МБОУ СОШ с.Наровчат в селе Плесковка.
Тема урока: «Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: | Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец? (Ответы детей.) А вот слова старца: «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? Во-первых, сама жизнь. Во-вторых, не спешите. В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения. В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято. В-пятых, не жалейте сил и энергии. И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни». Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему? Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока. Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания. | Слушают притчу, анализируют ее содержание Учащиеся работают в тетрадях, заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения Критерии оценивания 9 – 10 правильных ответов – «5» 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 0 | 0 | 0 | + | 0 | + | + | 0 | + | 0 | 7 – 8 правильных ответов – «4» 5 – 6 правильных ответов – «3» менее 5 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!! | Личностные УУД: Регулятивные УУД: целеполагание контроль коррекция оценка Коммуникативные УУД: |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Упражнения на стадии вызова Правильно ли подчеркнуты члены предложения? Последний лист осени печально заглядывает в моё окно. Верно ли утверждение, что слово осень –определение? Мнения учащихся разделяются. Кто прав? Создается проблемная ситуация на уроке Организовывает работу в парах. - Что вы знаете об определении? Составьте кластер | Учащиеся аргументировано соглашаются или опровергают утверждение. Составляют кластер «Что мы знаем об определении?» и записывают его в тетрадь | Личностные УУД: Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
Постановка учебной задачи (проблемы) Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений; сформулировать тему урока; обозначить логическую необходимость изучения этой темы | Упражнения на стадии осмысления содержания Ребята, познакомьтесь с параграфом 42. На полях поставьте значки: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы -Какая информация для вас была новой? - Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Организовывает работу с презентацией к уроку. | Изучают материал учебника, на полях ставят значки: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы Учащиеся формулируют цели урока: 1. Узнать признаки, по которым можно определить, согласованное или несогласованное определение 2. Научиться находить согласованные и несогласованные определения в тексте Работа с презентациейучителя. | Личностные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: |
Построение проекта выхода из затруднения Цель: | - Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их по столбикам. Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, зеленеющая роща, ее наряд, береза напротив, первые листочки - Найдите согласованные и несогласованные определения, аргументируйте свой ответ. - организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определения согласованных и несогласованных определений | Работают в группах. 1 группа выписывает словосочетания с видом подчинительной связи согласование, 2 группа – управление, 3 группа – примыкание . Определяют, согласованные или несогласованные определения. Озвучивают пошагово свои действия по способу определения согласованных и несогласованных определений и оформляют алгоритм на доске: Определить вид подчинительной связи в словосочетании Между главным и зависимым словом связь согласование? Да Нет
Согласованное Несогласов. | Личностные УУД: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Первичное закрепление Цель: | Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, контроль за выполнением задания - Материал сегодняшнего урока будет необходим при сдаче ГИА, задание В2: замените словосочетание на бумажной ленте (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. - Что должен знать ученик выполняя задание В2? Выполняем упражнение 243. - Обратимся к упражнению 244. Что обозначает двойное подчеркивание зависимых слов в словосочетаниях : ткань с ворсом, ткань с отделкой, листья клёна? Чем оно вызвано? - А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: Правильно ли подчеркнуты члены предложения? Последний лист осени печально заглядывает в моё окно. Верно ли утверждение, что слово осень –определение? | Выполняют упражнение из учебника, проговаривая способ действия Учащиеся отмечают, что зависимое слово при имени существительном, которое по значению соотносится с глаголом или прилагательным, сохраняя значение и предмета, и действия, может рассматриваться как многозначный член конструкции, что и отражено в графическом обозначении его синтаксической роли Приводят примеры использования многозначных второстепенных членов, аргументируют свой выбор | Личностные УУД: Регулятивные УУД: контроль коррекция оценка Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка управление поведением партнера – контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить свое умение применять изученный способ; развивать умение самостоятельной проверки по эталону | Организовывает самостоятельную деятельность учащихся. Определите вид определения: 1) Где роза без шипов растет? 2) В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. (К. Паустовский.) 3) Немного дальше росла черемуха потолще. 4) Я совершенно утратил способность писать. 5) Это была обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. 6)Платье из тюля просвечивало на розовом теле. Ключи: согласованное определение – несогласованное определение | Работают самостоятельно, самооценивание по критериям: | Личностные УУД: Регулятивные УУД: |
Рефлексия деятельности Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание | Фронтальная беседа Чему был посвящен наш урок? Какие затруднения вы испытали? Что помогло вам их преодолеть? - Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность: – Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность: Кто научился различать согласованные и несогласованные определения, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 245 Кто научился различать согласованные и несогласованные определения и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся и согласованные, и несогласованные определения Задание для умников и умниц! Составить тест из 10 вопросов по аналогии с заданием В2 ГИА | | Личностные УУД: смыслообразование Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |