берут друг друга за руки, произносят слова:)

Желаю успеха большого во всём и везде,

Доброе утро, удачи тебе.

II.Мотивация учебной деятельности.

1. Работа с пословицей.

- Посмотрите на доску.

Ученье –свет, а неученье-тьма. (Слайд 1)

-Прочитайте пословицу. Это девиз нашего сегодняшнего урока.

-Как вы её понимаете?

- В прямом или переносном значении выступают слова свет и тьма? (Свет – олицетворение знаний, полученных в результате учения; тьма – незнание, неумение).

2. Заполнение «Лесенки знаний».

-А чему мы учимся на уроках русского языка?

-Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Лесенка, в которой отражён план нашего урока, будет нас вести к новым знаниям. (Слайд 2)

- Возьмите листок и найдите картинку лесенки. Представьте, что это лесенка ваших знаний, определите своё положение на ней в данный момент. Поставьте на ступеньке крестик.

-Я думаю, что сегодня каждый из вас поднимется хотя бы на одну ступеньку выше по лесенке знаний.

-Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получится.

3. Проблемные вопросы.

-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной из интересных, «трудолюбивых» букв. Послушайте сказку и скажите, о какой букве идёт речь.

Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки»,проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете»,упрекнула буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?»поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю»,сказала таинственная незнакомка. «А где же вы работаете?»допытывалась буква Т. «В конце и в середине слова после многих согласных»ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!»воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:

шест?, пал?то, тен?

- Какая это была буква? (Мягкий знак).

- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мягкому знаку).

Минутка чистописания.

-А сейчас откроем тетради и запишем число.

- Нарисуем мягкий знак нежно капелькой.

  Букву капелька смягчит – Слово мягко прозвучит.

  Вот так: (ь  ьь  ььь) (показ учителем на доске)

- Оцените свою работу.  (Учащиеся рисуют на полях кружок соответствующим цветом, подчёркивают понравившуюся букву

IV. Словарная работа. Информационно-коммуникативная технология

Слайд 2 «Запиши словарные слова»

Картинный словарный диктант: лиса, заяц, медведь, собака.

Слайды 3-7 (пять слов)

Надпись на слайде: проверяем - «конэрс» — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам;.
V. Объяснение нового материала.

Постановка учебной задачи:

Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме;
1.Найдите среди словарных слов слово, в котором букв больше, чем   звуков.

Медведь

-Объясните, почему вы так считаете?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Проблемный вопрос: Проблемная технология

-если мягкий знак не обозначает звука, то для чего он нужен?

 А) обозначает мягкость согласных,

Б)разделяет гласный и согласный звуки,

В)меняет лексическое значение слова

2. Ь – меняет смысл Игровая технология

- Попробуйте побыть  фокусниками, но вместо волшебной палочки  у вас

будет Ь, благодаря которому мы будем менять смысл слова.

 
Запишите слово в тетрадь:

- туда ставят наказанного; (угол)

Добавим мягкий знак, чтобы получить другое слово-

полезное ископаемое, топливо; (уголь)

- длинная палка; (шест)

- цифра; (шесть)

 Приведите свои примеры. Если дети затрудняются – даём задание на дом: найти, используя ИКТ слова, меняющие смысл.
3. Вывод

Ь – мягкий знак

- не обозначает звука;

- обозначает мягкость согласного звука;

- может менять смысл слова;

Учитель:
Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово

Часто просится.

VI. Физминутка. (2 минуты) Здоровьесберегающая технология ТИМ ЧИР

VII. Закрепление нового материала.

  1. Работа по учебнику

Стр.124 правило ТАЙМД ПЭА ШЭА (партнёр по лицу рассказывают друг другу правило)

  1. Упр.202 стр.124 СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.

Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. Слайд 7

Бельчата, с, ветки, прыгали, ветку, на.
Мать, ними, внимательно, наблюдала, за. (предложения записать на карточке и дать каждой группе ) 

Выпишите только те слова, где есть Ь

лес_,  лос_,  сол_,  сон_, кон_ки,  вил_ка,  пал_то, сирен_,  топол_,  орешник_, бел_ка,  ден_ки,  мис_ка, гор_ка,  пен_,  кот_,  лам_па, снегир_,  воробей_,  ден_ги   СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цели:   
Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке;
организация фиксации неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности

Тестовая технология

Тест «да/нет»

 

1

2

3

4

5

6

да

з

у

е

з

к

а

нет

а

в

м

я

д

ы

 

1.Мягкий знак не обозначает звука.

2. Мягкость согласных может обозначать буква А.

3.Мягкий знак может находиться в середине слова.

4.При переносе Ь знак остаётся на строке.

5.В слове «день» букв меньше, чем звуков.

6. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.

 

-  Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

Если ты хорошо работал и все понял,  нарисуй красную звездочку;
Если все понял, но рассказать пока не можешь – нарисуй желтую звездочку.
-  Молодцы, ребята! До новых встреч на уроках русского языка!
IX. Домашнее задание:

  1. стр. 124 правило; упр. 204;
  2. выписать из орфографического словаря (стр. 123) любые 5-7 слов с «ь»- показателем мягкости;
  3. придумать и записать предложение с одним из записанных слов (по желанию).

Коротко записать:

стр. 125 прав.; упр. 206; 5 слов из орф. сл.+пред-е

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме»

Тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука на письме.

Цель урока:

  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на мягким знаком.

Задачи:
Образовательные:

  • Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые  и мягкие согласные звуки;

  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце и в середине слова мягким знаком.

Развивающие:

  • Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;

  • Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать осознанное отношение к учёбе;

  • Продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);

  • Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.


Формируемые УУД:

  • личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;

  • регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;

  • коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;

  • познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.   



Оборудование

  • мультимедийный проектор,

  • компьютер,

  • электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,

  • карточки-ключи к тесту.



Используемые технологии:

  • игровая,

  • информационно-коммуникативная,

  • проблемно-поисковая,

  • тестовая

  • здоровьесберегающая



   1.ОРГ МОМЕНТ

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь учителю, улыбнитесь друг другу. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. ( Поворачиваются друг к другу, берут друг друга за руки, произносят слова:)

Желаю успеха большого во всём и везде,

Доброе утро, удачи тебе.

II.Мотивация учебной деятельности.

1. Работа с пословицей.

- Посмотрите на доску.

Ученье –свет, а неученье-тьма. (Слайд 1)

-Прочитайте пословицу. Это девиз нашего сегодняшнего урока.

-Как вы её понимаете?

- В прямом или переносном значении выступают слова свет и тьма? (Свет – олицетворение знаний, полученных в результате учения; тьма – незнание, неумение).

2. Заполнение «Лесенки знаний».

-А чему мы учимся на уроках русского языка?

-Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Лесенка, в которой отражён план нашего урока, будет нас вести к новым знаниям. (Слайд 2)

- Возьмите листок и найдите картинку лесенки. Представьте, что это лесенка ваших знаний, определите своё положение на ней в данный момент. Поставьте на ступеньке крестик.

-Я думаю, что сегодня каждый из вас поднимется хотя бы на одну ступеньку выше по лесенке знаний.

-Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получится.

3. Проблемные вопросы.

-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной из интересных, «трудолюбивых» букв. Послушайте сказку и скажите, о какой букве идёт речь.

Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки»,проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете»,упрекнула буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?»поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю»,сказала таинственная незнакомка. «А где же вы работаете?»допытывалась буква Т. «В конце и в середине слова после многих согласных»ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!»воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:

шест?, пал?то, тен?

- Какая это была буква? (Мягкий знак).

- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мягкому знаку).

Минутка чистописания.

-А сейчас откроем тетради и запишем число.

- Нарисуем мягкий знак нежно капелькой .

Букву капелька смягчит – Слово мягко прозвучит.

  Вот так: (ь  ьь  ььь) (показ учителем на доске)

- Оцените свою работу.  (Учащиеся рисуют на полях кружок соответствующим цветом, подчёркивают понравившуюся букву

IV. Словарная работа. Информационно-коммуникативная технология

Слайд 2 «Запиши словарные слова»

Картинный словарный диктант: лиса, заяц, медведь, собака.

Слайды 3-7 (пять слов)

Надпись на слайде: проверяем - «конэрс» — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам;.


Выполнить задания




V. Объяснение нового материала.

Постановка учебной задачи:

Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме;


1.Найдите среди словарных слов слово, в котором букв больше, чем звуков.

Медведь

-Объясните, почему вы так считаете?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?


Проблемный вопрос: Проблемная технология

-если мягкий знак не обозначает звука, то для чего он нужен?

А) обозначает мягкость согласных,

Б)разделяет гласный и согласный звуки,

В)меняет лексическое значение слова


2. Ь – меняет смысл Игровая технология

- Попробуйте побыть  фокусниками, но вместо волшебной палочки  у вас

будет Ь, благодаря которому мы будем менять смысл слова.


Запишите слово в тетрадь:

- туда ставят наказанного; (угол)

Добавим мягкий знак, чтобы получить другое слово-

полезное ископаемое, топливо; (уголь)

- длинная палка; (шест)

- цифра; (шесть)


Приведите свои примеры. Если дети затрудняются – даём задание на дом: найти, используя ИКТ слова, меняющие смысл.


3. Вывод

Ь – мягкий знак

- не обозначает звука;

- обозначает мягкость согласного звука;

- может менять смысл слова;

Учитель:
Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово

Часто просится.

VI. Физминутка. (2 минуты) Здоровьесберегающая технология ТИМ ЧИР

VII. Закрепление нового материала.

  1. Работа по учебнику

Стр.124 правило ТАЙМД ПЭА ШЭА (партнёр по лицу рассказывают друг другу правило)

  1. Упр.202 стр.124 СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку.


Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. Слайд 7

Бельчата, с, ветки, прыгали, ветку, на.


Мать, ними, внимательно, наблюдала, за
. (предложения записать на карточке и дать каждой группе )


Выпишите только те слова, где есть Ь


лес_, лос_, сол_, сон_, кон_ки, вил_ка, пал_то, сирен_, топол_, орешник_, бел_ка, ден_ки, мис_ка, гор_ка, пен_, кот_, лам_па, снегир_, воробей_, ден_ги СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. После обязательный общий анализ.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цели:   
Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке;
организация фиксации неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности

Тестовая технология

Тест «да/нет»


1

2

3

4

5

6

да

з

у

е

з

к

а

нет

а

в

м

я

д

ы


1.Мягкий знак не обозначает звука.

2. Мягкость согласных может обозначать буква А.

3.Мягкий знак может находиться в середине слова.

4.При переносе Ь знак остаётся на строке.

5.В слове «день» букв меньше, чем звуков.

6. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.


-  Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

Если ты хорошо работал и все понял,  нарисуй красную звездочку;
Если все понял, но рассказать пока не можешь – нарисуй желтую звездочку.
-  Молодцы, ребята! До новых встреч на уроках русского языка!
IX. Домашнее задание:

  1. стр. 124 правило; упр. 204;

  2. выписать из орфографического словаря (стр. 123) любые 5-7 слов с «ь»- показателем мягкости;

  3. придумать и записать предложение с одним из записанных слов (по желанию).

Коротко записать:

стр. 125 прав.; упр. 206; 5 слов из орф. сл.+пред-е













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по теме Мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме

Автор: Конина Вера Ивановна

Дата: 28.10.2021

Номер свидетельства: 589933

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока "Обобщение знаний о мягком знаке - как показателе мягкости согласных". "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-o-miaghkom-znakie-kak-pokazatielie-miaghkosti-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "141758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418156164"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "137724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417428125"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока на тему: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_miaghkii_znak_na_kontsie_imion_sushchiestvitiel_nykh_po"
    ["file_id"] => string(6) "425581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502980113"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Мягкий знак- показатель мягкости""
    ["seo_title"] => string(35) "miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti"
    ["file_id"] => string(6) "291647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455175264"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Мягкий знак – показатель мягкости. Две работы буквы ь"."
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-na-tiemu-miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti-dvie-raboty-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "248628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446745856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства