Методическая разработка урока по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»
Методическая разработка урока по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»
~~Учитель – Индеева Юлия Васильевна.
Предмет: русский язык.
Тема урока : «Обобщение знаний об имени существительном»
Класс: 3.
УМК «Школа 2100»
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №66», г. Рязань
Дидактическое обоснование урока
Урок разработан в свете ФГОС НОО.
Система учебников: УМК «Школа 2100»
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном»
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Место данного урока в системе уроков по теме: одиннадцатый урок.
Форма проведения урока: урок – путешествие с использованием системно - деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.
Метод обучения: исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методическое обоснование урока:
Цель как деятельность учеников по линиям развития:
а) предметная – обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи;
б) метопредметная – формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ИКТ, пособий;
в) личностная – продолжить формирование интереса к содержанию предмета; знакомить детей с традиционной русской культурой, через художественное слово, игру, пословицы и поговорки.
Задачи урока.
• Умение различать части речи.
• Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
• Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
• Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
• Повышать мотивацию детей к познанию русского языка.
• Воспитание культуры общения на уроке.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
- формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать написание словарных слов, производить синтаксический разбор предложения;
- учить детей давать определения частей речи;
- учить делать выводы и обобщения при закреплении материала;
Метапредметные результаты.
- развивать умения отвечать на вопросы, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.
Формировать следующие УУД:
Регулятивные УУД:
• умение определять и формулировать цель и тему урока после предварительного обсуждения;
• обнаруживать и формулировать учебную проблему;
• составлять план решения проблемы совместно с учителем;
• работать по коллективно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
Познавательные УУД:
• работать с текстовой информацией;
• формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные УУД:
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
• совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе;
Личностные результаты:
• формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;
• осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в парах, группах.
Компоненты современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Оборудование: учебник по русскому языку; карточки; мультимедийный проектор; магнитофон, презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическая разработка урока по теме: «Обобщение знаний об имени существительном»
Индеева Юлия Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Рязань, 2014
Учитель – Индеева Юлия Васильевна.
Предмет: русский язык.
Тема урока : «Обобщение знаний об имени существительном»
Класс: 3.
УМК «Школа 2100»
Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №66», г. Рязань
Дидактическое обоснование урока
Урок разработан в свете ФГОС НОО.
Система учебников: УМК «Школа 2100»
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном»
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Место данного урока в системе уроков по теме: одиннадцатый урок.
Форма проведения урока: урок – путешествие с использованием системно - деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.
Метод обучения: исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методическое обоснование урока:
Цель как деятельность учеников по линиям развития:
а) предметная – обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи;
б) метопредметная – формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ИКТ, пособий;
в) личностная – продолжить формирование интереса к содержанию предмета; знакомить детей с традиционной русской культурой, через художественное слово, игру, пословицы и поговорки.
Задачи урока.
Умение различать части речи.
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
Повышать мотивацию детей к познанию русского языка.
Воспитание культуры общения на уроке.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
- формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать написание словарных слов, производить синтаксический разбор предложения;
- учить детей давать определения частей речи;
- учить делать выводы и обобщения при закреплении материала;
Метапредметные результаты.
- развивать умения отвечать на вопросы, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.
Формировать следующие УУД:
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель и тему урока после предварительного обсуждения;
обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
работать по коллективно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
Познавательные УУД:
работать с текстовой информацией;
формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение оформлятьсвои мысли в устной и письменной речи;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе;
Личностные результаты:
формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;
осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в парах, группах.
Компоненты современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Оборудование: учебник по русскому языку; карточки; мультимедийный проектор; магнитофон, презентация.
Сценарий урока
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном»
Организационный этап (вступительное слово учителя)
– Здравствуйте, садитесь!
Звучит музыкальное произведение.
– Сегодня урок русского языка я начну не с привычных для вас слов: «Откройте тетради, запишите число, классная работа…», а с очень древней и мудрой легенды.
«Эта история произошла давным–давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все у тебя в руках!»
- И сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке познать законы родного языка.
Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока и постановка целей, задач
– Урок наш необычный. Это урок–путешествие по морю на чудесный остров. А живут на нем загадочные жители, без которых мы не смогли бы понять друг друга, не могли бы поделиться радостью, новостями.
– Догадались о чем идет речь?
– Перечислим жителей острова, т.е. назовем части речи?
– Но мы отправимся в гости только к одному из них, а к кому, попробуйте догадаться сами. Послушайте, что говорит этот житель о себе:
« Давно живу я в мире этом, даю названия предметам! » (Имя существительное)
– Значит, вы можете назвать мне тему нашего урока?
– Зная тему, подумайте, какие цели мы поставим перед собой? Что мы будем делать на уроке?
– А для чего нам нужны эти знания?
– Но доплыть до острова не так – то просто. На пути нас ждёт много испытаний. И чтобы не заблудиться, нам понадобиться что? (Карта)
– Посмотрим, что нас ожидает: трап ”Чистописание”; бухта «Словарные слова»; “Синтаксический шторм”; вопросы Нептуна; рифы «Фразеологические выражения»; задания умного Осьминога; домашнее задание.
– Готовы к путешествию? (Да)
– Тогда, как говорится, в добрый час!
Минутка чистописания
– Чтобы подняться на корабль и отправиться в путешествие, нам нужно пройти по мостику «Чистописания»
– Чему мы учимся на минутке чистописания?
– Итак, вспомним правила письма:
«Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!» (Проговаривают хором)
– Прописывать мы сегодня будем букву “Я” и слово, которое с неё начинается яблоко.
– Расскажите все, что сможете про слово «яблоко»? (Словарное слово, существительное, ср.р., ед.ч., неодуш., 6б., 7зв.)
– Почему звуков больше, чем букв? (Буква «Я» обозначает звук [й'а], т.к. стоит в начале слова).
я яя яяя я
яблоко
Яблоко от яблони недалеко падает.
– Ваша задача красиво, аккуратно и каллиграфически правильно продолжить записи до конца строчек, соблюдая закономерность и также записать данное предложение.
– Скажите, ребята, что за предложение вы записали? (Пословицу)
– Как вы понимаете её смысл?
– Может быть кто–нибудь из вас знает и другие пословицы, поговорки с данным словом?
– Молодцы! Мы с вами запоминаем слово «яблоко», значит какое оно? (Словарное)
Применение знаний и умений в знакомой ситуации.
Словарная работа (работа в парах)
– Куда держит курс наш корабль дальше? (В бухту «Словарные слова»)
– Какие слова мы называем словарными?
– На экране, одна за другой будут появляться картинки с изображением различных предметов. Ваша задача записать слова через запятую в свои тетради и выделить орфограммы.
– Что у этих слов общего?
– Взаимопроверка. Проверьте работу соседа по парте и если есть ошибки, исправьте их зеленым карандашом и оцените работу. Критерии оценок вы знаете.
– Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки?
– А теперь встаньте те, кто допустил 1–2 ошибки?
– Молодцы! И снова в путь!
Синтаксическая работа
– Ребята, начинается «Синтаксический шторм». Чтобы справиться с ним, нужно внимательно прочитать предложение, которое появится на экране. Вам будет дано несколько секунд на его запоминание, а после нужно будет записать предложение по памяти, выделить все известные орфограммы и подчеркните члены предложения, укажите части речи:
От копеечной свечки Москва сгорела. (Дети работают самостоятельно в тетрадях, после следует проверка с доски).
– Чем интересно данное предложение?
– Объясните её смысл?
– Встретили ли мы изучаемую часть речи?
– Вот мы и преодолели шторм! Двигаемся дальше!
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
– Теперь мы отправляемся в гости к морскому царю – Нептуну. Он хочет выяснить, что мы знаем про имя существительное.
– На какой вопрос отвечают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
– Как вы думаете, могут ли одушевлённые существительные стать неодушевлёнными или наоборот?
– Какого рода бывают имена существительные?
– Что вам помогает определить род имен существительных?
– Последний вопрос: что относится к непостоянным признакам имен существительных?
– Сейчас Нептун предлагает вам поиграть. Правила игры очень просты: нужно собрать морские звезды в три раковины. В одну – неодуш. сущ. м.р. мн.ч.; в другую – одуш. сущ. ж.р. ед.ч.; в третью – неодуш. сущ. ср.р. ед.ч.
Работа с фразеологическими выражениями
– Молодцы! Нептун очень доволен тем, как вы знаете признаки имен существительных и отпускает нас дальше! А на пути у нас грозное препятствие – рифы! Объясните значение слова «рифы»?
– Чтобы наш корабль не сел на рифы, надо быть очень внимательными. А рифы у нас необычные – фразеологические. О чём здесь пойдёт речь? (О пословицах, поговорках, «крылатых словах», которые мы понимаем в переносном смысле).
– Ваша задача по рисунку назвать фразеологические выражения и объяснить их значение (слайды).
– Устно составьте предложение с любым фразеологическим выражением.
Обобщение и систематизация знаний (работа по учебнику)
– А нас уже ждёт умный осьминог. Чем он предлагает нам заняться? (Поработать по учебнику).
– Итак, открываем учебники на стр. 86, упр. 104. Из данного упражнения мы с вами выполним третий шаг. Читаем задание.
– Какой разбор мы сделаем? (Морфологический).
– Но прежде вспомним порядок разбора. (Ученик отвечает, я подтверждаю его слова слайдом). Далее с места пишет и комментирует один школьник, остальные работают в тетрадях. После следует проверка с экрана. Обращаю внимание детей на сокращенную запись слов.
Со следующим словом дети работают самостоятельно, после следует проверка с доски.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
– Вот мы и выполнили задания умного Осьминога и доплыли до острова имени существительного, и наше путешествие заканчивается.
– Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей?
– Сейчас проверим. У каждого на краю стола лежат листочки с текстом. Прочитайте его.
«Целую четверть Юра работал на уроках плохо. В конце года с дневником, полным плохих оценок, мальчикпечально шел домой. Недаром говорят, подумал он: «Что посеешь, то и пожнешь».
– Поднимите руку, кто не допустил ошибок? Молодцы!
– А чем еще мы занимались на уроке?
– Что вам понравилось на уроке?
– Закончить наше путешествие я хотела бы легендой:
« Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая – так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра». В народе говорится: «Терпенье и труд все перетрут».
– И мне, ребята, хотелось бы, чтобы вы также как вторая мышка старательно учились, добивались высот. Спасибо за урок!
Домашнее задание
– Дома вы напишете мини – сочинение по данной пословице.