kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Односоставные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 1.Систематизировать и обобщить теоретические  знания о видах односоставных предложений.                                  

 2. Совершенствовать умения различать виды односоставных предложений, самостоятельно составлять предложения заданного вида и использовать их в речи

 3. Воспитывать  культуру  речи, интерес к изучению русского языка.

Тип урока: закрепление пройденного учебного материала.

Форма урока:  комбинированный урок.

Оборудование: наглядно-иллюстративный материал по сюжету урока, карточки с заданиями для индивидуальной работы, сигнальные карточки, дифференцированное учебное задание по степени сложности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У: - Счастье в том, друзья мои, что мы говорим на этом удивительном языке наших предков, живем в России, где за каждым словом открывается целый мир, а наше воображение рисует удивительные картины. Эти картины радуют нас, заставляя дерзать, исследовать речь окружающих людей, внимательно вглядываться в строки книг. Каждое слово нашей речи наполняется очень глубоким смыслом.

    Обратите внимание на слова К.Г.Паустовского (плакат): «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и  названий». И сегодня на уроке загадочное и красивое слово СТЕПЬ поможет нам систематизировать и обобщить теоретические и практические знания о видах односоставных предложений.

      - В процессе повторения вы будете заполнять таблицу своих достижений на уроке, результаты которой помогут вам оценить свои знания и умения.

-  Итак, откройте тетради, запишите число.

На мой взгляд, это высказывание напоминает нам о том, что мы должны уметь выбирать и употреблять в речи точные и нужные слова для того, чтобы правильно и хорошо говорить.

2.Лексическая пятиминутка.

У: - Давайте подумаем, какой смысл имеет слово СТЕПЬ, каково его лексическое значение? Над этим вопросом работали наши филологи-исследователи. Вот что они выяснили:

  • Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даль дает такое толкование значения слова: «СТЕПЬ – безлесная и нередко безводная пустошь на огромном расстоянии, пустыни. Наши степи, на юге и на востоке, поросли ковылем, что и почитается принадлежностью степей; безлесье, незаселенный, кочевой простор».

 

  • Автор «Словаря русского языка» С.И.Ожегов дает следующее объяснение этого слова: «СТЕПЬ – безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата».

У: Задание: Составьте и запишите в тетрадь односоставное предложение со словом СТЕПЬ.

Ученик из группы филологов-исследователей знакомит одноклассников с толкова-нием слова СТЕПЬ в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля и в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.

3. Повторение. Фронтальный опрос.

У: - Какие предложения называются 

       односоставными?

     - На какие две основные группы они делятся?

     - Назовите виды предложения первой группы.

     - Кто составил предложение, которое можно отнести к первой группе? Аргументируйте свой ответ.

     - Как называются предложения второй

       группы?

    - Кто составил предложение, которое можно отнести ко второй группе? Аргументируйте свой ответ.

-Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.

- Все предложения делятся на две группы:  с одним главным членом – сказуемым, с одним главным членом–подлежащим.

- К первой группе относятся определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.

-Мое предложение

(например: Еду и любуюсь степью.) относится к первой группе, так как в нем  один главный член – сказуемое. В нем  деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Это предложение определенно-личное.

- Ко второй группе относятся назывные предложения.

-Мое предложение

( например: Степь с ковылем и чабрецом.) относится ко второй группе,  так как в нем один главный член – подлежащее. В нем  утверждается наличие предмета. Это назывное предложение.

4. Проверка знаний учащихся.

У:  - А теперь мы повторим и обобщим наши знания об односоставных предложениях, обращаясь к произведениям русских писателей и поэтов, которых она вдохновляла и которые отразили степь во всех ее красках через звук, шорохи, запахи трав, удивительные пейзажи. Перед вами лежат листочки с предложениями, взятыми из разных произведений. Возьмите ручки и подпишите листок. Это задание будем выполнять по вариантам.

Задание для первого варианта – отметить определенно-личные предложения;

  Задание для второго варианта – отметить неопределенно-личные предложения;

    Задание для третьего варианта – отметить безличные предложения;

Задание для четвертого  варианта – отметить назывные предложения.

1. Потом его в степи без чувств нашли.    (М.Ю.Лермонтов.) 

2. Мелколесье. Степь и дали.

Свел луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.  (С.Есенин.)

3. Спускается солнце за степи,

Вдали золотится ковыль. (А.К.Толстой.)                                             

4. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. (М.С.Бубеннов.) 

5. Степь широко на просторе

Поперек и  вдоль лежит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит. (П.А.Вяземский.)   

6. Сухой овраг. Выжженная степь. (А.Н.Толстой.)

7. В  степи нет грибов… (С.Аксаков)

8. Мне снятся костры в запорожской весенней степи. (В. Луговской.)

9. Приди в такую степь ранним утром, посмотри кругом, прислушайся к ее голосу – и ничего лучшего на свете не захочешь, а захочешь остаться в ней на веки вечные. (М.Д.Соколов.)

10. Голодные знойные степи…(А.Марков.)

11. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли. (М.А.Шолохов.) 

12. Можно было различить самый отдаленный курган в степи. (И.Бунин.)                                                                                                                                                                                                               

13. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез. (М.Ю.Лермонтов.)

У: - Закончили работу? Возьмите карандаш в руки и проверьте свои ответы, сверяя их с записью на доске.

1в-  9, 13

2в-  1, 11

3в-  4, 7, 12

4в-  2, 5, 10

5. Работа с учебником в парах с последующей взаимопроверкой.

У: - 1вариант – выполнение упражнения 235 на стр.99 учебника «Практика»»

2 вариант – выполнение упражнения 236  на стр. 100 учебника «Практика»

6. Творческое задание.

У: Жители степей, чтобы утолить жажду и легче переносить жару, пьют чай. Этот чай не совсем такой, к которому привыкли мы с вами. Называется он – калмыцкий.

      Вы должны были ознакомиться с рецептом приготовления этого напитка. И сейчас вам необходимо записать рецепт этого чая, используя односоставные предложения.

7. Проверка задания:

У: - Записали? Прочтите, пожалуйста.

А вы, ребята, послушайте внимательно и скажите, в каком рецепте было использовано больше односоставных предложений.

У: - Ребята. У вас на парте карточки с цифрами от 1 до 4. Сейчас вам еще раз один из обучающихся прочитает рецепт по предложениям, а вы определите их вид и поднимите карточку с соответствующим номером.

1- определенно-личное,

2- неопределенно-личное,

3- безличное,

4- назывное.

8. Итоги урока

У: Итак, ребята, сегодня мы с вами повторили все, что вы знаете об односоставных предложениях. Каждый из вам смог убедиться, насколько хорошо подготовлен, какие остались пробелы, над чем нужно еще поработать, что повторить.

В процессе урока вы заполняли таблицы своих достижений,  давайте проанализируем их результаты.

Оценки за урок проводит учитель.

9. Домашнее задание:

У: Степь – назывное предложение, за которым целый мир. И домашнее задание будет тесно связано с этим словом. У каждого из вас на столе листок с напечатанными заданиями. Их 3. Вам предлагается на выбор свой уровень задания:

1. Написать миниатюру на тему «Степь» по своим личным впечатлениям.

2.Написать начало рассказа, используя односоставные предложения для лаконичного изображения места и времени действия, пейзажа, обстановки.

3. Написать зарисовку, миниатюру, выбрав заголовок:

а) «Путешествие по  степи.»

б) «О чём я думаю, когда  нахожусь в степи»

в) « Необыкновенное  утро».

Желаю вам творческих успехов.

Дифференцированная  работа 

Обучающиеся выполняют задание и проводят взаимопроверку.

Обучающиеся выполняют задания по развитию речи

Учащиеся зачитывают записи своих рецептов.

Работа с сигнальными карточками.

Дифференцированные задания в тетрадях.

  Литература:

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева,  Л.Д.Чеснокова-14-е изд., стереотип. _ М. : Дрофа,2005.

2.  В.В. Бабайцева. Русский язык Синтаксис и пунктуация. М. Просвещение,1979.

3.  Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык,1984.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М. : Русский язык,1989.

5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. –Ч.III. Синтаксис. Пунктуация. – М. : Просвещение,1981.

6. Использован  материал из произведений:   К.Г. Паустовского,  М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, С. Есенина, М.С. Бубеннова, П.А. Вяземского, А.Н. Толстого, С. Аксакова, В. Луговского,  М.Д. Соколова, А. Маркова,  М.А. Шолохова, И. Бунина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Односоставные предложения»



Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения».


Цели урока:

1.Систематизировать и обобщить теоретические знания о видах односоставных предложений.

2. Совершенствовать умения различать виды односоставных предложений, самостоятельно составлять предложения заданного вида и использовать их в речи

3. Воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка.


Тип урока: закрепление пройденного учебного материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование: наглядно-иллюстративный материал по сюжету урока, карточки с заданиями для индивидуальной работы, сигнальные карточки, дифференцированное учебное задание по степени сложности.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

У: - Счастье в том, друзья мои, что мы говорим на этом удивительном языке наших предков, живем в России, где за каждым словом открывается целый мир, а наше воображение рисует удивительные картины. Эти картины радуют нас, заставляя дерзать, исследовать речь окружающих людей, внимательно вглядываться в строки книг. Каждое слово нашей речи наполняется очень глубоким смыслом.

Обратите внимание на слова К.Г.Паустовского (плакат): «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». И сегодня на уроке загадочное и красивое слово СТЕПЬ поможет нам систематизировать и обобщить теоретические и практические знания о видах односоставных предложений.

- В процессе повторения вы будете заполнять таблицу своих достижений на уроке, результаты которой помогут вам оценить свои знания и умения.

- Итак, откройте тетради, запишите число.





На мой взгляд, это высказывание напоминает нам о том, что мы должны уметь выбирать и употреблять в речи точные и нужные слова для того, чтобы правильно и хорошо говорить.



















2.Лексическая пятиминутка.


У: - Давайте подумаем, какой смысл имеет слово СТЕПЬ, каково его лексическое значение? Над этим вопросом работали наши филологи-исследователи. Вот что они выяснили:

  • Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даль дает такое толкование значения слова: «СТЕПЬ – безлесная и нередко безводная пустошь на огромном расстоянии, пустыни. Наши степи, на юге и на востоке, поросли ковылем, что и почитается принадлежностью степей; безлесье, незаселенный, кочевой простор».


  • Автор «Словаря русского языка» С.И.Ожегов дает следующее объяснение этого слова: «СТЕПЬ – безлесное, бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата».

У: Задание: Составьте и запишите в тетрадь односоставное предложение со словом СТЕПЬ.




Ученик из группы филологов-исследователей знакомит одноклассников с толкова-нием слова СТЕПЬ в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля и в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.









3. Повторение. Фронтальный опрос.


У: - Какие предложения называются

односоставными?




- На какие две основные группы они делятся?





- Назовите виды предложения первой группы.





- Кто составил предложение, которое можно отнести к первой группе? Аргументируйте свой ответ.








- Как называются предложения второй

группы?


- Кто составил предложение, которое можно отнести ко второй группе? Аргументируйте свой ответ.









-Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.


- Все предложения делятся на две группы: с одним главным членом – сказуемым, с одним главным членом–подлежащим.


- К первой группе относятся определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.


-Мое предложение

(например: Еду и любуюсь степью.) относится к первой группе, так как в нем один главный член – сказуемое. В нем деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Это предложение определенно-личное.


- Ко второй группе относятся назывные предложения.


-Мое предложение

( например: Степь с ковылем и чабрецом.) относится ко второй группе, так как в нем один главный член – подлежащее. В нем утверждается наличие предмета. Это назывное предложение.


4. Проверка знаний учащихся.

У: - А теперь мы повторим и обобщим наши знания об односоставных предложениях, обращаясь к произведениям русских писателей и поэтов, которых она вдохновляла и которые отразили степь во всех ее красках через звук, шорохи, запахи трав, удивительные пейзажи. Перед вами лежат листочки с предложениями, взятыми из разных произведений. Возьмите ручки и подпишите листок. Это задание будем выполнять по вариантам.

Задание для первого варианта – отметить определенно-личные предложения;

Задание для второго варианта – отметить неопределенно-личные предложения;

Задание для третьего варианта – отметить безличные предложения;

Задание для четвертого варианта – отметить назывные предложения.


1. Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю.Лермонтов.)


2. Мелколесье. Степь и дали.

Свел луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы. (С.Есенин.)


3. Спускается солнце за степи,

Вдали золотится ковыль. (А.К.Толстой.)


4. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось. (М.С.Бубеннов.)


5. Степь широко на просторе

Поперек и вдоль лежит,

Словно огненное море

Зноем пышет и палит. (П.А.Вяземский.)


6. Сухой овраг. Выжженная степь. (А.Н.Толстой.)


7. В степи нет грибов… (С.Аксаков)


8. Мне снятся костры в запорожской весенней степи. (В. Луговской.)


9. Приди в такую степь ранним утром, посмотри кругом, прислушайся к ее голосу – и ничего лучшего на свете не захочешь, а захочешь остаться в ней на веки вечные. (М.Д.Соколов.)


10. Голодные знойные степи…(А.Марков.)


11. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли. (М.А.Шолохов.)


12. Можно было различить самый отдаленный курган в степи. (И.Бунин.)


13. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез. (М.Ю.Лермонтов.)


У: - Закончили работу? Возьмите карандаш в руки и проверьте свои ответы, сверяя их с записью на доске.


1в- 9, 13

2в- 1, 11

3в- 4, 7, 12

4в- 2, 5, 10



5. Работа с учебником в парах с последующей взаимопроверкой.


У: - 1вариант – выполнение упражнения 235 на стр.99 учебника «Практика»»

2 вариант – выполнение упражнения 236 на стр. 100 учебника «Практика»


6. Творческое задание.


У: Жители степей, чтобы утолить жажду и легче переносить жару, пьют чай. Этот чай не совсем такой, к которому привыкли мы с вами. Называется он – калмыцкий.

Вы должны были ознакомиться с рецептом приготовления этого напитка. И сейчас вам необходимо записать рецепт этого чая, используя односоставные предложения.


7. Проверка задания:


У: - Записали? Прочтите, пожалуйста.

А вы, ребята, послушайте внимательно и скажите, в каком рецепте было использовано больше односоставных предложений.


У: - Ребята. У вас на парте карточки с цифрами от 1 до 4. Сейчас вам еще раз один из обучающихся прочитает рецепт по предложениям, а вы определите их вид и поднимите карточку с соответствующим номером.

1- определенно-личное,

2- неопределенно-личное,

3- безличное,

4- назывное.


8. Итоги урока

У: Итак, ребята, сегодня мы с вами повторили все, что вы знаете об односоставных предложениях. Каждый из вам смог убедиться, насколько хорошо подготовлен, какие остались пробелы, над чем нужно еще поработать, что повторить.

В процессе урока вы заполняли таблицы своих достижений, давайте проанализируем их результаты.

Оценки за урок проводит учитель.



9. Домашнее задание:


У: Степь – назывное предложение, за которым целый мир. И домашнее задание будет тесно связано с этим словом. У каждого из вас на столе листок с напечатанными заданиями. Их 3. Вам предлагается на выбор свой уровень задания:

1. Написать миниатюру на тему «Степь» по своим личным впечатлениям.

2.Написать начало рассказа, используя односоставные предложения для лаконичного изображения места и времени действия, пейзажа, обстановки.

3. Написать зарисовку, миниатюру, выбрав заголовок:

а) «Путешествие по степи.»

б) «О чём я думаю, когда нахожусь в степи»

в) « Необыкновенное утро».

Желаю вам творческих успехов.

















Дифференцированная работа






































































Обучающиеся выполняют задание и проводят взаимопроверку.





Обучающиеся выполняют задания по развитию речи










Учащиеся зачитывают записи своих рецептов.




Работа с сигнальными карточками.


































Дифференцированные задания в тетрадях.












Литература:


1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова-14-е изд., стереотип. _ М. : Дрофа,2005.

2. В.В. Бабайцева. Русский язык Синтаксис и пунктуация. М. Просвещение,1979.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык,1984.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М. : Русский язык,1989.

5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. –Ч.III. Синтаксис. Пунктуация. – М. : Просвещение,1981.

6. Использован материал из произведений: К.Г. Паустовского, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, С. Есенина, М.С. Бубеннова, П.А. Вяземского, А.Н. Толстого, С. Аксакова, В. Луговского, М.Д. Соколова, А. Маркова, М.А. Шолохова, И. Бунина.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок Односоставные предложения

Автор: Орлова Любовь Георгиевна

Дата: 23.03.2016

Номер свидетельства: 309282

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "открытый урок "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108833"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403872342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Открытый урок. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_odnosostavnye_predlozheniia_s_glavnym_chlenom_skazuemym_opredelenn"
    ["file_id"] => string(6) "569704"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610310577"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация к уроку односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia_k_uroku_odnosostavnyie_priedlozhieniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "450862"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516280931"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "обобщающий урок по теме Односоставные предложения "
    ["seo_title"] => string(63) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "128715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415552511"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по русскому языку на тему " Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_odnosostavnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "382306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства