Тема: «Обобщение знаний об именах существительных»
Цели: Обучающие. 1.Закрепить и обобщить знания об имени существительном как части речи; (собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, изменение имён существительных по числам.); 2. Учить детей рассуждать, анализировать, развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость, пополнение словарного запаса.
Развивающие.1. Развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.
Воспитательные.1. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, доброжелательность, чувство дружбы, единства классного коллектива.
Формы: Коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах, самостоятельная работа.
Методы: Наглядный, словесный, творческо-поисковый, рассуждение, соревнование.
Тип урока: Урок –обобщение знаний.
Форма проведения: Урок – загадка.
Наглядность: план урока, карточки, снежинки для эстафеты, план сказочного города.
Ход урока :
1. Мобилизирующее начало. Психологический настрой.
1) –Ребята, у нас сегодня гости, повернитесь и поприветствуйте гостей.
Д. -Начат день, первым делом гоним лень,
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
-И так мы начинаем работать. Сегодня урок у нас необычный, урок-загадка. И посвятим мы его зиме. Мы не просто будем отгадывать загадки, а поможем Крокодилу Гене и Чебурашке ответить на вопросы и встретится в необычном городе.
Посмотрите на план нашего урока.
1. Минутка чистописания.
2. «Живое – неживое».
3. Задание Крокодила Гены.
4. Физминутка.
5. «Дружная парта».
6. Самооценка.
7. Задание на дом.
Д.-Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Записываем число, классная работа. Какие орфограммы встретились при написании? ( четвёртое-гласн. е в первом слоге, проверочное слово четверть, февраля –гласн. е в первом слоге словарного слова, четверг-е в первом слоге, парный г на конце слова. классная- двойная согласная сс, работа- гласн. а в первом слоге словарного слова )
2.Чистописание.
-Начинаем с минутки чистописания. Отрабатываем написание заглавной и строчной букв м: «То вниз, то вверх бежит перо, рисуя букву «эм», — как бы спускаешься в метро и вверх идешь затем». Пропишите, чередуя до конца строки, М мм
Продолжим. Отгадайте загадку:
Д:Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.
-Правильно, мороз. Объясните написание слова.(Словарное слово, пишем о в первом слоге, на конце парн.з, проверяем морозы. Запишем. Безотрывно пишем до второго элемента буквы р.
Образуйте однокоренное слово,отвечающее на вопрос что делает? Морозит. Запишем.На вопрос какой? морозный. Записываем.
3. Работа по теме урока. Актуализация опорных знаний.
-Итак, мы отправляемся в путешествие по необычному городу. (Открываю карту города.Названия улиц закрыты.)
-У меня секретов нет-
Называю я предмет!
- О какой части речи эти строчки?
Д:-Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Что? Кто?, обозначает предметы, события, явления природы.( Открываю название города.)
а) Работа по учебнику.Понятие одушевленных и неодушевленных имён существительных Упр.№230, стр. 7.
- Откройте учебник. Работаем по тексту упр.230. (Вывешиваю картинку «Птицы зимой»)
Ваша задача найти в тексте названия птиц и деревьев. (Читают ученики, называя нужные слова.) Сколько всего слов? (7)
-На какие группы можно разделить эти существительные? (Д:-Одуш. и неодуш.) (Открываю названия улиц)
-Помогите Чебурашке определить кто на какой улице живёт.1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос кто?, 2 вариант на вопрос что? Два человека работает у доски. Проверяем.
Д:-Одушевлённые: чечётка, снегири, синицы, дятел. Неодушевлённые: рябина, ель, осина.
б) Сообщения детей. Связь с окружающим миром.
-Что вы знаете о снегире? (Ответы детей).Послушайте дополнительную информацию об этой птице.
Д: Снегирь.
Снегирь появляется в городе с о снегом. У самцов – ярко-красная грудь, а у самочки окраска поскромнее – красный цвет заменен на буроватый. Обрывая ягоды рябины, они расклевывают семена, а мякоть плодов выбрасывают.
А знаете ли вы, как выглядит чечётка? Посмотрите на картинку и послушайте внимательно рассказ об этой птице.
Че-че-че-чет-чет-чет… Такими криками выдают себя чечётки, когда летят стайкой. Словно имя своё выкрикивают. Птички эти маленькие, меньше воробья, буроватые. У самцов вся грудь красная. Чечётки – гостьи с севера. Они гнездятся в тундре. А осенью и зимой кочуют – перемещаются к югу, залетая в города. Иногда они ночуют в снегу.
- Каких ещё птиц можно увидеть зимой в нашем городе? (Картинка воробья, вороны)
–Воробей, ворона-запишем словарные слова). Чем мы можем им помочь?( Сделать кормушку, подкармливать.)
в) Изменение по числам.
-Ребята, навстречу Чебурашке вышел Крокодил Гена по переулку Единственного числа.( Открываю названия переулков). Помогите ему свернуть на переулок Множественного числа. Отгадывая загадки, изменим число существительного.
Ученик записывает на доске.
1. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик-снеговики).
2. Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело.(сосулька-сосульки.)
Физминутка. –А сейчас отдохнём, посидим на лавочке. Это проспект Рода. Услышите сущ. ж.р- руки вверх, вытянуться на носочках. М.рода- присесть, руки вперёд, среднего рода- прямо перед собой хлопок.
Д:Женский род запомню я и скажу: “Она моя”.
И запомню род мужской и опять скажу: “Он мой”.
Средний род: “Оно моё” – это правило твоё.
1.В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней-присесть)
2 Нет колес у меня -
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету-у,
Всю Москву замету.( Вьюга-руки вверх)
3.(Картинка.) Вид одежды?( Пальто-хлопок перед собой.)
4.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. (Лёд-присесть)
5.Ну, когда же Новый Год
К нам с подарками придет? -
Пусть пришел бы к детворе
Он пораньше - в.(декабре-присесть)
6. Резная, кружевная
В воздухе кружится.
А как на ладонь садится,
Так сразу — водица.(снежинка-руки вверх)
Тихо сели.
г)Закрепление понятий «собственное, нарицательное». Развитие речи (работа в парах).
- Наши друзья скоро встретятся. Скажите, а что вы можете сказать о существительных «Чебурашка», «Крокодил Гена» ?
Д:-Имена собственные
-Давайте вспомним, какие существительные пишутся с заглавной буквой?
Д: -Имена, фамилии и отчества, географические названия городов, стран, рек, озер, планет и т. д. А еще – клички животных. Все остальные слова называются нарицательными существительными.
-По нашему плану мы подошли к пункту « Дружная пара».Расскажите, какие игры вы любите проводить зимой?
- Составьте предложения друг о друге. Работаем в парах. (Опрос)
-Запишем предложение. Определите подлежащее и сказуемое в данном предложении.
Полина любит играть в снежки. Алёша катается на санках с горы.
4.Подведение итогов урока.
-Однако, наши помощники встретились.
-Можно назвать этих героев мультфильмов дружными?
- А кого можно назвать настоящим другом? Можно ли назвать наш класс дружным? Куда мы сегодня путешествовали?
-Что из нашего путешествия вам понравилось? Что вызвало затруднение?
5.Рефлексия.
-Оцените себя, как знатока имени существительного. Сложенные руки- не запомнил. Одна поднятая рука- знаю, но не могу рассказать. Две руки-могу рассказать.
6.Домашнее задание
- Дома составьте 5 – 6 предложений о нашем классе, расскажите о том, с кем вы дружите, чем любите вместе заниматься. Найдите в предложениях существительные и подпишите.