Схема модели урока.
«НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
- Тема урока: « Назывные предложения. § 31». (Русский язык.8 кл.:Учебник для ОУ/Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова;науч.ред. Н.М. Шанский/ - 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010.)
- Цель: познакомить учащихся с назывными предложениями;
показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений;
воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, творчеству Н.В.Гоголя, любовь к русскому языку.
- Задачи: показать учащимся способы выражения главного члена в назывных предложениях;
научить детей использовать назывные предложения в речи;
определять роль назывных предложений в художественной литературе.
- Тип урока - урок объяснения нового материала.
- Вид урока – комбинированный
- План урока.
№ п/п
Этапы урока
Частная задача этапа
Организационно-методические указания
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вводно-подготовительная
часть урокап
1. Организационный момент.
2. Организация работы учащихся.
Основная часть урока
I. Сообщение темы, цели урока.
1. Слово учителя:
- Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями. Какими? Вы сами мне ответите, когда разгадаете вопросы викторины.
2. Литературная викторина.
1) Сюжеты каких двух крупнейших произведений Н.В.Гоголя были подсказаны ему А.С.Пушкиным? (ОТВЕТ: «Ревизор», «Мёртвые души»).
2) Какие повести Н.В.Гоголя озаглавлены словами из трёх букв? (ОТВЕТ: «Вий», «Нос»).
3. Постановка проблемного вопроса.
- Так о каких односоставных предложениях пойдёт сегодня речь на уроке? (О назывных).
- Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем и над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»
4. Работа со слайдом презентации «Эпиграф урока».
Эпиграф урока: Родник поэзии есть красота. (Н.В.Гоголь).
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, тем самым самостоятельно определяя тип односоставного предложения.
Учебной ситуацией заинтересовать, побудить к исследованию.
По необходимости учитель задаёт наводящие вопросы.
II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1. Проверка творческого домашнего задания.
1) ЗАДАНИЕ: прочитать конец 1 тома поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», назвать предложения, которые являются односоставными.
Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа.
2) ЗАДАНИЕ: сделайте полный синтаксический разбор 1 предложения Русь, куда ж несёшься ты?
2. Групповое задание.
ЗАДАНИЕ: из сборников стихотворений С.Есенина, А.А.Блока, А.Ахматовой и т.д. выписать предложения, у которых есть только один главный член предложения – подлежащее.
3. Работа со слайдами презентации «Поэтическая пятиминутка».
ЗАДАНИЕ к стихотворениям:
- Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
- Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
- Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?
- Используя односоставные предложения, попробуйте в стихотворной форме передать свои чувства и настроения, которые вы испытываете.
Учащиеся работают с художественной литературой, со слайдами презентации и выполняют предложенные учителем задания.
Проверка первоначальных знаний об односоставных предложениях.
Развитие умения отслеживать материал по теме, используя художественную литературу. Активизация внимания.
Взаимопроверка.
III. Объяснение нового материала.
1. Работа с учебником.
Задание: чтение теоретического материала - § 31, стр.86; разбор предложений для наблюдения.
2. Выполнение упражнения.
Задания по упражнению 174:
- прочитать стихотворения, устно указать назывные предложения, определив в них, чем выражено подлежащее;
- выписать слова с пропущенными буквами;
- вспомнить орфографические правила: правописание О и Ё после шипящих и Ч в корне слова, Н и НН в причастиях, буквы И и Ы после Ц, правописание корней -ЛАГ-/-ЛОЖ-, правописание окончаний прилагательных.
Учащиеся наблюдают за предложенными предложениями и делают вывод о структуре назывного предложения и способах его выражения.
Закрепление навыков отбора необходимой информации.
Вспомнить ранее изученные орфографические правила: правописание О и Ё после шипящих и Ч в корне слова, Н и НН в причастиях, буквы И и Ы после Ц, правописание корней -ЛАГ-/-ЛОЖ-, правописание окончаний прилагательных.
IV. Закрепление нового материала.
1. Разноуровневые задания.
1) ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 175.
2) ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 176.
3) ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 177.
2. Работа по развитию речи.
1) ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 179 (по басням Крылова).
2) ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 182 (составление односоставных предложений на тему «Первые впечатления»).
3. Выборочный диктант.
ЗАДАНИЕ: прочитайте отрывок из художественного произведения; кто автор, какое это произведение? Выпишите только назывные предложения.
- Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой чёрт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!
… «Что за картина! Что за чудная живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и усмехается, бедное! а краски! боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит! важная работа! должно быть, грунт наведён был блейвасом…»
(ОТВЕТ: назывные предложения подчёркнуты).
Самостоятельное выполнение упражнений. Работа по карточкам.
Проверить уровень усвоения материала.
Взаимопроверка. Учащиеся комментируют, исправляют ответы друг друга.
Заключительная
часть урока
V. Подведение итогов урока
1. Блиц-опрос.
1) Назывные – односоставные предложения? (Да).
2) Назывные – двусоставные предложения? (Нет).
3) Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).
4) Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).
5) Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).
6) Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).
2. Решение проблемного вопроса.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»
(ОТВЕТ: назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).
3.Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Что показалось интересным? Какие вопросы и задания вызвали затруднения? Кого из одноклассников хотелось бы «отметить»?
4.Комментарий оценок.
1. Решение проблемы урока.
- В начале урока прозвучал проблемный вопрос: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?». Вы читали отрывки из произведений Н.В.Гоголя, разбирали эти тексты, обратили
внимание на то, что в художественных текстах очень часто встречаются односоставные предложения. Как меняют односоставные предложения произведение?
Ответы учащихся.
Развитие навыков самооценки, анализа проделанной работы.
VI. Объяснение домашнего задания.
1) Выучить теоретический материал параграфа 31, письменно выполнить упражнение 180.
2) Дополнительное задание: из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» выписать 10 назывных предложений (из реплик героев).
- Самоанализ урока.
Урок по теме «Назывные предложения» проводится после вводного урока, знакомящего учащихся с «Односоставными предложениями». Целью данного урока является знакомство учащихся с назывными предложениями. На уроке реализуются следующие задачи: показать учащимся способы выражения главного члена в назывных предложениях; научить детей использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.
Урок выдержан в соответствии с методикой и во временных рамках.
1. Этап урока - Психологический настрой на деятельность. Была обеспечена психологическая установка на предстоящую деятельность. Познакомила с целями урока и путями их достижения. Постановка проблемного вопроса и презентация к уроку помогли вызвать у учащихся познавательный интерес.
2. Этап урока - Повторение ранее изученного. Выбрала наиболее эффективный на данном этапе вид проверки – групповая работа + работа с взаимопроверкой. Дети показали хороший уровень подготовленности, отмечалась высокая активность, благодаря использованию занимательного материала.
3. Этап урока - Объяснение нового материала. Считаю, что мне удалось благодаря наличию занимательного материала помочь учащимся открыть новое, а с помощью вопросов сформулировать самостоятельно выводы. Работа осуществлялась через совместное нахождение правильных решений, что позволило вовлечь каждого ребёнка в учебную деятельность. Дети работали в сотрудничестве друг с другом, оказывали взаимопомощь. Формы работы коллективная + групповая.
4. Этап урока - Закрепление нового материала. Считаю, что я смогла через индивидуальную работу проконтролировать понимание учащимися новой темы, по мере необходимости оказывалась индивидуальная помощь отдельным учащимся более сильными учениками. Был предложен для проверки знаний выборочный диктант.
5. Этап урока - Подведение итогов. Был организован блиц-опрос, который подвёл итоговую оценку усвоения материала учащимися. Наблюдая над назывными предложениями в течение всего урока, ребята заметили, что они чаще всего встречаются в стихотворениях и самостоятельно сформулировали ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»
6. Этап урока – Комментирование оценок и объяснение домашнего задания.
Такая организация урока способствует достижению поставленных целей и задач.