Автор: Брант Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы. Казахстан, СКО, район им.Г.Мусрепова, КГУ «Березовская СШ»
8 класс
Тема урока: Обособление согласованных и несогласованных определений, выраженных причастными оборотами и именами прилагательными.
Цель: научиться обособлять согласованные и несогласованные определения в предложении.
Задачи: 1. Воспитывать культуру речи и поведения;
2. продолжить формирование навыков и умений, направленных на расстановку запятых при обособлении определений, повторить несогласованные определения; формировать читательскую грамотность;
3. развивать пунктуационную и орфографическую зоркость.
Оборудование: перфокарты, тесты, распечатанные задания на отдельных листах.
Ход урока
Вводно-мотивационный этап
На доске словосочетания: Рыжеволосая женщина - …
Сизокрылый голубь - …
Сформулируйте и запишите словосочетания по-другому, но при этом сохраните лексическое значение. Рыжеволосая женщина – женщина с рыжими волосами; сизокрылый голубь – голубь с сизыми крыльями. В каких словосочетаниях определение согласуется с зависимым словом в роде, числе и падеже? В каких не согласуется? Как называются такие определения?
Лексико-орфографическая разминка
На доске слова: эполеты, шлейф, мантия, папильотки, бузина, косоворотка, жабо, панталоны.
Проговариваем слова, находим значение незнакомых слов в толковом словарике, запоминаем написание, пишем по памяти. Если написано неправильно – переписываем заново.
Актуализация прежних знаний.
Проверка письменного домашнего задания (упр. 406 по учебнику «Русский язык» для 8 класса, 2012г. Э.Д.Сулейменова, О.Б. Алтынбекова). Выборочно проверить предложения № 1,4,7,10.
Проверка устного домашнего задания. Тест.
Укажи верное утверждение:
Если распространенное согласованное определение стоит после определяемого слова, то:
А) его нужно обособить
Б) не нужно обособлять
2. Если согласованные определения соединены союзом И и стоят после определяемого слова, то:
А) их не нужно обособлять
Б) их нужно обособить
3. Если согласованные одиночные или распространенные определения стоят перед определяемым словом и относятся при этом к местоимению или имени собственному, то:
А) их нужно обособить
Б) не нужно обособлять
(самопроверка по ключу на доске)
III. Формирование умений и навыков
1. Задание с перфокартами в 2-х вариантах.
(взаимопроверка по ключам, распечатаны на партах).
2.Вопросы.
В каких предложениях есть несогласованные определения? (с пушком, изразцами синего цвета с изображениями драконов, в блестящих эполетах, с длинным шлейфом, в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и папильотках) В каких предложениях вы встретились с новыми словами, которые узнали сегодня на уроке?
3.Упражнение 429. Работа с микротекстом. (Задание направлено на формирование читательской грамотности и подготовку к международному исследованию PISA)
Прочитайте микротекст. Используйте рассказ, приведенный выше, для ответа на следующие вопросы.
Что было подарено Насте?
а) шерстяной шарфик небесно-голубого цвета
б) вязаные пуховые варежки со снежинкой
в) шерстяную шапочку с заячьими ушами
г) теплые носки с широкой резинкой
2. Санечка является:
а) сыном Насти
б) сыном Даши
в) племянником Даши
г) младшим братом Насти
3. В конце рассказа Настя произносит: «Хорошо, в гости». Что она имела в виду?____________________________________________________________
4.Как вы думаете, где работает Настя? Объясните свои предположения.
_____________________________________________________________________
5.В ходе разговора Даша поправила мальчика: «Надевать, Санечка, не одевать, а надевать». Что хотела сказать этим Даша?
_____________________________________________________________________
6.Сформулируйте правило, которое обговаривается персонажами рассказа. Как называется это явление в русском языке?_______________________________________________________________
7.Составьте свои предложения с глаголами «надеть» и «одеть», используя слова из лексико-орфографической разминки._________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Задание домашней работы. Из упражнения 429 выписать все согласованные и несогласованные определения, темы 35-36, учить правило.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Напишите на стикерах, какая работа на уроке вам особенно понравилась?
Комментирование оценок.