урок обобщения по русскому языку для специального (корррекционного) класса VIII вида
ТЕМА: Урок обобщения «Глагол».
ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по данной теме.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
Эстетическое воспитание.
ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний.
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
Приветствие учащихся. Настрой на предстоящую работу, выполнение заданий на «хорошо» и «отлично». Проверка готовности к уроку (правильно сесть, правильность расположения учебных принадлежностей).
- Здравствуйте! Какие Вы все сегодня красивые! Все выспались?! У всех хорошее настроение!? Улыбнемся друг другу! Настроились на работу, на получение только хороших оценок!
Проверка д/з.
- Начнем как всегда с проверки д/з. Что Вы должны были сделать дома?
(задания на карточках)
- Какое задание было в карточках?
(подобрать к данным существительным глаголы)
- С помощью каких вопросов Вы подбирали к существительным глаголы?
1 конкретный ученик сильный. Повторяет слабый. (С помощью вопросов – что делать? что сделать? и т. д.).
Словарь.
- Молодцы.
- Ребята, а какое сейчас время года?
(Зима).
- Для того чтобы наш урок стал более интересным и познавательным предлагаю вам отправиться в путешествие по зимнему лесу. Закройте глаза и представьте. Лес очень красивый, повсюду пушистый и мягкий снег. Деревья искрятся в инее. Воздух чистый и прозрачный. Вдалеке слышится пение птиц. Мы дышим полной грудью и настроение у нас превосходное!
- Откройте глаза.
- Ну что, в путь?
(Да)
- В пути мы сделаем несколько привалов - остановок, на которых вам будут предложены задания. На каждом привале мы будем оценивать свою работу.
- Итак, чтобы отправиться в путь нам необходимо поработать со словарем. Отступаем две строчки в тетрадях, записываем - число, классная работа. Какое сегодня число?
(…………………………).
Классная работа.
Словарная работа. )
- Ребята при записи в тетрадь помним о наших правилах красивого письма.
(Обращение на правила).
- Чтобы определить слово для словарной работы – послушайте сначала загадку.
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Снежинки повсюду кружат,
Значит это …?
(Снегопад)
(Вывешивается картинка снегопада)
- Правильно. Снегопад. Это сложное слово. Из каких двух корней оно состоит?
- Одно запишем на доске. Вы можете записать и свое предложение.
Работа по теме урока. Сообщение темы урока.
- Молодцы! Так мы с Вами зашли в зимний лес. Под ногами скрипит свежевыпавший снег. Перед нами «Первый привал». На нем нужно отгадать загадку, чтобы определить тему нашего урока.
- Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения
Я важен как в футболе гол
Так кто же я такой?
- О какой части речи это загадка?
(о глаголе)
- Правильно! Молодцы! Глагол. Сегодня на уроке мы будем повторять, и закреплять пройденный материал по теме «Глагол».
- Итак, обобщим сказанное и сделаем вывод, что такое глагол?
(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие. Изменяется по временам, числам, родам и лицам).
НА ДОСКЕ:
Глагол:
- часть речи;
- отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие;
- изменяется по временам, числам, родам, лицам.
- Молодцы! Двигаемся дальше. Идем по зимнему тихому лесу и не налюбуемся. Высокие, неподвижные сосны, дубы и березы. Снег искрится на солнце. Какая красота и умиротворенность. Так, не спеша, мы подошли ко «второму привалу».
Нам сорока на хвосте принесла задание. Вам даны группы однокоренных слов. Найдите в них глаголы. Устно поставьте к глаголам вопросы и укажите время.
- Для начала давайте вспомним. Каким бывает время глаголов?
1 конкретный ученик сильный. Повторяет слабый. (Прошедшее, настоящее и будущее).
- Что нужно сделать, чтобы определить время глагола?
(задать к нему вопрос и по вопросу определить время)
- На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
(что делал? что делали?)
- На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени?
(что делает? что делают?)
- На какой вопрос отвечают глаголы будущего времени?
( что будет делать? что будут делать?)
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, в каком времени мы можем еще определить и род глагола?
(род глагола можно определить в прошедшем времени в единственном числе)
- Правильно! Приступим к заданию.
ПОКАЗЫВАЮ ОБРАЗЕЦ. НАПИСАНО НА СТВОРКЕ ДОСКИ. (Пишут в карточках)
Выполнение задания по образцу – по-очереди работа у доски и в карточках. Фронтальная работа.
Зеленый, зелень, зеленеют.
Свет, светил, светлый.
Румяный, румянец, румянит.
Клей, клейкий, клеила.
Разбогател, богач, богатый.
Прыжок, прыткий, прыгнет.
Холоднеет, холод, холодный.
Цвет, зацветет, цветной.
Проверка выполнения задания.
- Итак, как вы определяли время глаголов?
(По вопросам)
- Молодцы! Чтобы определить время глагола, нужно задать к глаголу вопрос и по вопросу определить время.
(Собираю карточки)
Физ. минутка.
- Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. Это наш «Третий привал». А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку.
Подвижная Физминутка под музыкальное сопровождение.
Продолжение работы.
- Мы продолжаем гулять по зимнему лесу. Подул легкий ветерок и вам на стол упали снежинки. Посмотрите на обратной стороне задание. Это «Четвертый привал». Здесь мы будем определять лицо и число глаголов.
- По какой части речи можно определить лицо и число глаголов?
(по местоимению)
- Какая часть слова меняется у глагола в зависимости от лица и числа?
(окончание)
Выполнение задания по образцу – по-очереди работа у доски и в карточках. Фронтальная работа.(Пишут в тетрадях).
НА СНЕЖИНКАХ:
Образец: Думаю (Я – 1л., ед.ч.).
- Ребята, наша прогулка по зимнему лесу продолжается. Легкий мороз румянит щеки. Свежий воздух наполняет легкие. Мы подошли к «Последнему пятому привалу».
- На предыдущем привале мы определяли лицо и число глаголов. А теперь скажите, как называется изменение глаголов по лицам и числам?
(изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением)
- На этом привале Вам необходимо вставить безударные личные окончания глаголов, опираясь на Ваши знания о спряжении.
- Давайте вспомним, каким бывает спряжение?
(1 и 2 спряжение).
- Назовите окончания 1 спряжения. (все с гласной –е, ут, ют)
- Назовите окончания 2 спряжения. (все с гласной –и, ат, ят)
- А как мы будем проверять безударные окончания?
(ставим глагол в неопределенную форму, если глагол оканчивается на –ить, то это 2 спряжение, все остальные 1 спряжение).
- Молодцы! Приступим к выполнению задания!
Мы ход…м и бега…м.
Вы реж…те и руб…те.
Ты вер…шь и наде…шься.
Оно свет…т и гре…т.
Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним основные его моменты.
- Скажите, о какой части речи мы сегодня говорили?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что обозначает глагол?
- По каким грамматическим категориям изменяется глагол?
Рефлексия.
Ребята, посмотрите на доску. Корзина с рябиной с незаконченными фразами:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Оценивание учащихся.
Д/з.
С.154, зад. №3.
- Откройте дневники. Когда у нас следующий урок русского языка.
- Каким уроком?
- Записываем.
- В данном задании вам нужно составить словосочетания с глаголом танцевать по схемам. Объяснить что нужно сделать подробно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Глагол" »
НЕСКУЧНЫЕ УРОКИ.
Конспект урока по русскому языку.
Тема: Урок обобщения «Имя прилагательное».
Цели:
Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по данной теме.
Коррекция и развитие словесно-логического мышления
Эстетическое воспитание.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Формы работы:
объяснение,
рассказ,
работа с учебником,
работа у доски,
самостоятельная работа,
работа по карточкам (раздаточный материал),
практическая работа
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
Приветствие учащихся. Настрой на предстоящую работу, выполнение заданий на «хорошо» и «отлично». Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте! Какие Вы все сегодня красивые! Все выспались?! У всех хорошее настроение!? Настроились на работу, на получение только хороших оценок!
Проверка д/з.
- Начнем как всегда с проверки д/з. Что Вы должны были сделать дома?
(задания на карточках)
- Какое задание было в карточках?
(с помощью вопросов от существительных образовать прилагательные)
- С помощью каких вопросов от существительных образуются прилагательные?
Отвечает сильный ученик. Повторяет слабый. (Какой, какая, какие, чей, чье и т.д.)
Словарная работа.
- Молодцы.
- Ребята, а какое сейчас время года?
(Осень).
- Для того чтобы наш урок стал более интересным и познавательным предлагаю вам отправиться в путе-шествие по осеннему лесу. Сейчас сентябрь. Все деревья стоят в красочном наряде из разноцветных листьев. И желтые, и оранжевые, и красные. Мы отправляемся в волшебный лес. Закройте глаза и представьте. Лес очень красивый, повсюду деревья с желтыми и красными листьями. Воздух чистый и прозрачный. Вдалеке слышится пение птиц. Мы дышим полной грудью и настроение у нас превосходное!
- Откройте глаза.
- Ну что, в путь?
Да.
- В пути мы сделаем несколько привалов- остановок, на которых вам будут предложены задания. На каждом привале мы будем оценивать свою работу.
- Итак, чтобы отправиться в путь нам необходимо поработать со словарем. Отступаем две строчки в тетрадях, записываем –
- Молодцы! Так мы с Вами зашли в осенний лес. Под ногами шуршат опавшие листья. Перед нами «Первый привал». На нем нужно отгадать загадку, чтобы определить тему нашего урока.
- Художника этого знает весь свет,
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
- О какой части речи это загадка?
(об имени прилагательном)
- Правильно! Молодцы! Имя прилагательное. Сегодня на уроке мы будем повторять, и закреплять пройденный материал по теме «Имя прилагательное».
- С какой часть речи всегда согласуется имя прилагательное?
Конкретный ученик сильный. Повторяет слабый. (С именем существительным)
- Назовите признаки, по которым прилагательное согласуется с существительным?
Конкретный ученик сильный. Повторяет слабый. (Род, число и падеж)
- Итак, обобщим сказанное и сделаем вывод, что такое прилагательное?
(Имя прилагательное - это часть речи, отвечающая на вопросы какой, какая, какое, какие и обозначающая признак предмета. Согласуется с существительным в роде, числе и падеже)
НА ДОСКЕ:
Имя прилагательное:
- часть речи;
- отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- согласуется с сущест-вительным в роде, числе и падеже.
-
- Молодцы! Двигаемся дальше. Идем по осеннему тихому лесу и не налюбуемся. Высокие, неподвижные сосны, дубы и березы. Какая красота и умиротворенность. Так, не спеша, мы подошли ко «второму привалу». Здесь нужно используя имена прилагательные описать наш лес. Во вставленных именах прилагательных определите род и число.
- Для начала давайте вспомним. Каким бывает род?
Конкретный ученик сильный. Повторяет слабый. (Муж-ской, женский и средний)
- Каким бывает число?
Конкретный ученик сильный. Повторяет слабый. (Мно-жественное и единственное)
Один сильный ученик работает у доски. Остальные на карточках.
(Сильная и средняя группа работают самостоятельно.
Слабая группа – в скобках даны имена прилагательные, поставлены вопросы для определения рода и числа).
В (…) лесу было тихо. Воздух в лесу (…) и (…). Погода (…). Небо (…), без единой тучки.
Проверка выполнения задания.
- От какого слова задавали вопрос к прилагательному, чтобы определить род и число?
Конкретный ученик сильный. Повторяет слабый. (От существительных)
- Правильно. Род, число и падеж определяется по существительному, от ко-торого зависит прилага-тельное.
-………………..повтори. Сильный ученик.
(Собираю карточки)
- Молодцы! Чтобы согла-совываться с существи-тельными, прилагательные берут у них как бы напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
Физ. минутка.
- Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. Это наш «Третий привал». А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку.
Подвижная физминутка под музыкальное сопровождение.
7.Продолжение работы.
- Мы продолжаем гулять по осеннему лесу. Подул легкий ветерок и вам на стол упали листочки с деревьев.
- Посмотрите на обратной стороне задание. Это «Четвертый привал». Здесь нужно в словосочетаниях определить падеж имен прилагательных.
- Какие существуют падежи? Конкретный ученик сильный. Повторяет средний (Им., Род., Дат., Вин., Твор., Предлож.)
- Что мы должны определить у имени прилагательного сначала? (Сначала определяем род.
– Правильно. Молодцы! Итак, запомним, чтобы определить падеж имени прилагательного сначала необходимо определить его род. Затем нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному. И в итоге в таблице падежей в соответствующей колонке рода найти заданный вопрос. Определить падеж. Выделить окончание прилага-тельного. (Я пишу образец на доске)
Н
Определи род прила-гательного.
Задай вопрос от существительного к при-лагательному.
Найди в таблице падежей получившийся вопрос.
Определи падеж.
Выдели окончания в прилагательном.
А ДОСКЕ: АЛГОРИТМ ОПРЕ-ДЕЛЕНИЯ ПАДЕЖА:
НА ДОСКЕ: ТАБЛИЦА ПАДЕЖЕЙ.
Род
Падеж.
Мужск. род
Средн. род
Женский род
Им. п.
Какой? Чей?
Какое? Чье?
Какая? Чья?
Род. п.
Какого? Чьего?
Какой? Чьей?
Дат. п.
Какому? Чьему?
Какой? Чьей?
Вин. п.
Какой? Чей?
Какое? Чьё?
Какую? Чью?
Твор. п.
Каким? Чьим?
Какой? Чьей?
Предл. п.
О каком? О чьём?
О какой? О чьей?
Выполнение задания по образцу – по-очереди работа у доски и в тетради. Фронтальная работа.
НА ЛИСТОЧКАХ:
Развитие речи.
- Ребята, наша прогулка по волшебному лесу продол-жается, и мы подошли к «Последнему привалу - осеннее творчество».
- Я предлагаю Вам написать небольшой рассказ по картинке «Осенний лес», используя для описания имена прилагательные.
(Раздаю картинки с изображением осеннего леса).
Обратить внимание на красивое и правильное письмо.
(Сильные и средние ученики работают самостоятельно.
Слабым даны слова для справок).
Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним основные его моменты.
- Скажите, о какой части речи мы сегодня говорили?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- С какой частью речи прилагательное всегда согласуется?
- По каким признакам прилагательное согласуется с существительным?
- Для чего нам нужны прилагательные?
Рефлексия.
- Ребята, посмотрите на доску. Корзина с рябиной с незаконченными фразами:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что ...
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Оценивание учащихся.
Аргументированное выс-тавление оценок.
Д/з.
С. 102. Вып. упр.№142.
- Откройте дневники. Когда у нас следующий урок русского языка.
- Каким уроком?
- Записываем на вторник.
- В данном упражнении нужно раскрывая скобки согласовать прилагательные с существительными. Объяснить что нужно сделать подробно.