Тема: Развитие умения переносить слова.
Цель деятельности учителя: создать условия для закрепления правил переноса слов на практическом материале, навыков письма в одну линейку, развития умений правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивая с образцом, видеть «опасные» места в словах, писать без ошибок большую букву в именах собственных, слова с непроверяемыми написаниями.
Планируемые результаты (предметные): уточняют свои представления о слогах как частях слова; умеют делить слова на слоги, различать в слове количество слогов по количеству гласных; осмысленно, правильно читают целыми словами; отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного; составляют устный рассказ по картинке; называют звуки, из которых состоит слово, не смешивают понятия «звук» и «буква»; читают, записывают и произносят слова, применяя орфоэпические нормы и правильно расставляя ударение; определяют «работу» гласных букв; обозначают мягкость согласных звуков на письме; пишут большую букву в начале предложения, в именах; ставят пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
Личностные УУД: умеют использовать знания и личный опыт в практике для реализации операционных задач и в конкретных жизненных ситуациях; оценивают свою работу по тому, как старательно и аккуратно написаны буквы, их сочетания и элементы, ориентируются на образец.
Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач.
Коммуникативные УУД: в акте коммуникации строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; задают вопросы с целью уточнения информации; используют речь для регуляции своего действия.
Ход урока:
- Актуализация знаний.
1) Ответьте на вопросы
-Сколько в русском языке гласных букв? (10)
-Сколько в русском языке гласных звуков? (6)
-На что указывают гласные буквы верхнего ряда? (на твёрдость впереди стоящих согласных звуков)
-На что указывают гласные нижнего ряда? (на мягкость впереди стоящих согласных звуков)
-Почему буквы я,ё,ю,е особенные? (могут обозначать 2 звука)
2) Выберите правильный вариант ответа
-Что можно определить по гласным в слове? (сколько букв, сколько звуков, сколько слогов)
-Какой слог в слове может быть ударным? (только первый, только последний, любой)
- Работа в тетради в широкую линию.
1) Правила письма в тетради в широкую линию:
-пишут с верхней строки
-высота строчных букв – 1/3 часть строки
-высота заглавных букв и букв б и в – почти во всю строку
-петельки у букв у, д, з, линии у букв р и ф – в половину строки.
2) Запись даты, классная работа.
- Минутка чистописания.
1) о оо ооо оро оло
2) Самооценка. Подчеркните самые правильные, самые красивые соединения. Оцените свою работу.
- Словарная работа.
1)Вставьте пропущенные буквы.
Ягода ворона воробей сорока молоко город корова огород хорошо
-Какое слово лишнее? Почему? (ягода – нет -оро-, -оло-; город – 2 слога;
хорошо – отвечает на вопрос как)
2) Выполните звуко-буквенный разбор слова ягода
ягода – я-го-да – 3 сл., 5б., 6 зв..
-Почему ещё слово ягода может быть лишним в этом ряду слов? (звуков
больше, чем букв)
3) Запишите слова, расположив их в алфавитном порядке. Как это
сделать? Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
Воробей, ворона, город, корова, молоко, огород, сорока, хорошо, ягода
- Повторение изученного.
1)-Как вы думаете, зачем нужно уметь делить слова на слоги?
-Как определить количество слогов в слове?
-На что нужно обратить внимание в первую очередь, если нужно разделить слово на слоги?
2) Работа с интерактивной доской:
Деление слова на слоги (правило)
3) Разделите слова, которые записали, на слоги (вертикальной линией простым карандашом)
Во/ро/бей, во/ро/на, го/род, ко/ро/ва, мо/ло/ко, о/го/род, со/ро/ка, хо/ро/шо,
я/го/да
- Определение темы и цели урока.
1) -Мы повторили, какую роль выполняют гласные буквы, делили слова на слоги и различали в слове количество слогов. А что будем делать, если на одной строке какое-либо слово не умещается? Можно ли его поделить так, чтобы одну часть оставить на строке, а другую часть расположить на следующей строке?
- Используя слова-опоры, сформулируйте тему нашего урока. (Перенос слов.)
- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую можно кто
как захочет или существуют какие-то правила переноса?
2) - Какую учебную цель перед собой поставим? (Будем развивать умение переносить слова, «открывать» новые знания.)
-Вспомните правила переноса, о которых мы с вами уже говорили на
уроках обучения грамоте и которыми некоторые из вас уже пользуются.
3) Работа с интерактивной доской:
Правила переноса.
-Это основные правила переноса слов. Чем дольше вы будете учиться, чем больше будете знать, тем труднее слова вам будут встречаться. Оказывается, не всегда деление слова на слоги и перенос слова совпадают.
Но об этом мы будем говорить чуть позже.
-А теперь ещё раз прочитайте правила переноса слов.
4) Проблемный вопрос
Огонь, олень, окунь, яма, моё, твои, змея.
(В этих словах по два слога, но переносить их нельзя, так как одну букву не оставляют на строке и не переносят, даже если она составляет слог.)
5) Работа по исправлению ошибок (на листочках)
Перенёс слова Незнайка:
за-йка, ле-йка, ча-йник, ма-йка,
у-ши, ше-я, ло-б, гла-за,
о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
- Подчеркните слова, которые Незнайка перенёс неправильно. Объясните,
как выполнить правильно эту работу
6) Проверка работы.
- Упражнения в переносе слов.
1) Работа с учебником.
С. 19, упр. 19.
- -Прочитайте задание. Объясните смысл пословиц.
- -Спишите третье предложение.
-Какое слово нельзя разделить на слоги и нельзя перенести? Почему?
(мать - в этом слове 1 слог; такие слова называются односложными)
- -Выпишите слова, в которых 3 слога (они называются трёхсложные)
- –Слова, в которых 3 слога, можно переносить по-разному. Это будет зависеть от того, сколько места на строке у вас осталось и сколько букв войдёт на строку.
хороша – хо-роша, хоро-ша
бабушка – ба-бушка, бабуш-ка
Аннушка – Ан-нушка, Аннуш-ка
- Итог урока.
1) -Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Удалось ли вам
решить ее?
-Что такое слог?
-Как узнать, сколько слогов в слове?
2) -Где вам может пригодиться знание правил переноса слов?
3) -Прочитайте правила переноса в учебнике (с. 21)
- Рефлексия.
1) -Оцените свою работу в тетради. Оцените свою работу на уроке
(в дневнике)
Дополнительный материал.
1) –Запишите слова, деля их для переноса.
– Место, где продают билеты. (Кас-са.)
– Спортивная игра маленьким мячом и ракеткой. (Тен-нис.)
– Дорога (в саду, парке) с деревьями, посаженными рядами по обеим её сторонам. (Ал-лея.)
– Тяжелый резиновый диск, используемый при игре в хоккей. (Шай-ба.)
– Дорога с твёрдым покрытием (асфальтом, щебнем). (Шос-се.)
– Искусственный водоём для плавания. (Бас-сейн.)
– Планка для вычерчивания прямых линий, измерений. (Ли-ней-ка.)
– Живущая по берегам морей, рек, озёр птица. (Чай-ка.)
– Маленькая рыбка семейства корюшек. (Мой-ва.)
– Специальное оборудование для мытья чего-либо. (Мой-ка.)