kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Учитель – Индеева Юлия Васильевна.
Предмет: русский язык.
Тема урока : «Обобщение знаний об имени существительном»
Класс: 3.
УМК «Школа 2100»
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №66», г. Рязань
Дидактическое обоснование урока
Урок разработан в свете  ФГОС НОО.
Система учебников: УМК «Школа 2100»
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном»
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Место данного урока в системе уроков по теме: одиннадцатый урок.
Форма проведения урока: урок – путешествие с использованием системно - деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.
Метод обучения: исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методическое обоснование урока:
Цель как деятельность учеников по линиям развития:
а) предметная – обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи;
б) метопредметная – формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ИКТ, пособий;
в) личностная – продолжить формирование интереса к содержанию предмета; знакомить детей с традиционной русской культурой, через художественное слово, игру, пословицы и поговорки.
Задачи урока.
• Умение различать части речи.
• Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
• Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
• Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
• Повышать мотивацию детей к познанию русского языка.
• Воспитание культуры общения на уроке.

Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
- формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать написание словарных слов, производить синтаксический разбор предложения; 
- учить детей давать определения частей речи;
- учить делать выводы и обобщения при закреплении материала;
Метапредметные результаты.
- развивать  умения отвечать на вопросы, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.

Формировать следующие УУД:
Регулятивные УУД:
• умение определять и формулировать цель и тему урока после предварительного обсуждения;
• обнаруживать и формулировать учебную проблему;
• составлять план решения проблемы совместно с учителем;
• работать по коллективно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
Познавательные УУД:
• работать с текстовой информацией;
• формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные УУД:
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
• совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе;
Личностные результаты:
• формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;
• осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в парах, группах.

Компоненты современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.

Оборудование: учебник по русскому языку; карточки; мультимедийный проектор; магнитофон, презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: «Обобщение знаний об имени существительном» »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №66»

__________________________________________________________________








Методическая разработка урока по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»









Индеева Юлия Васильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории








г. Рязань, 2014

Учитель – Индеева Юлия Васильевна.

Предмет: русский язык.

Тема урока : «Обобщение знаний об имени существительном»

Класс: 3.

УМК «Школа 2100»

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №66», г. Рязань

Дидактическое обоснование урока

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Система учебников: УМК «Школа 2100»

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном»

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

Место данного урока в системе уроков по теме: одиннадцатый урок.

Форма проведения урока: урок – путешествие с использованием системно - деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Метод обучения: исследовательский.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методическое обоснование урока:

Цель как деятельность учеников по линиям развития:

а) предметная – обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи;

б) метопредметная – формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ИКТ, пособий;

в) личностная – продолжить формирование интереса к содержанию предмета; знакомить детей с традиционной русской культурой, через художественное слово, игру, пословицы и поговорки.

Задачи урока.

  • Умение различать части речи.

  • Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

  • Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

  • Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

  • Повышать мотивацию детей к познанию русского языка.

  • Воспитание культуры общения на уроке.


Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

- формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать написание словарных слов, производить синтаксический разбор предложения;

- учить детей давать определения частей речи;

- учить делать выводы и обобщения при закреплении материала;

Метапредметные результаты.

- развивать  умения отвечать на вопросы, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.


Формировать следующие УУД:

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель и тему урока после предварительного обсуждения;

  • обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;

  • работать по коллективно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

Познавательные УУД:

  • работать с текстовой информацией;

  • формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе;

Личностные результаты:

  • формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;

  • осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в парах, группах.


Компоненты современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.


Оборудование: учебник по русскому языку; карточки; мультимедийный проектор; магнитофон, презентация.


Сценарий урока

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»

  1. Организационный этап (вступительное слово учителя)

– Здравствуйте, садитесь!

Звучит музыкальное произведение.

– Сегодня урок русского языка я начну не с привычных для вас слов: «Откройте тетради, запишите число, классная работа…», а с очень древней и мудрой легенды.

«Эта история произошла давным–давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.

Поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все у тебя в руках!»

- И сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке познать законы родного языка.

  1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока и постановка целей, задач

– Урок наш необычный. Это урок–путешествие по морю на чудесный остров. А живут на нем загадочные жители, без которых мы не смогли бы понять друг друга, не могли бы поделиться радостью, новостями.

– Догадались о чем идет речь?

– Перечислим жителей острова, т.е. назовем части речи?

– Но мы отправимся в гости только к одному из них, а к кому, попробуйте догадаться сами. Послушайте, что говорит этот житель о себе:

« Давно живу я в мире этом, даю названия предметам! » (Имя существительное)

– Значит, вы можете назвать мне тему нашего урока?

– Зная тему, подумайте, какие цели мы поставим перед собой? Что мы будем делать на уроке?

– А для чего нам нужны эти знания?

– Но доплыть до острова не так – то просто. На пути нас ждёт много испытаний. И чтобы не заблудиться, нам понадобиться что? (Карта)

– Посмотрим, что нас ожидает: трап ”Чистописание”; бухта «Словарные слова»; “Синтаксический шторм”; вопросы Нептуна; рифы «Фразеологические выражения»; задания умного Осьминога; домашнее задание.

– Готовы к путешествию? (Да)

– Тогда, как говорится, в добрый час!

  1. Минутка чистописания

– Чтобы подняться на корабль и отправиться в путешествие, нам нужно пройти по мостику «Чистописания»

– Чему мы учимся на минутке чистописания?

– Итак, вспомним правила письма:

«Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!» (Проговаривают хором)

– Прописывать мы сегодня будем букву “Я” и слово, которое с неё начинается яблоко.

– Расскажите все, что сможете про слово «яблоко»? (Словарное слово, существительное, ср.р., ед.ч., неодуш., 6б., 7зв.)

– Почему звуков больше, чем букв? (Буква «Я» обозначает звук [й'а], т.к. стоит в начале слова).

я яя яяя я

яблоко

Яблоко от яблони недалеко падает.


– Ваша задача красиво, аккуратно и каллиграфически правильно продолжить записи до конца строчек, соблюдая закономерность и также записать данное предложение.

– Скажите, ребята, что за предложение вы записали? (Пословицу)

– Как вы понимаете её смысл?

– Может быть кто–нибудь из вас знает и другие пословицы, поговорки с данным словом?

– Молодцы! Мы с вами запоминаем слово «яблоко», значит какое оно? (Словарное)

  1. Применение знаний и умений в знакомой ситуации.

Словарная работа (работа в парах)

– Куда держит курс наш корабль дальше? (В бухту «Словарные слова»)

– Какие слова мы называем словарными?

– На экране, одна за другой будут появляться картинки с изображением различных предметов. Ваша задача записать слова через запятую в свои тетради и выделить орфограммы.

– Что у этих слов общего?

– Взаимопроверка. Проверьте работу соседа по парте и если есть ошибки, исправьте их зеленым карандашом и оцените работу. Критерии оценок вы знаете.

– Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки?

– А теперь встаньте те, кто допустил 1–2 ошибки?

– Молодцы! И снова в путь!

Синтаксическая работа

– Ребята, начинается «Синтаксический шторм». Чтобы справиться с ним, нужно внимательно прочитать предложение, которое появится на экране. Вам будет дано несколько секунд на его запоминание, а после нужно будет записать предложение по памяти, выделить все известные орфограммы и подчеркните члены предложения, укажите части речи:

От копеечной свечки Москва сгорела. (Дети работают самостоятельно в тетрадях, после следует проверка с доски).

– Чем интересно данное предложение?

– Объясните её смысл?

– Встретили ли мы изучаемую часть речи?

– Вот мы и преодолели шторм! Двигаемся дальше!

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

– Теперь мы отправляемся в гости к морскому царю – Нептуну. Он хочет выяснить, что мы знаем про имя существительное.

– Первый вопрос: что такое имя существительное?

– Назовите постоянные признаки имен существительных? Непостоянные?

– На какой вопрос отвечают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

– Как вы думаете, могут ли одушевлённые существительные стать неодушевлёнными или наоборот?

– Какого рода бывают имена существительные?

– Что вам помогает определить род имен существительных?

– Последний вопрос: что относится к непостоянным признакам имен существительных?

– Сейчас Нептун предлагает вам поиграть. Правила игры очень просты: нужно собрать морские звезды в три раковины. В одну – неодуш. сущ. м.р. мн.ч.; в другую – одуш. сущ. ж.р. ед.ч.; в третью – неодуш. сущ. ср.р. ед.ч.

Работа с фразеологическими выражениями

– Молодцы! Нептун очень доволен тем, как вы знаете признаки имен существительных и отпускает нас дальше! А на пути у нас грозное препятствие – рифы! Объясните значение слова «рифы»?

– Чтобы наш корабль не сел на рифы, надо быть очень внимательными. А рифы у нас необычные – фразеологические. О чём здесь пойдёт речь? (О пословицах, поговорках, «крылатых словах», которые мы понимаем в переносном смысле).

– Ваша задача по рисунку назвать фразеологические выражения и объяснить их значение (слайды).

– Устно составьте предложение с любым фразеологическим выражением.

  1. Обобщение и систематизация знаний (работа по учебнику)

– А нас уже ждёт умный осьминог. Чем он предлагает нам заняться? (Поработать по учебнику).

– Итак, открываем учебники на стр. 86, упр. 104. Из данного упражнения мы с вами выполним третий шаг. Читаем задание.

– Какой разбор мы сделаем? (Морфологический).

– Но прежде вспомним порядок разбора. (Ученик отвечает, я подтверждаю его слова слайдом). Далее с места пишет и комментирует один школьник, остальные работают в тетрадях. После следует проверка с экрана. Обращаю внимание детей на сокращенную запись слов.

Со следующим словом дети работают самостоятельно, после следует проверка с доски.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– Вот мы и выполнили задания умного Осьминога и доплыли до острова имени существительного, и наше путешествие заканчивается.

– Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей?

– Сейчас проверим. У каждого на краю стола лежат листочки с текстом. Прочитайте его.

«Целую четверть Юра работал на уроках плохо. В конце года с дневником, полным плохих оценок, мальчик печально шел домой. Недаром говорят, подумал он: «Что посеешь, то и пожнешь».

– Одной чертой подчеркните одушевленные существительные. м.р.; двумя–существительное неодушевленное ж.р.; пунктиром – существительные мн.ч.; волнистой линией – фразеологическое выражение.

– Проверяем! (С доски)

– Поднимите руку, кто не допустил ошибок? Молодцы!

– А чем еще мы занимались на уроке?

– Что вам понравилось на уроке?

– Закончить наше путешествие я хотела бы легендой:

« Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра». В народе говорится: «Терпенье и труд все перетрут».

– И мне, ребята, хотелось бы, чтобы вы также как вторая мышка старательно учились, добивались высот. Спасибо за урок!

  1. Домашнее задание

– Дома вы напишете мини – сочинение по данной пословице.

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Методическая разработка урока по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»

Автор: Индеева Юлия Васильевна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка урока русского языка.Тема: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_tema_obobshchenie_znanii_ob_imeni_sushchestvite"
    ["file_id"] => string(6) "626994"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677957313"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Методическая разработка по русскому языку в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaia-razrabotka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "162252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422339439"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Имена существительные, имеющие только форму множественного числа."
    ["seo_title"] => string(73) "imienasushchiestvitielnyieimieiushchiietolkoformumnozhiestviennoghochisla"
    ["file_id"] => string(6) "310784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459095627"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Имя существительное. Обобщение изученного материала". "
    ["seo_title"] => string(125) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie-izuchiennogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "145558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418935759"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "конспект урока  на тему " Очень замечательное - имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ochien-zamiechatiel-noie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "116306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412411909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства