Урок русского языка в 8 классе (по традиционной структуре)
Назывные предложения
Программой этой теме отводится мало времени, поэтому при уроке-закреплении нужно добиться того, чтобы обучаемые не только легко обнаруживали этот вид предложений в тексте, но и использовали его в собственной речи. А для этого необходимо, чтобы они знали, в каких случаях употребляются назывные предложения: при описании картин природы и быта, быстро и неожиданно сменяющихся явлениях и событиях. Определяющей особенностью этих предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя. Эти предложения делают речь лаконичной и эмоциональной. Назывные (номинативные – от nominativus «именительный падеж») предложения произносятся с интонацией выделения тех картин, на которые хочется обратить внимание, их не следует читать тоном перечисления.
Эти теоретические положения берутся мною за основу в работе над назывными предложениями, с учётом которых и разработаны предлагаемые упражнения к уроку (материалы можно отобрать по интересу учителя и возможностей класса).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Назывные предложения »
Урок русского языка в 8 классе (по традиционной структуре)
Назывные предложения
Программой этой теме отводится мало времени, поэтому при уроке-закреплении нужно добиться того, чтобы обучаемые не только легко обнаруживали этот вид предложений в тексте, но и использовали его в собственной речи. А для этого необходимо, чтобы они знали, в каких случаях употребляются назывные предложения: при описании картин природы и быта, быстро и неожиданно сменяющихся явлениях и событиях. Определяющей особенностью этих предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя. Эти предложения делают речь лаконичной и эмоциональной. Назывные (номинативные – от nominativus «именительный падеж») предложения произносятся с интонацией выделения тех картин, на которые хочется обратить внимание, их не следует читать тоном перечисления.
Эти теоретические положения берутся мною за основу в работе над назывными предложениями, с учётом которых и разработаны предлагаемые упражнения к уроку (материалы можно отобрать по интересу учителя и возможностей класса).
I. Начало урока (после темы и целей урока): перепишите следующие тексты, подчёркивая назывные предложения, выразительно прочитайте их. Подумайте, какая картина воссоздаётся с помощью этих предложений.
1. Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю… (Н.)
2. Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям… (Н.)
3. День погожий. Тихо, Сухо.
Предвечерний час.
На крыльцо сидит старуха
И ведёт рассказ. (Исак.)
4. Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет. (Б.)
5. Ночлег в пути,
Ребята спят,
Зарывшись в глубь
кибитки. (Твард.)
6. Скрылась хата за пригорком.
Мчатся санки прямиком.
Поворот, усадьба Горки,
Сад, подворье, белый дом. (Твард.)
Обращаем внимание на интонацию при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения: при нескольких – продолжительная пауза, ровное спокойное чтение.
II. Основная часть урока. При закреплении темы обучаемые могут приобрести умение составлять распространённые назывные заголовки. Для этого приводятся упражнения типа:
1. Посмотрите рисунки. Затем внимательно прочитайте предложения. Определите их вид. Запишите в тетрадь предложения так, чтобы каждое из них отражало содержание определённого рисунка. Начните с первого рисунка.
Предложения:
Мороз и солнце, день чудесный! (П.)
Осенний ветер и осенний дождь. (Сурк.)
Золотые нивы, гладь да блеск озёр, светлые заливы.
Без конца простор. (Ник.)
2. Распространите данные назывные предложения пояснительными словами. Запишите их и подчеркните.
1) Весна! Солнце и зелень.
2) Мастерская. Станки. Изделия.
3. Напишите аннотацию к недавно прочитанной вами книге по схеме:
1) Автор книги.
2) Её название и объём.
3) Издательство и год издания.
4) Краткое содержание книги.
5) Отзыв о ней.
Размер аннотации не более 20 строк. Назывные предложения подчеркните.
4. Творческая работа по группам - поэтическая зарисовка (тема на выбор): «Идёт волшебница зима»; «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе»; «День чудесный!»
Перед выполнением такого задания читается стихотворение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыхание…» и отзыв о нём Л.Н. Толстого: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
III. Обобщение по теме. Закрепив материал о назывных предложениях, проводится работа обобщающего характера - упражнение учащихся в определении видов простого предложения в контексте (все задания легко и быстро выполняются посредством привлечения электронных информационно-коммуникативных технологий: персонального компьютера, мультимедиа, интерактивную доску).
1. Определите виды простых предложений в цифровом порядке, например: 1-о/л; 2-н/л; 3-б/л; 4-наз.
Первое апреля
Птичье щебетанье,
Тиканье капели.
Всходит утро раннее
Первого апреля.
В этот день улыбчивый
Жить без шуток плохо.
Если ты обидчивый,
Вспыльчивый, забывчивый,
Хмурый, неуживчивый,
Берегись подвоха. (Берестов)
2. Отгадайте загадку. Запишите её, определите типы простых предложений и надпишите их названия.
Одно на поляне, другое в кармане,
Вот слово. Для решения
В нём отыщите два значения:
Несётся первое к реке,
Другое щелкнуло в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там всё время ни гугу. (Ключ)
3. Проанализируйте начало (5 четверостиший) второй части поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», определите виды простых предложений.
Морозно. Равнины белеют под снегом,
Чернеется лес впереди,
Савраска плетётся ни шагом, ни бегом,
Не встретишь души на пути.
Как тихо! В деревне раздавшийся голос
Как будто у самого уха гудёт.
О корень древесный запнувшийся полоз
Стучит, и визжит, и за сердце скребёт.
Кругом – поглядеть нету мочи –
Равнина в алмазах блестит…
У Дарьи слезами наполнились очи,
Должно быть, их солнце слепит.
В полях было тихо, но тише
В лесу и как будто светлей.
Чем дале – деревья всё выше,
А тени длинней и длинней.
Деревья, и солнце, и тени,
И мёртвый, могильный покой…
Но – чу! Заунывные пени,
Глухой, сокрушительный вой! (Н.)
4. Заполните схему составленными вами предложениями по образцу (можно предложить электронный вариант для быстрой проверки знаний отдельного ученика, при работе в м/группах):
Личные
Неопределённо-личные
Безличные
Назывные
1. Мороз становится сильнее.
Рассказывали о сильных морозах в Сибири.
Сильно морозит.
Сильный мороз.
2.
В СМИ передавали о лучших спортсменах Олимпийских игр в Ванкувере.
3.
Сестре надо было написать сочинение.
4.
Российские космические корабли.
Для справок учителю:
Личные
Неопределённо-личные
Безличные
Назывные
1. Мороз становится сильнее.
Рассказывали о сильных морозах в Сибири.
Сильно морозит.
Сильный мороз.
2. Лучшими спортсменами на олимпийских играх оказались канадские чемпионы.
В СМИ передавали о лучших спортсменах Олимпийских игр в Ванкувере.
Из средств массовой информации можно узнать много интересного о достижениях олимпийских спортсменов.
Лучшие спортсмены олимпиады – 2010.
3. Сестра написала сочинение
Сочинение сначала пишут начерно, а потом набело.
Сестре надо было написать сочинение.
Домашнее сочинение.
4. Российские космические корабли приземлились успешно.
Прочитайте об успешном приземлении российских космических кораблей.
Не могло быть сомнений в успешном приземлении российских космических кораблей.
Российские космические корабли.
5. Заполните таблицу примерами. Подчеркните главные члены предложения.
Виды простых предложений с одним главным членом
1. Определённо-личное
2. Неопределённо-личное
3. Обобщённо-личное
4. Безличное
5. Назывное
Для справок учителю:
Виды простых предложений с одним главным членом
1. Определённо-личное
Люблю тебя, Петра творенье!
2. Неопределённо-личное
Возле нашей школы строится большой стадион.
3. Обобщённо-личное
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4. Безличное
Рассвело. Землю запушило снегом.
5. Назывное
Осень. Желтеющие листья.
IV. Подготовка к домашней работе: искусствоведческое эссе «Летний день. Залитая солнцем комната…» (по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»). Как вариант возможно представление картин других известных русских художников. Очень интересно проходит такая работа по картинам И.Репина и И.Шишкина. Сопутствующее задание: определить вид используемых в тексте односоставных предложений.
Дополнительные сведения для углублённого изучения темы: цепочка номинативных предложений может подаваться не через точку, восклицательные и вопросительные знаки, но и через запятые. В этом случае целесообразно говорить о стилистической фигуре – антипарцелляции (с понятием парцелляции ранее знакомились). Фигура номинативов может строить целый текст: