Тема: Назывные предложения. Односоставные предложения (обобщение).
Цели:
- Дать понятие о назывных предложениях;
- Научить употреблять назывные предложения в связной речи;
- Обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставных предложениях;
- Организовать речевую практику учащихся;
- Совершенствовать навыки употребления односоставных предложений в связной речи;
- Опираясь на соответствующие тексты, воспитывать чувство прекрасного.
Оформление: таблицы, наглядные материалы.
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
- Орфографическая минутка.
Словарный диктант: Волшебный, волшебник, волшебство, великолепный, необыкновенный, жилье, природа.
- Повторение изученного.
- Проверка домашнего задания (чтение записанных дома предложений и называние грамматической основы);
- Переделать двусоставные предложения в безличные:
Я не могу заснуть.
Я боюсь.
Он сегодня заболел.
Ветер унес лодку.
- В чем особенность безличных предложений? Чем выражается сказуемое в безличных предложениях?
- Объяснение нового материала.
Нахождение грамматической основы в предложениях.
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль, голубые льды.
Голубые на снегах следы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки.
Повторение понятия «подлежащее»
- Что такое «подлежащее»?
- Какими частями речи оно выражается?
Слово учителя о назывных предложениях.
- Закрепление изученного.
Упражнение 290. Чтение текста, нахождение односоставных назывных предложений.
Упражнение 292. Чтение текста, выписывание выделенных предложений и подчеркивание грамматической основы.
Упражнение 291. Нахождение назывных предложений.
-
- Повторение односоставных предложений.
- Чем отличается двусоставное предложение от односоставного?
- Назовите виды односоставных предложений.
- Чем отличаются эти предложения:
Село было безлюдно. В селе было безлюдно. Темная ночь. Ночь темная. Темнота. Темно.
- Замените в предложении «В библиотеку поступили новые книги» слово «поступили» глаголом «получили» Что изменилось?
- Самостоятельная работа (по карточкам)
1 группа:
Заменить двусоставные предложения возможными односоставными.
Платье шьется из ткани.
Музей закрывается в 7 часов.
Я должен позвонить домой.
Я сегодня плохо работаю.
С кем я должен посоветоваться?
2 группа:
Найти грамматическую основу, определить вид предложений.
Люблю Отчизну я.
Чужим умом в люди не выйдешь.
После оттепели сильно подморозило.
Высокий дом окружен забором.
Отпахали, отмололи, откосили на селе.
3 группа:
Переписать предложения и подчеркнуть грамматические основы.
Тихо. Не может быть тише.
Слышно, как всходит трава.
Ночь тишину чуть колышет,
Сладкие шепчет слова. (В. Мордань.)
- Обобщение изученного. Определить какое это предложение односоставное или двусоставное.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: упражнение 293, 294 - письменно, 297 – устно; повторить односоставное предложение, подготовиться к контрольной работе.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Назывные предложения. Односоставные предложения (обобщение).»
Тема: Назывные предложения. Односоставные предложения (обобщение).
Цели:
Дать понятие о назывных предложениях;
Научить употреблять назывные предложения в связной речи;
Обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставных предложениях;
Организовать речевую практику учащихся;
Совершенствовать навыки употребления односоставных предложений в связной речи;
Опираясь на соответствующие тексты, воспитывать чувство прекрасного.
Оформление: таблицы, наглядные материалы.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Орфографическая минутка.
Словарный диктант: Волшебный, волшебник, волшебство, великолепный, необыкновенный, жилье, природа.
Повторение изученного.
Проверка домашнего задания (чтение записанных дома предложений и называние грамматической основы);
Переделать двусоставные предложения в безличные:
Я не могу заснуть.
Я боюсь.
Он сегодня заболел.
Ветер унес лодку.
В чем особенность безличных предложений? Чем выражается сказуемое в безличных предложениях?
Объяснение нового материала.
Нахождение грамматической основы в предложениях.
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль, голубые льды.
Голубые на снегах следы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки.
Повторение понятия «подлежащее»
- Что такое «подлежащее»?
- Какими частями речи оно выражается?
Слово учителя о назывных предложениях.
Закрепление изученного.
Упражнение 290. Чтение текста, нахождение односоставных назывных предложений.
Упражнение 292. Чтение текста, выписывание выделенных предложений и подчеркивание грамматической основы.
Упражнение 291. Нахождение назывных предложений.
Физкультминутка.
Повторение односоставных предложений.
- Чем отличается двусоставное предложение от односоставного?
- Назовите виды односоставных предложений.
- Чем отличаются эти предложения:
Село было безлюдно. В селе было безлюдно. Темная ночь. Ночь темная. Темнота. Темно.
- Замените в предложении «В библиотеку поступили новые книги» слово «поступили» глаголом «получили» Что изменилось?
- Самостоятельная работа (по карточкам)
1 группа:
Заменить двусоставные предложения возможными односоставными.
Платье шьется из ткани.
Музей закрывается в 7 часов.
Я должен позвонить домой.
Я сегодня плохо работаю.
С кем я должен посоветоваться?
2 группа:
Найти грамматическую основу, определить вид предложений.
Люблю Отчизну я.
Чужим умом в люди не выйдешь.
После оттепели сильно подморозило.
Высокий дом окружен забором.
Отпахали, отмололи, откосили на селе.
3 группа:
Переписать предложения и подчеркнуть грамматические основы.
Тихо. Не может быть тише.
Слышно, как всходит трава.
Ночь тишину чуть колышет,
Сладкие шепчет слова. (В. Мордань.)
Обобщение изученного. Определить какое это предложение односоставное или двусоставное.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: упражнение 293, 294 - письменно, 297 – устно; повторить односоставное предложение, подготовиться к контрольной работе.