kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Назывные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: повторить виды односоставных предложений с главным членом сказуемым; знакомить с особенностями назывных предложений; формировать умение находить назывные предложения, выразительно читать, определять роль в тексте; вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащимся; развивать логическое мышление учащихся; воспитывать взаимопомощь и уважение друг к другу при работе в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Назывные предложения"»

Тема урока: Назывные предложения

Тип урока: комбинированный урок

Задачи урока:

- повторить виды односоставных предложений с главным членом сказуемым;

- знакомить с особенностями назывных предложений;

- формировать умение находить назывные предложения, выразительно читать, определять роль в тексте;

- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащимся;

- развивать логическое мышление учащихся;

- воспитывать взаимопомощь и уважение друг к другу при работе в группах.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал (для групповой работы и самооценки), презентация учителя «Урок русского языка».


Этапы урока и их продолжительность


п/п

Этапы урока

Хронометраж

1.

Организационный момент.

2 минуты

2.

Проверка знания учащимися изученного материала.

8 минут

3.

Постановка цели урока.

2 минуты

4.

Актуализация знаний.

5 минуты

5.

Изучение нового материала. Применение знаний и умений при анализе текста.

22 минуты

6.

Подведение итогов урока. Задания по рефлексии.

4 минуты

7.

Домашнее задание, консультация по его выполнению.

2 минуты








Содержание урока

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат со стороны учеников

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

- Я рада всех Вас видеть. Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа. Вы узнаете много нового об односоставных предложениях. Желаю вам получить только положительные оценки.

- Запишите в тетрадь число и вид работы, а тему вы определите сами в процессе работы. Её мы запишем позднее.

Учитель мотивирует на успешную учебную деятельность. Создаёт доброжелательную обстановку, благоприятный психологический климат. Настраивает учащихся на привычный ход урока.

Ученики принимают настрой учителя, готовятся к работе. Мотивационный компонент учебной деятельности – эмоциональный. Учащиеся психологически настраиваются на успешную работу. Создаётся настрой на активизацию различных видов памяти. Ученики концентрируют внимание.

  1. Проверка знания учащимися изученного материала

Вопросы:

- Какие предложения называются односоставными?

- Какие виды односоставных предложений вы знаете?

- Что общего и чем различаются виды односоставных предложений?

Выполнение теста (задания на слайдах). Самопроверка и самооценка (лист самооценки).



Познавательная деятельность. Развивается мышление, устная речь. Активизируется внимание.











Преобразующая деятельность. Самоорганизующая деятельность.

Отвечают на вопросы, активизируются внимание и долгосрочная память.

Ученики выбирают правильные ответы, анализируют, сравнивают предложения. Вспоминают теоретический материал. Проверяют задания, оценивают свои результаты.

  1. Постановка цели урока

- Ребята, какое предложение в тестовом задании отличалось от других? Почему? Сформулируйте тему и цели урока.

Постановка проблемы. Познавательная деятельность и самоорганизующая деятельность.

Учащиеся находят предложение с главным членом подлежащим (назывное). Определяют и записывают в тетрадь тему урока (назывные предложения). Формулируют цели урока (умение находить назывные предложения в тексте, определять их функции, отличать от других односоставных предложений, использовать в речи)

  1. Актуализация знаний

- Что вы уже знаете о назывных предложениях? Запишите в тетради всё, что вы знаете по данной теме, обменяйтесь информацией в парах.

Приём «корзина» идей, понятий…

Индивидуальная и групповая работа. Активизация каждого обучаемого, вызов интереса к теме.

Каждый ученик записывает в тетради всё, что он знает по данной проблеме. Далее ученики делятся друг с другом общим знанием и обсуждают свои разногласия. Потом каждая группа называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко записываются учителем на доске (без комментариев, даже если они ошибочны).

  1. Изучение нового материала. Применение знаний и умений при анализе текста.

5.1 Самостоятельная работа учащихся с лингвистическим материалом учебника (стр. 87-88).

5.2 Групповая работа.

Каждая группа получает задания по тексту (тексты разные): выразительно прочитать текст, найти и выписать в тетрадь назывные предложения, определить их роль в тексте, охарактеризовать их, подчеркнуть главные члены предложения.

5.3 Выступления учащихся со своими выводами (тексты на слайдах).

    1. Учитель читает

стихотворение А.А.Фета «Шёпот, робкое дыхание» (на слайде) Высказывание Л.Н.Толстого о стихотворении.

Поддерживается интерес к проблеме. Создаются условия для активного восприятия новой информации. Индивидуальная работа. Развитие устной речи. Общеучебная деятельность. Познавательная деятельность. Приобретают навыки общения в группе. Развитие навыков анализа текста, умения планировать деятельность в зависимости от учебных задач и времени, умения исследовать учебный материал и делать выводы.

Развитие монологической речи, умения слушать и задавать вопросы, обобщать.

Эмоциональный настрой на творческую домашнюю работу.

Учащиеся читают, находят новую информацию, делая пометы на полях («√», «+» и «?»). Сообщают новую полученную информацию классу.




Выполняют задания, осмысливают текст, определяют роль назывных предложений, делают выводы.

Выступают учащиеся из разных групп с результатами выполнения заданий и выводами (назывные предложения обладают большими изобразительными возможностями; изображают картины природы; кратко сообщают о реальности существования; указывают на время и место событий; им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость содержания; лаконичность и экспрессивность назывных предложений; использование в разных стилях речи.

Ученики слушают, обращают внимание на особое построение стихотворения.

  1. Подведение итогов урока. Задания по рефлексии.

Учитель обращает внимание ребят на «корзину» идей, понятий, где были записаны мнения ребят в начале урока.

- Ребята, найдите ошибочные мнения и дополните полученной информацией.

- А сейчас откройте ваши листы самооценки и заполните их.

Реализация обратной связи, ученики ещё раз осознают тему урока. Учитель организует рефлексию. Развивает умение оценивать собственную учебную деятельность.

Учащиеся находят ошибки и пополняют «корзину» новой информацией.

Ученики заполняют лист самооценки.

  1. Домашнее задание:

7.1 Творческая работа с использованием назывных предложений («День чудесный», «Идёт волшебница-зима» и др.).

Дифференцированное задание по степени творчества и уровню сложности, ситуация выбора.

Учащиеся выбирают задания по желанию, развивается творческое воображение.


Тест:

1.Укажите неверное утверждение.

А) Односоставное предложение может быть распространенным.

Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.

В) Назывные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее.

Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.

2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение – это предложение , в котором:

А) опущено подлежащее,

Б) опущено сказуемое,

В) нет второстепенных членов предложения,

Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

3.В неопределенно- личных предложениях сказуемое может быть выражено:

А) существительным в именительном падеже,

Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица,

В) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени,

Г) глаголом – инфинитивом.

4.Это предложение обобщенно-личное.

А) Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.

Б) Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой.

В) Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая рокот колёс непрестанный…

Г) Пахло нагретой землёй и мёдом.

5.В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы.

А) Было душно. К придорожью мёдом веяло с гречих.

Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра.

В) Кому-то не спится в прекрасном далеке.

Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.

6.В составе какого сложного предложения есть простое безличное?

А) Уже смеркалось, и мы зажгли свет.

Б) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.

В) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.

Г) Ещё молчаливы леса, и шум города сюда не доходит.

7.Укажите, какая схема соответствует предложению

« Мне было жутко в холодном лесу, и я поспешил домой ».

А) [двусоставное], и [двусоставное].

Б) [ определенно-личное], и [двусоставное].

В) [безличное], и [безличное].

Г) [безличное], и [двусоставное].

8.Установите соответствие, определив тип каждого односоставного предложения.

1) Мне надо не так уж много.

2) Его не отпускают от дома ни на шаг.

3) Лечу к тебе на крыльях любви, моя милая!

4) Вечер.

А) определенно-личное

Б) неопределенно-личное

В) безличное

Г) назывное

9.Установите соответствие, определив тип каждого односоставного предложения.

1) В мэрии ожидают важного гостя.

2) Этого мне только не хватало!

3) Здесь вам не равнина.

4) Слышу поскрипывание половиц.

А) определенно-личное

Б) неопределенно-личное

В) безличное

Г) назывное

Проверь себя

1.Б 8.

2.Г 1-В 3-А

3.В 2-Б 4-Г

4.В 9.

5.А 1-Б 3-Г

6.А 2-В 4-А

7.Г


Задания для групповой работы

  1. Выразительно прочитать текст

  2. Выписать назывные предложения

  3. Подчеркнуть главные члены предложения

  4. Охарактеризовать назывные предложения

  5. Определить роль назывных предложений в тексте



1 группа

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Жёлтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро?! (В.П. Астафьев «Мелодия»)



2 группа

1)Вот земская больница. Утро. 2) Передняя. В углу ломберный столик. 3) Вечер. По улице идёт пёстрая толпа. Смех, говор и приплясывание. Маленький, еле видимый городишко (А.П. Чехов).




3 группа

Давайте вместе разглядим снимок, сделанный с высоты, на которой над лесом летают птицы. Дорога. Вон постройки. Сад. Лес, уходящий за горизонт. Путеводитель по Ясной Поляне утверждает: именно так выглядела усадьба и шестьдесят лет назад, когда Лев Толстой был ещё жив. (В. Песков)


Лист самооценки

  1. Тест: 2 / 3 / 4 / 5

  2. Работа в группах по тексту: 2 / 3 / 4 / 5

  3. Закончить предложения:

Сегодня на уроке мне удалось ___________________________________

_____________________________________________________________

Самым интересным для меня было _______________________________

_____________________________________________________________

Особенно трудным мне показалось _______________________________

_____________________________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок "Назывные предложения"

Автор: Малафеева Людмила Ивановна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 202967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Назывные предложения (конспект урока) "
    ["seo_title"] => string(41) "nazyvnyie-priedlozhieniia-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "145188"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418855285"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Презентация  "Назывные предложения""
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-nazyvnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "321551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461317831"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока на тему "Назывные предложения. Односоставные предложения (обобщение)."
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nazyvnyie-priedlozhieniia-odnosostavnyie-priedlozhieniia-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448802421"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок Односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(33) "urokodnosostavnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "309282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458760544"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Назывные предложения "
    ["seo_title"] => string(25) "nazyvnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "164237"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422615395"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства