Минутка чистописания | В тетрадях строчка для чистописания. (письмо слогов с верхним соединением). У: Прочитайте. Что это? Почему? У: Как вы думаете, с какой целью я сделала эти показы в ваших тетрадях? У. Расскажите о соединениях. У: Отметьте красной точкой начало вторых букв в показах. Это будет сигнал для правильного соединения букв. Продолжите строчку, начатую мной. У: Проверка правильности и аккуратности выполнения (взаимопроверка). | Слог и сочетание букв. В слоге «иг» есть одна гласная. Потренироваться в написании верхнего соединения. Верхнее соединение, потому что вторая буквы начинаются с прямой с закругление вверху, а она пишется сверху вниз. Учащиеся выполняют работу в тетрадях. Взаимооценка работ в паре. |
Актуализация знаний. | Звуковой файл «Звуки зимнего леса». У: Предлагаю вам отправиться в зимний лес. Тихо звучит музыка, учитель читает отрывок из стихотворения, ребята слушают, закрыв глаза. Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо? – На березе Яблоки поспели. Подойду поближе к ней, И глазам не верится… (На доске изображение березы с яблоками.) У: Что не так, ребята? Почему? У. Хотите узнать, что выросло на березе в зимнем лесу? У: Возьмите розовый конверт, достаньте его содержимое. Работая в паре, соберите пазл. У: Что у вас получилось? Что же за яблоки появились на березе в зимнем лесу? (Учитель меняет яблоки на березе на снегирей.) У: Какое слово мы нашли в зимнем лесу на березе? У: Произнесите это слово (на доске карточка со словом «снегирь» как мы его произносим). У: Посмотрите, как это слово пишется (на доску учитель вывешивает слово «снегирь» на карточке.) У. Что заметили? У: Какая орфограмма есть в этом слове? Для этого определите место ударения в слове. У: Как проверить безударный гласный? У: Подберите проверочные слова к слову снегирь. У: Что же делать? У: Напишем слово в тетради, поставим ударение и выделим красным цветом ту букву, которую надо запомнить. У: Разделите это слово на слоги. Алгоритм «Деление слова на слоги»: Прочитай слово. Подчеркни гласные. Посчитай гласные. Раздели слово на слоги. Пальчиковая гимнастика: Мы писали, мы писали. А теперь все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопаем. Затем пальчики сожмем. Разожмем, опять сожмем. Раз, два, три, четыре, Сядем и писать начнем. У: Составьте со словом «снегири» красивое предложение. Для этого возьмите из белого конверта его содержимое. Поработайте в паре, составьте предложение. (В конверте набор слов на полосках: В, лес, прилетели, зимний, снегири.) | Чтение (тихое) стихотворения вслух. Ребята слушают, закрыв глаза. На березе яблоки не растут. Да. Дети, работая в паре, собирают пазл. Снегирь. Снегирь. Дети медленно произносят слово «снегирь», а учитель пишет на доске транскрипцию этого слова. Произношение отличается от написания. Значит в слове появляется опасное место, орфограмма. Надо слово проверять. Безударная гласная в слове. Д: Если в слове гласный звук Вызовет сомнение, То немедленно его Ставь под ударение. Не можем. Запомнить это слово, оно словарное. Дети пишут слово и работают с ним. Дети делят слово на слоги, вспоминая алгоритм действия, который появляется на доске. Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Учащиеся составляют предложения, порядок слов получается разный. Выбираем лучшее предложение. Объясняют, почему предложение должно начинаться со слова «В». |
Формулирова ние темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Работа с деформированным предложением. У: Запишем наше красивое предложение в тетради. (В зимний лес прилетели снегири). У: Что случилось? Почему вижу поднятые руки? Д: Предложение не помещается на одной строке. ЧТО ДЕЛАТЬ? У: Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? У: Как вы думаете, переносить слово нужно по определенным правилам или так, кто как захочет? У: Верно, но кроме этого существуют еще определенные правила переноса слов. | Учащиеся записывают предложение, возникает проблема: предложение не помещается на одной строке. Д: Необходимо перенести слово с одной строки на другую. Д: Тема урока: «Перенос слов». Учащиеся определяют цель урока: «Знакомство с правилами переноса слов». Д: По слогам. |
Построение проекта выхода из затруднения. | У: Как будем переносить слово с одной строки на другую? Что для этого нужно сделать сначала? У: Что необходимо сделать дальше? У: Для чего разделим слово на слоги? Как будем переносить слово с одной строки на другую? У: Каким знаком обозначается на письме перенос? У: А если не поставим тире, то что получится? У: Как можно перенести слово в нашем предложении? Допишем наше предложение. Назовите опасные места в предложении, подчеркните их красным карандашом. У: Составьте алгоритм деления слов на слоги, используя готовые фразы. Алгоритм (как перенести слово) Прочитай слово. Раздели его на слоги. Помни: - Слова переносим по слогам. - Если в слове больше 2 слогов – у него несколько вариантов переноса. -Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя. -1 букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку. Запиши слово, разделяя его для переноса. У: Итак, подведем итог: что вы должны знать при переносе слов с одной строчки на другую? | Прочитать это слово целиком. Разделим слово на слоги. Переносить слово можно только по слогам. Оставляем на строке столько слогов, сколько поместится, остальные переносим на другую строку. Черточкой - тире. Получатся два разных слова. Дети дописывают слово в предложении, подчеркивают опасные места в предложении красным карандашом. Дети передвигают на нужное место готовые фразы, проверяют правильность готового алгоритма. Деление слова на слоги, правила переноса слова. |
Физминутка | К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс. Одной, другой – это кроль. Все как один – плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. | Учащиеся выполняют движения. |
Первичное закрепление. | Работа с учебником: с. 27 упражнение 33. У: Прочитайте. Можно ли назвать текстом, почему? Озаглавьте текст.
У: Спишите выделенные слова, разделяя их для переноса. Записываем слова, показываем перенос, действуем по алгоритму (алгоритм на доске). | «Зимние забавы». Комментированное письмо у доски, деление слов для переноса по алгоритму. |
Рефлексия. | Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек нужного цвета: зелёный – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтый - если необходимо ещё поработать над данной темой; красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников. Давайте совершим волшебство. Превратим наше зимнее дерево в осеннюю красавицу. Приклейте свои листочки на березку, покажите свою самооценку. Вы сегодня - молодцы! На уроке были активными, старательными учениками. Благодарю за активную работу следующих ребят… Спасибо за работу. | Учащиеся выбирают нужный для себя листочек. Дети подходят к березе и приклеивают свой листочек, березка становится цветной и осенней. |