Этапы урока | Содержание урока | Методы и прёмы | Действия учителя | Действия ученика |
I.Организационный | Запись числа, темы урока
| | Мобилизация внимания школьников. | Быстрое включение в деятельность. |
II.Целеполагание: | На этом уроке мы начинаем изучение второстепенного члена предложения-определения. Вспомним, что такое определение, узнаем, какими они бывают. Мы научимся находить в предложении определения и уместно употреблять их в речи. Проанализируйте формулировку темы урока. Определите, что вы уже знаете и что вам предстоит узнать. | Словесный | Акцентирует внимание на понимание формулировки темы, предлагает обсудить ,каким путём идти к реализации поставленных задач. | Самостоятельно проводят оценку своих знаний : знаю, предстоит узнать. Намечают план пути для реализации, обсуждают формы работы на уроке. |
II.Актуализация знаний. | Распределительный диктант (3 человека у доски заполняют таблицу). Заполните таблицу, распределяя словосочетания по способу связи. Праздничная иллюминация, иллюстрации лектора, искусство строить, современные аттракционы, аллегории в басне, комиссия построже, талантливые режиссёры, ассистент экзаменатора, территория слева, профессия режиссёра, конгресс сторонников мира. Какая орфограмма повторяется в каждом словосочетании? (удвоенная согласная | Практическое упражнение. Анализ языковых единиц. | Постановка конкретной учебной задачи: какие знания понадобятся, чтобы выполнить задание? | Анализируют, делают выводы на основе имеющихся знаний. |
III.Ввод новых знаний. | Работа по заполненной в ходе распределительного диктанта таблице. В чём сходство всех словосочетаний в таблице? Обратите внимание на смысловую связь в них (во всех словосочетаниях общее грамматическое значение – определительное, зависимые слова отвечают на вопрос какой?). Какую синтаксическую роль в предложении будут играть все зависимые слова? Подчеркните их как члены предложения (определения). Какими же частями речи могут быть выражены определения? Какие из данных частей речи согласуются с главным словом в роде, числе и падеже? (1 столбик) Какие - не согласуются? (2 и 3 столбики) http://www.fcior.edu.ru/card/389/vtorostepennye-chleny-predlozheniya.html
| Наблюдение. Создание проблемной ситуации. Медиаресурс | Предлагает детям проблемные вопросы. Предлагает выполнить практическое задание ,сделать вывод после исследования материала. | Дети включаются в решение поставленных задач, предлагают свои ответы, имеют возможность совместно обсудить. Выводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия. Включаются в работу, производят анализ и делают выводы. |
IV.Закрепление. | Первичная проверка понимания и закрепления знаний. 1.Выполнение упр. 134. Изучите таблицу, расскажите о способах выражения несогласованного определения.
2 . Упражнение на умение различать согласованные несогласованные определения: Упр.136 ( 1-3)
3.Заменить согласованные определения несогласованными: Третьяковская галерея, двухэтажное здание, церковная ограда, к южной стене, лесная опушка, ситцевое платье, хрустальная ваза, фарфоровая чашка. 4.Какое из утверждений является неверным? Несогласованное определение может быть выражено: А.Наречием. Б.Инфинитивом. В.Именем существительным. Г.Причастием. Д. Прилагательным в сравнительной степени.
| Объяснительно-иллюстр. Репродуктивный. Решение частной синтаксической задачи. Тестирование. Карточки. | Организует детей на выполнение практической части урока по усвоению новых знаний, побуждая к осознанному выбору детьми форм и способов деятельности. Предлагая задание, учитель определяет задачи на перспективу: тесты ГИА. Организует самостоятельную работу. | Продумывают и определяют свои действия, намечают формы работы. Коллективно выполняют упражнение с последующей проверкой. Отрабатывают умения на различение определений. Работают в парах. Имеют возможность обсуждения и взаимопроверки. Самоконтролируют свои знания, сверяя по контр.ключу. |
V.Контроль и самопроверка знаний. | 1.Упражнение : определить, каким членом предложения является глагол в неопределённой форме. Стремление учиться не оставляло его. Врач советовал больному лечь в больницу. Весною Дерсу собирался вернуться к месту прежней стоянки. 2.Упр.136 (с 4 предл.)(Синтаксическая функция глагола в предложении.) 3.Задание на творческом уровне: Составить словосочетания с согласованными и несогласованными определениями по картине «Девочка с шишками» для устного словесного рисования. | Исследовательские. Решение частной синтаксической задачи. Эвристический. Словесное рисование. | Организует самостоятельную работу, мотивируя на выполнение. Имеет возможность работать индивидуально, помочь, проконсультировать, но ни в коем случае не подсказать! | Определяют задачи выполнения, намечают собственную траекторию деятельности. |
VI.Итоги урока. Рефлексия. | Что называется определением? - Какими бывают определения? - Какую роль играют определения в художественном тексте? -Достигнуты ли намеченные задачи урока? -Что удалось? На что надо было бы обратить большее внимание? -Какая форма и вид деятельности понравились? | Беседа. | Благодарит детей за работу, даёт анализ деятельности класса в целом и отмечает положительные моменты. В заключение определяет нерешённые вопросы и предлагает вернуться к ним на следующем уроке. | Подводят итог урока, строят монологически ответ. Отмечают, что удалось на уроке, что хотели бы изменить. |
VI.Домашнее задание. | Учебник стр.68-71 (теория); упр.138 или 137 (дифференцированно). | | Ставит цели, разъясняет критерии успешного выполнения задания | Имеют право выбора, исходя из своих возможностей. |