Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном»
Цель: - обобщение знаний детей об имени существительном.
- закрепить умение определять падеж, склонение имени существительного;
- развивать навыки правильного построения предложений и точного употребления слов; орфографическую зоркость, мышление, память, внимание;
- Прививать любовь к родному языку, к животным.
Оборудование: табло с названием каждой команды для подведения счёта после каждого гейма,
таблички – названия геймов,
индивидуальные сигнальные карточки,
карточки с заданиями для каждой команды.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. – Сегодня у нас необычный урок, он будет проходить в виде игры «Счастливый случай».
3. Актуализация.
- Начнём нашу игру с разминки. Так как это урок русского языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в названии игры?
- второй вопрос: задаю вопрос вы отвечаете и говорите какая орфограмма встречается в словах.
1) как называется ряд ступенек, идущих вверх? (Лестница)
2) человек, играющий на скрипке (скрипач)
3) дети в раннем возрасте (Ребята)
4) новая, пожарная что? (машина)
5) красивая, умная, охотничья ....(собака)
6) большой, лохматый, косолапый ....( медведь)
- что общего в этих словах?
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Кто? Что?)
- Сегодня встречаются 2 команды друзей – товарищей. Давайте дадим командам названия. 1 команда называется КТО?, а 2 команда ЧТО?
3. Работа над темой урока.
Гейм 1. «Темная лошадка»
Первый гейм называется – «Тёмная лошадка». Вот что могла бы сказать о себе наша героиня:
Я – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – это я. Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное. Я – ведущая часть речи в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение. Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям учёных, я появилась в речи в числе самых первых слов.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
О какой части речи можно так сказать?
- Молодцы, конечно, это имя существительное.
- Итак, тема нашего урока – Обобщение знаний об имени существительном». И цель урока – вспомнить все, что мы знаем об имени существительном. А темной лошадкой оказалась какая часть речи? (Имя существительное),
1. Фронтальный опрос:
Вопросы задаются сразу двум командам. Кто быстрее и правильно ответит.
2. Творческая работа
- А теперь посмотрите на доску и скажите, можно ли, не убирая кляксы, определить род этих слов?
Ло Ло Ло Ло
- Это слова среднего рода, так как имена существительные среднего рода имеют окончание –о
- Какое ещё окончание имеют имена существительные среднего рода?
- Как можно узнать род имени существительного?
Задание 3
- Следующее задание для каждой команды: к именам существительным множественного числа допишите имена существительные единственного числа.
- Как различаются имена существительные единственного числа и множественного числа?
Задание 4
- На доске написано стихотворение, выпишите существительное дорожка в столбик. (Один ученик выразительно прочитает стихотворение).
- В каких падежах стоит слово дорожка? ( Слово дорожка употреблено в И.п., Р.п., В.п., П.п.)
5. Игра «Корзинка».
- Каждому участнику раздаются карточки с именами существительными. Вы должны правильно определить склонение этих существительных и положить нужную корзину.
- Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению?
Гейм 2. «Заморочки из бочки»
- Каждый из вас вытащит бочонок с заданием, которое надо выполнить и за которое я всем после урока поставлю оценки.
(Работа с карточками с разными заданиями)
Гейм 3. «Подумай – ка».
- Вы дома должны были выучить по одной загадке. Теперь каждая команда будет загадывать свои загадки противоположной команде, а они должны будут отгадать загадку, определить род имен существительных и показать сигнальными карточками.
6. Устная разминка.
- А теперь я буду читать стихотворения, в которых вы услышите много существительных в одном и том же падеже. Ваша задача: определить этот падеж .
Гейм 4. «Гонка за лидером».
- Я буду каждой команде называть слова. Первая команда будет определять склонение этих имён существительных и показывать сигнальными карточками род имен существительных, а вторая команда определит падеж. А потом наоборот.
- Как определить падеж имени существительного?
- Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению.
- Как можно узнать род имени существительного?
4.Рефлексия
- Для какой же команды «Счастливый случай» был действительно счастливым?
- оцените работу группы
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Стр. 66, задание 108.