kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по риторике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по культуре речи "Речевой этикет" (7 класс).

 Цели:

 - обобщить знания учащихся по культуре речи и учить применять полученные знания в новых условиях;

 - познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс-конференции, конгрессы, форумы).

Задачи:

Развивающая: - способствовать развитию культуры речи;

 - развивать стремление учащихся активно, наравне с взрослыми обсуждать вопросы культуры речи;

 - дать возможность ребенку почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал.

Воспитывающая: - воспитывающая: - воспитывать с ранних лет уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения.

Оборудование: нагрудные визитные карточки, таблички на столах. Класс оформлен как на пресс-конференции, столы стоят П-образно, в центре класса стол для "гостей" (в роли ученых – гостей выступают сами ученики). На доске надпись: "Каков человек, такова и его речь". Сократ.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок пройдет в форме деловой игры, урок – конференция. Поэтому прошу вас почувствовать себя в роли ученых, корреспондентов, журналистов и войти в роль.

 Итак, дорогие участники конференции, журналисты! Приветствуем вас в нашем зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам речевого этикета. Сегодня в нашем разговоре примут участие:

 - Доктор философских наук, преподаватель гуманитарного университета Привалов Артем Васильевич;

 - член – корреспондент Академии наук Брусенков Илья Юрьевич;

 - профессор, академик Академии духовности РС (Я), член Совета по русскому языку при Правительстве РФ Литунова Татьяна Александровна.

 Также присутствуют гости из детских филологических клубов, корреспонденты детских газет и журналов.

 Наша встреча проходит в прямом эфире, ждем звонков.

 Наш контактный телефон: 27-4-84.

II. Актуализация знаний по речевому этикету.

Учитель: Начинаем работу. О деятельности международных организаций по речевому этикету выступит профессор Добрецов Г. Г.

Добрецов Г. Г.: Дорогие товарищи! Все мы прекрасно знаем, что культура речи – неотъемлемая часть характеристики человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые условия общей культуры человека. Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения. К сожалению, наша речь в последнее время сильно загрязнена.

III. Постановка учебной задачи.

Добрецов Г. Г.: недавно я ехал на автобусе и стал свидетелем разговора учащихся вашей школы. Один из ребят приглашал друзей в кино. Мне стало очень грустно, потому что в разговоре часто употребляли неправильные слова. Сейчас на на доске напишем часть слов из разговора. Найдите неправильное слово.

На доске: идём, пойдем, пошли, пошлите, пойдемте.

Учитель: Какое слово у них неправильное? (дети читают слова, обсуждают и находят неправильный глагол).

Профессор: Да, глагол "пошлите" имеет значение "послать", а не идти. Например, пошлите письмо Учитель: Давайте поупражняемся приглашать куда-нибудь друг друга правильно.

 Дети приглашают друг друга, но у них получается нескладно.

Профессор: Я хочу помочь ученикам.

На доске: - Разрешите пригласить Вас на …

 - Приглашаем в актовый зал …

 - Вася, заходя вечером поиграть в шахматы!

 - У вас нет желания пойти погулять перед сном?

 -Можно мне пригласить вас на …

 Ученики приглашают друг друга, используя выражения, отображенные на экране.

Учитель: К нам поступил вопрос из зала.

 Корреспондент Анелия Байбулатова: Детский журнал "Колокольчик". Какие существуют слова вежливого отказа, если я не могу принять приглашение? Спасибо!

Учитель: да, как надо отказаться, чтобы не обидеть человека (варианты ответов детей).

Профессор: Я могу помочь в этом вопросе.

 На доске варианты вежливого отказа:

 - Спасибо за приглашение, но в этот день у меня запланирована встреча, которую отложить нельзя.

 - Спасибо, я бы с удовольствием, да не могу.

 - Спасибо, мне сегодня нездоровиться.

 Учитель: давайте поупражняемся вежливо отказать друг другу.

IV. Решение проблем речевого этикета.

Учитель: Переходим ко второй части нашей пресс-конференции "Решение проблем речевого этикета". Слово доктору филологических наук Павлову М. В.

Павлов М. В.: Спасибо. Добрый день! Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Многие ученые лингвисты и практические работники в институтах, лабораториях пытаются найти выход.

Вопрос из зала: Детская телестудия "Т?нн?к". Редактор Елена Егорова. Скажите, пожалуйста, по телевизору часто слышим двоякое ударение в словах. Например, часто говорят руководители и чиновники Якутuя. Как правильно, Якyтия или Якутuя? Спасибо!

Доктор филологических наук Осипов А. В.: Давайте обсудим такие слова. Внимание на экран, пожалуйста.

На доске:

 Звонuт – звoнит

 творoг – твoрог

 учuтели –      учителя

 Якyтия – Якутuя

 якyты –     якуты

 алфавuт – алфaвит

 баловaть – бaловать

 Учащиеся обсуждают, выбирают правильные решения.

 Слова с неправильными ударениями зачеркивают.

Учитель: А теперь проверьте себя.

На доску вешается плакат с правильными ответами: Проверь.

Звонок в передачу. Газета "Юность Севера" корреспондент Иван Горячев. К нам в редакцию присылают письма из разных районов республики. Письма бывают разные, порой читать их бывает очень трудно, и смешно. Не умеют грамотно письмо написать, не умеют поздравительную открытку сочинить. Как бороться с такой проблемой? Спасибо!

Учитель: На этот вопрос ответит член-корреспондент Академии наук Атласов Д. С.

Атласов Д. С.: еще Антон Павлович Чехов писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно быть считать таким же неприличием, как уметь читать и писать… Все лучшие государственные люди, философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами".

 Конечно, владению русским литературным языком можно научиться, если постоянно работать над совершенствованием своей речи.

Учитель: Вот объявление в газету прислала девочка. Сумеете ли вы найти пропавшего щенка?

Объявление.

 Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой.

 Верните щенка.

 Обсуждение текста.

Учитель: - По такому описанию щенка можно найти?

 - Чего не хватает в объявлении?

 - Дополни описание пропавшего щенка: укажи величину собаки, ее породу, где именно черные пятна (на голове, на боках, на ногах), какая у нее шерсть (пушистая, кудрявая, гладкая, длинная, короткая).

V. Работа в группах.

 Каждая группа составляет описание щенка по картинке.

 Защита текста – описания.

 Чья группа справилась лучше всех?

VI. Обобщение.

Учитель: Наши ученики тоже много пишут в газету. Их заметки, стихи, сочинения мы с интересом читаем.

Показ газет: Вот Аня Охлопкова написала  заметку в газету "Юность Севера" о Д. О. школы

 Павлов Максим написал в газету "Энсиэли" заметку о любви к своему краю.

Екатерина Сивцева и Толя Находкин написали о своих дедушках.  Свои первые стихи отправили в газету и Юля Шапошникова, Сивцева Екатерина и Маша Архипова.

 Маша еще участвовала в конкурсе сочинений, проводимой редакцией газеты "Юность Севера" и получила Благодарственное письмо.

 Если вас печатают, значит, вы, ребята, пишите интересно, грамотно. Вас с увлечением читают.

 Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.

 Хочу закончить урок словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по риторике»

Урок по культуре речи "Речевой этикет" (7 класс).


Цели:

- обобщить знания учащихся по культуре речи и учить применять полученные знания в новых условиях;

- познакомить учащихся с тем, как проходят встречи ученых всего мира (пресс-конференции, конгрессы, форумы).

Задачи:

Развивающая: - способствовать развитию культуры речи;

- развивать стремление учащихся активно, наравне с взрослыми обсуждать вопросы культуры речи;

- дать возможность ребенку почувствовать себя участником конференции и проявить при этом свой творческий потенциал.

Воспитывающая: - воспитывающая: - воспитывать с ранних лет уважение к речевому этикету, умение выслушивать чужое мнение и выразить свою точку зрения.

Оборудование: нагрудные визитные карточки, таблички на столах. Класс оформлен как на пресс-конференции, столы стоят П-образно, в центре класса стол для "гостей" (в роли ученых – гостей выступают сами ученики). На доске надпись: "Каков человек, такова и его речь". Сократ.

Ход урока.


I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок пройдет в форме деловой игры, урок – конференция. Поэтому прошу вас почувствовать себя в роли ученых, корреспондентов, журналистов и войти в роль.

Итак, дорогие участники конференции, журналисты! Приветствуем вас в нашем зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам речевого этикета. Сегодня в нашем разговоре примут участие:

- Доктор философских наук, преподаватель гуманитарного университета Привалов Артем Васильевич;

- член – корреспондент Академии наук Брусенков Илья Юрьевич;

- профессор, академик Академии духовности РС (Я), член Совета по русскому языку при Правительстве РФ Литунова Татьяна Александровна.

Также присутствуют гости из детских филологических клубов, корреспонденты детских газет и журналов.

Наша встреча проходит в прямом эфире, ждем звонков.

Наш контактный телефон: 27-4-84.


II. Актуализация знаний по речевому этикету.

Учитель: Начинаем работу. О деятельности международных организаций по речевому этикету выступит профессор Добрецов Г. Г.

Добрецов Г. Г.: Дорогие товарищи! Все мы прекрасно знаем, что культура речи – неотъемлемая часть характеристики человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые условия общей культуры человека. Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения. К сожалению, наша речь в последнее время сильно загрязнена.


III. Постановка учебной задачи.

Добрецов Г. Г.: недавно я ехал на автобусе и стал свидетелем разговора учащихся вашей школы. Один из ребят приглашал друзей в кино. Мне стало очень грустно, потому что в разговоре часто употребляли неправильные слова. Сейчас на на доске напишем часть слов из разговора. Найдите неправильное слово.

На доске: идём, пойдем, пошли, пошлите, пойдемте.

Учитель: Какое слово у них неправильное? (дети читают слова, обсуждают и находят неправильный глагол).

Профессор: Да, глагол "пошлите" имеет значение "послать", а не идти. Например, пошлите письмо Учитель: Давайте поупражняемся приглашать куда-нибудь друг друга правильно.

Дети приглашают друг друга, но у них получается нескладно.

Профессор: Я хочу помочь ученикам.

На доске: - Разрешите пригласить Вас на …

- Приглашаем в актовый зал …

- Вася, заходя вечером поиграть в шахматы!

- У вас нет желания пойти погулять перед сном?

-Можно мне пригласить вас на …

Ученики приглашают друг друга, используя выражения, отображенные на экране.

Учитель: К нам поступил вопрос из зала.

Корреспондент Анелия Байбулатова: Детский журнал "Колокольчик". Какие существуют слова вежливого отказа, если я не могу принять приглашение? Спасибо!

Учитель: да, как надо отказаться, чтобы не обидеть человека (варианты ответов детей).

Профессор: Я могу помочь в этом вопросе.

На доске варианты вежливого отказа:

- Спасибо за приглашение, но в этот день у меня запланирована встреча, которую отложить нельзя.

- Спасибо, я бы с удовольствием, да не могу.

- Спасибо, мне сегодня нездоровиться.

Учитель: давайте поупражняемся вежливо отказать друг другу.


IV. Решение проблем речевого этикета.

Учитель: Переходим ко второй части нашей пресс-конференции "Решение проблем речевого этикета". Слово доктору филологических наук Павлову М. В.

Павлов М. В.: Спасибо. Добрый день! Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Многие ученые лингвисты и практические работники в институтах, лабораториях пытаются найти выход.

Вопрос из зала: Детская телестудия "Т?нн?к". Редактор Елена Егорова. Скажите, пожалуйста, по телевизору часто слышим двоякое ударение в словах. Например, часто говорят руководители и чиновники Якутuя. Как правильно, Якyтия или Якутuя? Спасибо!

Доктор филологических наук Осипов А. В.: Давайте обсудим такие слова. Внимание на экран, пожалуйста.

На доске:

Звонuт – звoнит

творoг – твoрог

учuтели – учителя

Якyтия – Якутuя

якyты – якуты

алфавuт – алфaвит

баловaть – бaловать

Учащиеся обсуждают, выбирают правильные решения.

Слова с неправильными ударениями зачеркивают.

Учитель: А теперь проверьте себя.

На доску вешается плакат с правильными ответами: Проверь.

Звонок в передачу. Газета "Юность Севера" корреспондент Иван Горячев. К нам в редакцию присылают письма из разных районов республики. Письма бывают разные, порой читать их бывает очень трудно, и смешно. Не умеют грамотно письмо написать, не умеют поздравительную открытку сочинить. Как бороться с такой проблемой? Спасибо!

Учитель: На этот вопрос ответит член-корреспондент Академии наук Атласов Д. С.

Атласов Д. С.: еще Антон Павлович Чехов писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно быть считать таким же неприличием, как уметь читать и писать… Все лучшие государственные люди, философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами".

Конечно, владению русским литературным языком можно научиться, если постоянно работать над совершенствованием своей речи.

Учитель: Вот объявление в газету прислала девочка. Сумеете ли вы найти пропавшего щенка?

Объявление.

Пропала собака, белоснежная, с черными пятнами, хвост кисточкой.

Верните щенка.

Обсуждение текста.

Учитель: - По такому описанию щенка можно найти?

- Чего не хватает в объявлении?

- Дополни описание пропавшего щенка: укажи величину собаки, ее породу, где именно черные пятна (на голове, на боках, на ногах), какая у нее шерсть (пушистая, кудрявая, гладкая, длинная, короткая).


V. Работа в группах.

Каждая группа составляет описание щенка по картинке.

Защита текста – описания.

Чья группа справилась лучше всех?


VI. Обобщение.

Учитель: Наши ученики тоже много пишут в газету. Их заметки, стихи, сочинения мы с интересом читаем.

Показ газет: Вот Аня Охлопкова написала заметку в газету "Юность Севера" о Д. О. школы

Павлов Максим написал в газету "Энсиэли" заметку о любви к своему краю.

Екатерина Сивцева и Толя Находкин написали о своих дедушках. Свои первые стихи отправили в газету и Юля Шапошникова, Сивцева Екатерина и Маша Архипова.

Маша еще участвовала в конкурсе сочинений, проводимой редакцией газеты "Юность Севера" и получила Благодарственное письмо.

Если вас печатают, значит, вы, ребята, пишите интересно, грамотно. Вас с увлечением читают.

Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.

Хочу закончить урок словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по риторике

Автор: Мухамадиярова Альфира Фанзиловна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Технологическая карта урока риторики "Риторика как наука""
    ["seo_title"] => string(58) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_ritoriki_ritorika_kak_nauka"
    ["file_id"] => string(6) "500587"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550602448"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок риторики на тему "Какой я слушатель?" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-ritoriki-na-tiemu-kakoi-ia-slushatiel"
    ["file_id"] => string(6) "125848"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415078709"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Электронное пособие к урокам риторики"
    ["seo_title"] => string(40) "eliektronnoie-posobiie-k-urokam-ritoriki"
    ["file_id"] => string(6) "209356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431101784"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Коммуникативная компетенция - важная составляющая уроков  риторики"
    ["seo_title"] => string(76) "kommunikativnaia-kompietientsiia-vazhnaia-sostavliaiushchaia-urokov-ritoriki"
    ["file_id"] => string(6) "248030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446652945"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Технологическая карта урока Риторики "Наука Риторика""
    ["seo_title"] => string(54) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_ritoriki_nauka_ritorika"
    ["file_id"] => string(6) "502376"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552136151"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства