Тема: Несогласованные определения: выражение, место в
предложении
Цель: 1. Обобщение и систематизация знаний по
несогласованным определениям.
2.развитие мышления учащихся.
3. воспитание интереса к русскому языку.
Материал: карточки с заданиями, таблицы, опорные схемы.
Тип урока: урок- обобщение.
Ход урока
«Школа детективов»
- Орг. момент.
- Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня к нам в гости на урок пришли Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Они пришли не просто так. Уважаемые господа узнали, что учащиеся 8 класса нашей школы, т.е. мы завершили изучение темы «Согласованное и несогласованное определения». Шерлок Холмс и доктор Ватсон открывают Школу детективов и набирают в эту интересную школу учеников, но набирают только тех, кто хорошо знает русский язык, а особенно много- об определении. Вот вам и предстоит выдержать несколько испытаний, прежде чем некоторые из вас станут учениками этого учебного заведения.
Интересно? Попробуем? Тогда начнем!
Разделимся на три команды и начнем испытания. В жюри- Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
- Закрепление темы.
Испытание 1. Блиц-опрос проведет сам Шерлок Холмс.
Блиц-опрос
I команда
1.Какие члены предложения относятся к второстепенным?
2.На какие вопросы отвечает дополнение?
3.На какие виды делятся дополнения?
4.Какой частью речи выражается?
5.К какому члену предложения относится?
- команда
1.Какие члены предложения относятся к главным ?
2.На какие вопросы отвечает обстоятельство?
3.На какие виды делятся обстоятельства?
4.Какой частью речи выражается?
5.К какому члену предложения относится?
- команда
1.Какой группе членов предложения относится определение?
2.Назовите виды определении?
3.На какие вопросы отвечает определения?
4.Какой частью речи выражается определение?
5.От какого слова зависит определении?
Испытание 2.
Русский язык очень богат, в нем много интересных слов. Сейчас каждая команда получит карточку со словами. Ваша задача подобрать к каждому существительному прилагательное, согласуя их в роде, числе и падеже.
- команда II команда III команда
Какой? Какая? Какое?
… обычай … легенда … поколение
… случай … традиция … общество
… вывод … идея … открытие
… доклад … статья … сочинение
… материал … площадка … оборудование
Испытание 3.
Дорогие будущие детективы ! В ваших руках вновь карточки, А притаились в них определения. Ваша задача разобраться и написать вместо точек несогласованные определения.
- команда
На фасаде дома прикреплена доска …(из мрамора ). Турист … ( высокого роста ) остановился у дома с колоннами.
- команда
На нем была шляпа … ( из фетра ), костюм …(из шерсти), и рубашка …( из полотна). С ним была девочка …( лет четырнадцати ) и белая собачка английской породы.
- команда
Я люблю сок … ( из апельсина ). Мне очень нравиться песни …( казахского народа).
Испытание 4.
Ребята! У нас беда пропали буквы! Их срочно нужно вернуть, этим вы сейчас и займетесь.
Вспоминается мне ранн…, погаж… осень. Помню ранн…, свеж…, тих…, утро. Помню больш…, весь золот… сад, клёновые аллеи, тонк… аромат оповш… листвы и запах мед… и осенн…свежести. В предрассвет… саду далеко видна дорога к больш… шалашу.
Испытание 5.
Игра « Древо мудрости»
Работа с текстом Курмангазы.
1.Составьте вопрос к тексту
2. Выпишите из текста сначала несколько согласованных определений с определяемыми словами, потом – несогласованные определения с определяемыми словами.
3. Фонетический разбор слова любовь.
4. Разбор по составу слово безграничную.
5. Морфологический разбор существительного композитор.
6. Составить кластер.
7. Синтаксический разбор
.
Домбрист Музыкант
Курмангазы
Сочинитель Исполнитель Патриот
Испытание 6.
Игра «Найди свою половину»
Последнее испытание требует быстроты и собразительности.
- .Вывод. « Оставь последнее слово за мной»
Работа по таблице.
V. Подведение итогов.
Шерлок Холмс и доктор Ватсон ; Дорогие ребята ! Вы все нам очень понравились. Вы такие дружные, такие умные, сразу видно, что вы не просто просиживаете уроки в ожидании звонка. В вас есть желание учиться, есть любознательность.
И поэтому, посовещавшись, мы решили всех вас принять в нашу школу детективов.