Алматинская обл.,Карасайский р\н, КГУ «Средняя школа имени Жамбыла с дошкольным мини-центром».
Учитель начальных классов: Удербаева Арайлым Сейткабыловна
Тема: «Имя существительное. Вода в природе. Обобщение.»
Цели урока:
- Обобщение знаний о существительном и о воде в природе.
Развивать: критическое мышление, умение определять склонение и падеж существительных. Орфографические навыки при написании окончаний существительных в косвенных падежах. Развивать интеллект умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Продолжить формирование понятия «вода», расширить представление о свойствах ее как природного тела.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру внимательность, аккуратность и приемы.
Методы работы: проблемно-поисковый, репродуктивный, дифференцированный, групповой, индуктивный, интерактивный.
Оборудование:
- Плакат с цитатой, интерактивная доска урока.
- Карточки
- Таблицы «склонения существительных».
- Электронный учебник «Познание мира», стихи, «парад падежей», рисунки детей.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Приветствие
- Психологический настрой
- Вводная беседа
Учитель. Наш сегодняшний урок будет несколько необычным, вместе с изучением склонений имен существительных обобщим знания из познания мира. Повторяя правила орфографии, закрепляя ваше умение определять типы склонений имен существительных, мы будем беседовать об основных свойствах воды, ее местонахождении, значении для природы и человека, а значит, и для нас. С каким настроением будем работать?
- Словарная работа (обсуждается план работы)
- Этап. Дифференцированный. Работа по карточкам (несколько учеников)
- Работа в тетради. Остальные ученики открывают тетради. Записывают число. Проводится анализ работы по карточкам и записываем словарные слова в тетради.
- Минутка чистописания. Знакомство с цитатой урока. И запись ее в тетрадь
Мать – водица – всему царица!
III.Минутка познания природы (работа по электронному учебнику)
- Вспомните дети, в каком состоянии встречается вода в природе? (Твердым, жидком, газообразном)
- Где можно увидеть эти состояния воды?
(Лед на реке, пар из чайника, льющуюся струйку из крана)
- Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? (В различные осадки)
- Название их.
(Снег, дождь, град, иней, изморозь, роса)
- Запишите эти слова и определите их склонение.
(Дети записывают в тетрадь и делают взаимопроверку)
- Мечтаете ли увидеть чудо? А какое чудо окружает нас постоянно?
(Это вода)
- Послушайте, как можно красиво рассказать о воде. Обратите внимание на прилагательные, которые прозвучат в этом описании.
Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева падающих снежинок, радужное мерцание капель росы и громадных айсбергов, волны теплых морей и леденящая влага родников, весенний дождь и тропический ливень – все это жидкое тело, это вода.
- Назовите имена прилагательные, которые вы услышали в данном описании.
(Дети вспоминают и называют)
- Определение склонений имен существительных.
- Образуйте от имен прилагательных, записанных на доске, имена существительные в единственном числе. Укажите их склонения.
(На доске заранее выписаны имена прилагательные из читаемого отрывка, но закрытые бумагой, или написанные на листе бумаги и вывешиваемые в данный момент).
- Обратите внимание на таблицу, которая послужит вам подсказкой.
Фантастика – 1 скл. Тепло – 2 скл. Узор – 2 скл.
Причуда – 1 скл. Лед – 2 скл. Радуга – 1 скл.
Весна – 1 скл. Громада – 1 скл. Жидкость – 3 скл.
- Физминутка
- Работа по учебнику стр. 135, упр. 303,304 работа в группе
- Какие слова можно отнести к понятию «вода»?
(Лед, жидкость)
А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение «Откуда пришла вода» и найти слова, обозначающие различные состояния воды.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь – и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана