Урок по русскому языку во 2 классе.
Тема урока: Мягкий знак. 23.05
Цель:
Повторить случаи правописания слов с разделительным мягким знаком; разграничивать функции мягкого знака в словах. . Обобщить и закрепить знания о разделительном мягком знаке.
Повторить звукобуквенный анализ слова, выделение грамматической основы в предложении.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь.
Воспитывать интерес к предмету, умение видеть красоту слова.
Ход урока.
- Орг. момент.
1. Приветствие.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать. (ь)
- Что вы знаете о мягком знаке? ( Разделительный ь пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е,Ё,Ю,Я)
- Что «ь» обозначает на письме? ( На письме ь обозначает мягкость согласных).
- Кто может сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы продолжим работать над правописанием слов с разделительным мягким знаком и с ь знаком для обозначения мягкости согласных звуков. ).
2. Минутка чистописания (запись на доске)
чьи чья чье чью чи чя че чю
- Определите закономерность в написании данного ряда.
- На какие бы две группы вы разделили данные буквосочетания?
- Каких буквосочетаний при написании не должно быть?
- Запишите данный ряд буквосочетаний в тетрадь.
- Орфографическая минутка ( на доске написаны слова).
Счастье, пальто, чутье, ненастье, угольки, вьюга, варенье, кольцо, здоровье, письмо.
- Запишите слова в 2 столбика. Объясните свой выбор.
3. Физминутка.
- А сейчас немного поиграем. Встаньте, пожалуйста. Если я назову слово, в котором ь знак – показатель мягкости согласного – вы выполняете наклоны вперед; если называю слово с разделительным ь знаком – приседаете;
если называю слово без мягкого знака – хлопаете в ладоши.
дикабр, снижынки, вюга, хлопя, снек, метел
- Вас что – то удивило в записи слов?
- Давайте исправим ошибки, объясним встретившиеся орфограммы.
- Какой темой объединены все слова?
- Как вы понимаете значение слова хлопья? Хлопья чего могут быть? (хлопья – пушистые комья чего – нибудь; хлопья – размягченные зерна как пищевой продукт)
- Индивидуальная работа (карточки, взаимопроверка с доской.)
*** Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова:
Пень – пень…
Уголь – уголь…
День – день…
Зверь – зверь…
*** Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов:
Стул – стул… ручей - ….
Брат – брат… перо – …
Кол – кол… дерево - …
Звуко-буквенный разбор слов (фронт. работа)
Прочитайте слова. Определите число звуков и букв в словах. Произведите звуко-буквенный разбор любого слова.
АПРЕЛЬ, ДРУЗЬЯ, РУЧЬИ, СОЛОВЬИ.
Работа с учебником. С 128 УПР. 222.(КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗБОР)
Выполнение по заданию. В 4 предложении подчеркнуть основу предложения.
З..леной л…ствой одеты д…рев…я. На тр..ве прохладная р..са. Пахнет гр…бами, душ..стой з..мл..никой. В кустах п…ёт сол..вей. На верш..не ели свил гн..здо ястре… В глухой ч..ще ж..вёт р..сь. Хорошо летом в лесу!
( Зеленой листвой одеты деревья. На траве прохладная роса. Пахнет грибами, душистой земляникой. В кустах поёт соловей. На вершине ели свил гнездо ястреб. В глухой чаще живёт рысь. Хорошо летом в лесу!)
Проверка выполнения задания (по цепочке).
Подведение микроитога (Что делали? Что вызвало затруднение? Что получилось?)
Работа по карточкам (по времени).
------------------------------------------------------------------------------------------
- Запиши к данным словам антонимы. Подчеркни в словах-антонимах одной чертой Ь, который обозначает мягкость согласного, двумя чертами подчеркни разделительный Ь.
Грусть - _______________________
Враги - ________________________
Молодость - ________________________
Работа - ___________________________
Болезнь - __________________________
- Вставь в предложения подходящие по смыслу слова. Изменяй их.
С гор бегут __________________. Громко чирикают ____________________. Хорошо поют ________________________. Вылезли из муравейника _____________________________.
На_____________________ распустились__________________________.
Слова для справок: лист, ручей, муравей, дерево, воробей, соловей.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
Объяснение домашнего задания (написать 10 слов с разделительным мягким знаком).