kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Обособление несогласованных определений."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: Обособление несогласованных определений
Цели: расширить знания об обособленных определениях; познакомить с условиями обособления несогласованных определений; совершенствовать умение на практике определять все условия обособления определений.
Оборудование: сигнальные карточки со знаками «+» и «-»; зеленого и красного цветов.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня вы закупите навык обособления согласованных определений, познакомитесь с условиями обособления несогласованных определений, поупражняетесь в записи предложений с несогласованными и согласованными определениями.
2.Проверка домашнего задания.
Вначале опрос по теоретическому материалу § 172, затем проверка упражнений 335 и 336.
3.Предупредительный диктант.
Дома вы готовили устно упражнение 334 для предупредительного диктанта. Проанализируйте орфограммы и пунктограммы в предложениях.
Закройте учебники. Напишите диктант.
Подпишите лис-очки с диктантом и сдайте на проверку.
4.Объяснение нового материала.
Рассмотрите внимательно предложения, записанные на доске.
Д- 1) В длинном своем платье, со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными кудрями, вошла она в переднюю.
2) Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок.
3)Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз.
4) В кухне молодая женщина, в платочке и калошах на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно.
Скажите, какие определения встречаются в этих предложениях. Назовите примеры согласованных и несогласованных определений.
Учитывая сделанные обозначения в предложениях, какие условия обособления несогласованных определений вы можете назвать?
Откройте п.193, с.205 учебника теория. Прочитайте в нём сформулированы правила обособления несогласованных определений и проанализируйте примеры.
5. Закрепление нового материала.
5.1Объяснительный диктант.
1) Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской улицы. {И. Соколов-Микитов.) 2) Небо застыло, черное, глухое, в тусклых звездах, задернутых реденьким туманом. (Б. Полевой.) 3) Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках, и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульварам. (Л. Толстой.) А) В новых кителях, с блестящими погонами и кортиками, они выглядели молодо, красиво, приветливо. (А. Первенцев.)
Работа с учебником.
Устное выполнение упражнения 339 в учебнике «Практи ка» на с. 148.
Выполнение упражнения 340.
- Прочитайте выразительно текст. Определите тип и сгиш. текста. Выпишите самостоятельно только предложения с обосоО ленными несогласованными определениями. Подчеркните их, гри фически обозначьте условия обособления.
-Проверка с комментированием.
Работа с сигнальными карточками.
У вас на партах сигнальные карточки двух типов: со знаками «+», «-» и зеленого и красного цветов.
Прослушав предложение, определите, какое в нем определение, и покажите согласованное определение - красной карточкой, несогласованное определение - зеленой карточкой; если оно обособляется - поднимите знак «+», если не обособляется - поднимите знак «-». То есть вы должны сразу поднимать по две карточки. ^
Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты. (Л.. Толстой.) («-», красная карточка.)
X
Потом пришла весна, яркая, солнечная. (М Горький.) («+», красная.)
X
В белом платье, с нерасплетенными косами по плечам, она
тихонько подошла к столу. (М. Горький.) («+», зеленая.)
X
Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря. («+», красная.)
Злые от неудач_и, насквозь ^фомокпше _на_осеннем _дожде, охотники вернулись на пасеку. (Г. Марков) («+», красная.)
На дворе стояла запряженная двумя волами арба. («-», красная.)
Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно мо- иода и внушительно красива. (М Горький.) («+», зеленая карточка.)
Синтаксический разбор предложения.
Запишите последнее предложение. Выполните полный син- | пч ический разбор этог<о предложения.
Важно обратить внимание учащихся на необходимость указать в
характеристике, что предложение осложнено обособленным определением.
6. Подведение итога урока.
Что вы успели сделать на сегодняшнем уроке? Что повто- |*к '?!*' Что нового узнали?
7. Домашнее задание: § 193, упражнение 338 выполнить письменно; § 176 - повторить; принести учебник «Развитие речи». Индивидуальное задание учащемуся: подготовить выразительное чтение стихотворения из упражнения 113 учебника «Развитие речи».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Обособление несогласованных определений." »

Обособление несогласованных определений

Цели: расширить знания об обособленных определениях; познакомить с условиями обособления несогласованных определе­ний; совершенствовать умение на практике определять все условия обособления определений.

Оборудование: сигнальные карточки со знаками «+» и «-»; зеленого и красного цветов.

Ход урока

1.Организационный момент.

  • Сегодня вы закупите навык обособления согласованных определений, познакомитесь с условиями обособления несогласо­ванных определений, поупражняетесь в записи предложений с не­согласованными и согласованными определениями.

2.Проверка домашнего задания.

Вначале опрос по теоретическому материалу § 172, затем провер­ка упражнений 335 и 336.

3.Предупредительный диктант.

  • Дома вы готовили устно упражнение 334 для предупреди­тельного диктанта. Проанализируйте орфограммы и пунктограммы в предложениях.

  • Закройте учебники. Напишите диктант.

  • Подпишите лис-очки с диктантом и сдайте на проверку.

4.Объяснение нового материала.

  • Рассмотрите внимательно предложения, записанные на доске.

Д- 1) В длинном своем платье, со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными кудрями, вошла она в переднюю.

2) Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок.

3)Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз.

4) В кухне молодая женщина, в платочке и калошах на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно.

Скажите, какие определения встречаются в этих предложениях. Назовите примеры согласованных и несогласованных определений.

Учитывая сделанные обозначения в предложениях, какие условия обособления несогласованных определений вы можете назвать?

Откройте п.193, с.205 учебника теория. Прочитайте в нём сформулированы правила обособления несогласованных определений и проанализируйте примеры.

5. Закрепление нового материала.

5.1Объяснительный диктант.

1) Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской улицы. {И. Соколов-Микитов.) 2) Небо застыло, чер­ное, глухое, в тусклых звездах, задернутых реденьким туманом. (Б. Полевой.) 3) Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках, и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульварам. (Л. Тол­стой.) А) В новых кителях, с блестящими погонами и кортиками, они выглядели молодо, красиво, приветливо. (А. Первенцев.)

    1. Работа с учебником.

    1. Устное выполнение упражнения 339 в учебнике «Практи ка» на с. 148.

    2. Выполнение упражнения 340.

- Прочитайте выразительно текст. Определите тип и сгиш. текста. Выпишите самостоятельно только предложения с обосоО ленными несогласованными определениями. Подчеркните их, гри фически обозначьте условия обособления.

-Проверка с комментированием.

    1. Работа с сигнальными карточками.

  • У вас на партах сигнальные карточки двух типов: со знака­ми «+», «-» и зеленого и красного цветов.

  • Прослушав предложение, определите, какое в нем опреде­ление, и покажите согласованное определение - красной карточ­кой, несогласованное определение - зеленой карточкой; если оно обособляется - поднимите знак «+», если не обособляется - под­нимите знак «-». То есть вы должны сразу поднимать по две кар­точки. ^

  1. Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты. (Л.. Толстой.) («-», красная карточка.)

X

  1. Потом пришла весна, яркая, солнечная. (М Горький.) («+», красная.)

X

  1. В белом платье, с нерасплетенными косами по плечам, она

тихонько подошла к столу. (М. Горький.) («+», зеленая.)

X

  1. Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря. («+», красная.)

  2. Злые от неудач_и, насквозь ^фомокпше _на_осеннем _дожде, охотники вернулись на пасеку. (Г. Марков) («+», красная.)

  3. На дворе стояла запряженная двумя волами арба. («-», красная.)

  4. Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно мо- иода и внушительно красива. (М Горький.) («+», зеленая карточка.)

    1. Синтаксический разбор предложения.

  • Запишите последнее предложение. Выполните полный син- | пч ический разбор этог

Важно обратить внимание учащихся на необходимость указать в

характеристике, что предложение осложнено обособленным оп­ределением.

6. Подведение итога урока.

Что вы успели сделать на сегодняшнем уроке? Что повто- |*к '■!*' Что нового узнали?

7. Домашнее задание: § 193, упражнение 338 выполнить пись­менно; § 176 - повторить; принести учебник «Развитие речи». Ин­дивидуальное задание учащемуся: подготовить выразительное чте­ние стихотворения из упражнения 113 учебника «Развитие речи».



Тема: Правописание корней с чередованием гласных Е – И (-им-, -ин-).

Цель урока: Создать условия для раскрытия и развития познавательных возможностей каждого ученика и на основе самостоятельного выбора видов деятельности на уроке подвести к определению и применению рассматриваемой орфограммы.

Задачи урока.

Воспитательные:

воспитание уважения друг к другу, признания личной уникальности каждого;

воспитание умения работать в коллективе, умения соотносить свои интересы с интересами других, слушать и понимать друг друга;

воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, признания права на ошибку и ее исправление.

Развивающие:

развитие речи учащихся (монологическое высказывание, участие в диалоге и полилоге);

развитие творческих способностей и воображения, формирование творческого мышления;

развитие поисковой активности и навыков исследовательской деятельности;

Обучающие:

расширение и углубление знаний о чередовании гласных в корнях слов;

привитие интереса и внимательного отношения к слову, к его историческим родственникам;

обучение разным видам и формам работы, способам запоминания орфограммы.

I этап. Формулирование темы и цели урока.

Фронтальная беседа.

Учитель: Книжонок Проша, начитавшись сказок фольклорных и сочиненных по его совету вами, ребята, очень расстроился, что в мире все еще живет зло, и решил раз и навсегда покончить со злыми силами, которые вредят людям. Отправился Проша в сказочное путешествие…

- Как вы думаете, куда он пошел?

- Вы помните ситуации, из которых складывается сюжет сказки (карты Проппа)?

- Вспомните, какие персонажи в русских народных сказках являются носителями зла?

- А кто самый злой? Почему? (Кощей Бессмертный).

- А правда ли он бессмертный?

- Где его смерть?

Учитель: Представьте, что наш герой встретился с доброй Бабой Ягой, что между ними произошел такой разговор.

Запись на доске (знаки препинания на доске не расставлены):

- Бабушка, а туда далеко добираться?
- Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь.
- А сундук у него запирается?
- Да уж, наверно, он его на семь замков запер.

Учитель: Давайте пока оставим нашего героя, пожелаем ему доброго пути и поразмышляем над записью

- Это текст или нет? Докажите.

- А в чем особенности данного текста? Что он собой представляет?

- Кто помнит знаки препинания при диалоге?

(Один ученик расставляет знаки препинания).

- А как вы думаете, ребята, нужны ли еще здесь знаки препинания? Аргументируйте свой ответ

- Уточните, пожалуйста, что такое обращение и что такое вводное слово.

- Что между ними общего?

- Подберите синонимы к вводному слову, определите его значение в данной реплике.

- Скажите, пожалуйста, есть ли в данном диалоге однокоренные слова? Назовите их.

- Если это однокоренные слова, то почему они написаны по-разному?

- Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

(Запись в тетради  с последующим орфографическим чтением даты, вида работы и темы урока).

II этап. Изучение нового материала.

Правописание корней с чередованием гласных Е – И.

- Как вы думаете, от чего зависит правописание гласной в этих корня? Проверим.

Задание: Выпишите из диалога однокоренные слова и выделите в них морфемы.

1 вариант: добираться, доберешься;
2 вариант: запирается, запер.

(Два ученика работают у доски, затем коллективный анализ морфемного разбора с обоснованием своей точки зрения).

- Какой можно сделать вывод о правописании И – Е в корнях с чередованием?

- А вдруг мы ошиблись? Давайте проверим еще раз. Попробуем записать однокоренные слова с приставками, только поменяемся словами.

1 вариант: запирается;
2 вариант: добираться.

Задание: Кто больше придумает однокоренных слов за 2 минуты?

- А сейчас попробуйте сформулировать правило правописания гласных  И − Е в корнях с чередованием.

Проверим свои выводы. Откроем «Практику» (стр. 200), прочитаем схематическую запись орфограммы и попробуем озвучить ее.

Назовите условие выбора орфограммы. Почему вы решили, что именно суффикс -А- командует гласными в этих корнях? Что нового узнали мы из этой записи орфограммы? (Что кроме -бир- − -бер- и -пир- − -пер- есть еще и другие корни с И // Е.)

Какие же  еще есть корни с И // Е? Читаем слова из упр. 616, называем корни.

III этап. Закрепление и совершенствование знаний и умений.

Выбор учащимися вида и формы работы.

Учитель: Ребята, вспомните, мы с вами оставили Прошу на пути к Кощею. Наверно, он уже близко подошел к Кощееву сундуку.
Кто хочет продолжить сказку? (Формируется группа по желанию учащихся).
Задание: Сочинять сказку вместе, представлять ее может 1, 2, 3 … ученика, можно инсценировать. Можно использовать при подготовке сказки слова из упр.616 и 619. Время на подготовку 3 минуты.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с новой орфограммой.
- Кто хочет инсценировать правило по предложенному тексту? (Формируется группа из 4 человек.)

Кто хочет сопоставить орфограмму «Буквы И – Е в корнях с чередованием» с другими орфограммами, связанными с чередованием гласных в корнях? Можно использовать наглядные пособия.

Кто еще не выбрал задания, выполняет упр. 616.  (Списать, обозначить чередование И // Е в корнях слов.

Учитель: Наверно, наши группы уже справились с заданием. Послушаем их.

1 группа представляет сочиненную сказку.

Задание классу: услышать слова с чередование И // Е в корне.

- Понравилась ли вам сказка?

- Назовите слова с И // Е.

2 группа представляет инсценировку «Суффикс-консультант» (* Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).

1-й ученик: Поручили Незнайкину как-то написать плакат. Начал он было писать –  «соб…», да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?

3-й ученик (по другому телефону): Сейчас вам ответит Суффикс-консультант.

4-й ученик (берет телефон у третьего ученика): Вы меня слушаете? В таких корнях, где чередуются И и Е, все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:

Если после корня – А,
В корне будет Ивсегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!

1, 2, 3-й ученики читают стишок хором.

1-й ученик: А вы, ребята, вместе с нами повторить можете? (Весь класс повторяет. На доске открывается запись зарифмованного правила с выделенными орфограммами).

Учитель: И – А, И – А, И – А. На имя какого сказочного героя похожа орфограмма?
А еще можно запомнить эту орфограмму так. Генриетта Григорьевна Граник в своей книге «Секреты орфографии» предлагает такой способ: «ИРА не хочет быть ЕРОЙ!» (Демонстрируется книга, затем рисунок (стр. 178) и тот же рисунок в крупном изображении проецируется на доску.)

Как вы думаете, почему Г.Г. Граник предлагает такой способ запоминания? (Корни -бир- − -бер- и -пир- − -пер- …  без первой буквы с суффиксом –А-  звучат, как имя девочки. Такая вот орфограмма с девичьим именем!)

3 группа представляет выполнение задания по сопоставлению орфограммы И // Е с другими корнями с чередованием гласных, демонстрируя рисунки и опорные схемы.

Вопрос классу: В каких еще корнях гласной командует суффикс -А-?

Учитель: А сейчас прочитайте данные в упр. 619 слова, включите их в устную формулировку правила и проговорите  в парах полушепотом.

Правило проговаривается  2 – 3 раза по желанию отдельными учениками, затем хором всем классом.

IV этап. Применение знаний.

I. Задание на доске: «3-е лишнее»

Запирать, пировать, отпереть.

Замирать, умереть, помирить.

Приберечь, собирать, набирать.

(Выслушиваются все варианты, предложенные учащимися. Обязательно обоснование!)

- Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок?

Учитель после ответов учеников делает обобщение:  нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.

II. Выполним письменные задания.

Индивидуальное задание (1 ученик) – упр. 618 «Практика».

Индивидуальные задания – карточки (2 ученика).

Задания остальным учащимся на выбор по уровню сложности:
а) В «Рабочей тетради» зад. № 128 – на «пятерку». (Из предложенных групп слов исключить те, где нет чередующихся гласных).
б) В «Рабочей тетради»  зад. №  129 – на «четверку». (Подобрать и записать к данным словам однокоренные).

Учитель осуществляет контроль и консультирует учащихся, которые испытывают затруднения.

III. Представляется индивидуальное задание, выполняемое двумя учениками по карточкам.

1-й ученик: Наша Ира стирает, убирает, пыль вытирает. Всегда все уберет, вещи соберет, ягод наберет.

2-й ученик: А я ей помогаю: когда она стирает, я играю, песни распеваю, Иру развлекаю. Ира ягод наберет, я скорей тащу их в рот.

(Ученики объясняют орфограммы).

Учитель: Хорошая помощница у Иры?

V этап. Анализ результатов.

Задание: Поможем ученику найти 4 родственных слова в тексте упр. 622 «Практика». Текст читается вслух, затем ученики самостоятельно выписывают слова.

Консультирует при ответах ученик, выполнявший упр. 618,  сравнивавший  слова собрать, соберу, собираю, сбор (нуль звука //Е // И // О).

При прослушивании ответов учащихся и помощи ученика-консультанта делается вывод: в этих корнях могут чередоваться не только И и Е, но и нуль звука, и О.

(Слова из упр. 622: сбор,  собрание, собираются, отбирают).

Проблемные задания:

Упр. 623 «Практика». Найти однокоренные слова.
«Со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. 
Всех он на дворе задирал, а ее не трогал».
(Исторически однокоренные слова драчливым – задирал: нуль звука // И).

Упр. 624 «Практика». Являются ли родственными по происхождению существительные задира, задор, драка? Аргументировать свое мнение.

Творческое задание.

Ребята, наш Проша уже, наверно собрался домой. И представьте себе, что после нелегкой борьбы со злом и трудного пути назад пришел он в школу, а там ребята дразнятся, задираются, бранятся… Давайте попробуем зарифмовать такие правила поведения, чтобы не огорчать книжонка Прошу и всегда быть добрыми друг к другу.

На доску проецируется запись:

Все хором подсказывают рифму, затем записывают в тетради.

Например: «Запрещается дразниться, задираться и браниться, друг друга будем уважать, малышей не обижать».

- Есть ли здесь однокоренные слова?

Учитель объявляет и комментирует оценки, полученные на уроке.

VI этап. Домашнее задание.

На выбор:

Продолжить стихотворение, включив слова с чередующимися гласными в корне (любыми: И // Е, А // О).

Выполнить упражнения 621 и 625 из «Практики» Написать небольшое сочинение «Ждем гостей», используя слова с чередованием гласных в корне.

VII этап. Самоанализ урока (рефлексия).

- Что нового узнали мы сегодня на уроке?

- Интересно ли было? Что понравилось? Что не понравилось?

- Какие были затруднения?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- С каким настроением пойдете с урока?

VIII этап. Подведение итогов урока.











 Тема РР Описание книги. Сочинение-описание. (упр. 127)

Цель – подготовить детей к написанию домашнего сочинения;  поддержать интерес к хорошей, умной книге; повысить культуру читателя, помочь осознать принципы определения своего круга чтения.

Задачи: расширить кругозор учащихся; познакомить с элементами книги, с новыми словами; выявить личностное отношение учеников к книге.

ПЛАН УРОКА

Как выбирать книгу? ( беседа учителя)

Работа с учебником «Русская речь» Никитиной.

Тренировочные упражнения 359, 360, 361, 362

Словарная работа

Обложка, переплёт, форзац, титульный лист, символ, суперобложка, фронтиспис.

Работа с выставкой книг.

Работа с отпечатанным текстом.

Итог урока: «Составление плана»

Рефлексия.

Заполнение карты отслеживания эффективности урока

Сценарий урока.

Учитель: В настоящее время, когда все увлечены возможными аудио- и видеокассетами, чрезвычайно важно помнить и о таком традиционном, не стареющем источнике знаний, как книга.

Есть обольстительные феи,

И фей рождает каждый миг…

Но нет умнее и светлее,

Добрее старой феи книг.

Взор многозначащий так долог, всё в ней – безгорестная быль.

Она свевает с книжных полок

Крылами, веющими пыль.

(Представление книжной выставки: Орфоэпический словарь, Словарь – справочник «Юному книголюбу», «Сказки», несколько книг детских энциклопедий из серии «Я познаю мир».)

Работа в тетрадях. Записываем число, тему урока.

Повторение. Что такое тема текста? (вопрос классу)

Сообщить основную цель урока – подготовиться к домашнему сочинению.

Вдумаемся в тему сочинения – описание книги, её внешнего оформления.

Очень важно то, какую вы выберете книгу для описания. Любая, подвернувшаяся под руку не годится.

Возможное заглавие нашего сочинения «Представление друга».

Обратиться к записи на доске.

Друг – тот, кто поймёт, посоветует, сумеет чем – то заинтересовать, расскажет занимательную историю, разделит с тобой любое твоё настроение.

          Итак, необходимо выбрать книгу, которая чем – то дорога,

          памятна, значима.            

Есть пословица: скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Книг, как и людей много, и самых разных. Есть книги для лёгкого чтения, есть серьёзные, есть, наконец, «вечные книги», неподвластные времени. От того, какие книги ты выберешь в друзья, в чтение «по – серьёзному», во многом будет зависеть твоя будущая жизнь. Перефразируя известную пословицу, мы скажем : « Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».

Как же мы обычно выбираем книгу для чтения на библиотечной полке, в магазине, у друзей?

( привлекают красиво оформленные, великолепно изданные книги; заинтересовывают книги, богатые иллюстрациями; чем книга потрёпаннее, тем значит, интереснее; по названию книги, по автору и по серии, в которой она издана.)

Итак, я будущий читатель ваших работ, и я определю, кого же вы выбираете себе в друзья, по той книге, которую вы будете описывать.

Но какими бы принципами выбора книг для чтения мы не руководствовались, нам всегда небезразлично, как книга оформлена, издана. Ведь художник создаёт её облик так же как автор – текст.

Уже в самом оформлении художник стремится передать общее настроение издания, рассказать что – то о содержании.

Что же мы должны описывать?

Познакомимся поближе с основными элементами книги. В этом нам поможет учебное пособие Никитиной «Русская речь»  c.153 упр.359.

Книгу прикрывает обложка или переплёт?

Что это? Какая между ними разница?

( книгу «прикрывает» обложка. Это «покрышка» книжного блока. На ней печатается фамилия автора, название книги. Переплёт тоже помогает книге дольше прожить. В отличие от обложки делается из плотного картона, покрытого кожей, тканью или бумагой.

Упр. 360 (используем для устного редактирования и закрепления умения разграничивать эти два часто смешиваемые слова).

Выпишем  ключевые слова и их значение:

Обложка – покрышка книжного блока, лицо книги.

Переплёт – из плотного картона, помогает сохранить в целости страницы текста.

Форзац – это лист, который соединяет переплёт с книгой, предшествует тексту книги. Иногда это чистый лист.

Титульный лист – первая страница книги, на которой напечатана фамилия автора, заглавие, место и год издания книги, название издательства.

С обложки начинается знакомство читателя с книгой.

Евгений Долматовский: Обложка или переплет

                                         Как маленькая дверца,

                                         Приоткрывающая вход

                                         И доступ в область сердца…

Упр.361 (1,2 зад)

Упр.362 (1,2,3)

Символ – условное обозначение чего – либо.

Суперобложка – бумажная обложка поверх переплёта или обложки книги. (продемонстрировать)

Элемент супер – в современном языке достаточно распространён, имеет несколько значений. Одно из них – « находящийся на поверхности чего – нибудь или идущий вслед за чем – нибудь» ( суперобложка)

В современном русском языке супер – это приставка, которая всегда пишется слитно.

Важными элементами книги являются: иллюстрации, фронтиспис, шрифт. (продемонстрировать)

Фронтиспис – рисунок, отражающий наиболее характерные моменты содержания книги и помещённый на одном развороте ( рядом с титульным листом)

Задание: по описанию узнать книгу, которая есть на выставке.

Читается текст. « Это книга среднего формата, в тонкой глянцевой суперобложке, на которой изображены персонажи данного произведения.

   Верхняя часть обложки чёрного цвета, на этом фоне в  овальной рамке указана серия издания, белыми буквами написаны имя,  фамилия автора и название книги. Сама книга в твёрдом переплёте чёрного цвета, на котором…вытеснены заглавие и фамилия автора.

Определить, чем отличается от предыдущего следующее описание:

Мне книгу, пожалуйста, не толстую, чёрную, сверху тоненькая глянцевая обложка, на ней персонажи изображены на поле боя.

( Второе описание – это пример разговорного стиля речи. Возможен подобный разговор в библиотеке, а первое – книжного ( делового или научного).

Эти примеры подводят нас к вопросу: в каком стиле речи мы будем писать своё сочинение? Для каких стилей речи характерен тип описания ( художеств.; публицист.)?

А для этого вспомним, что мы будем описывать не любую, а чем то памятную, дорогую для нас книгу. Поэтому описание должно быть в художественном стиле речи., возможно, с элементами разговорного стиля.

Любое художественное описание должно быть пронизано, объединео какой – то основной мыслью.

(работа с отпечатанным текстом с описанием переплёта книги Дональта Биссета «Забытый день рождения»)

Задание 1. Сформулировать основную мысль текста.

                       (Великолепная по оформлению и содержанию книга).

Задание 2.  Определить черты художественного стиля речи.

Задание 3. Дать варианты заглавия к этому описанию.

Итог урока. Составление примерного плана описания внешнего оформления книги.

Обоснование выбора книги для описания.

Описание элементов книги:

А) обложка или переплёт;

Б) форзац;

В) титульный лист;

Г) фронтиспис, иллюстрации, шрифт и т.д.

Связь оформления книги с её содержанием.

Обратить внимание ребят на то, что обоснование выбора именно этой книги, а не другой для описания поможет сформулировать главную мысль сочинения и выбрать удачное название для работы.

Зачитать образец детского сочинения « Сказочная книга».

-Рефлексия. Заполнение карты отслеживания эффективности урока.

     

Приложение 1.

Карта отслеживания эффективности урока.

Фамилия уч-ся______________________________________

Дата ________________

Предмет______________

Учитель ______________

Класс

Твоё отношение к уроку ( подчеркнуть)

Отличный, интересный, захватывающий

Хороший, содержательный, заставляющий работать.

Нормальный, обычный.

Скучный, работа без интереса.

Бесполезный, совсем не интересный.

2.Вспомни ( как можно точнее) название темы урока:

3.Какая цель стояла перед тобой на уроке:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Каков был план урока:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты усвоил на уроке:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чему ты научился на уроке:_______________________________________________________________________________________________________________________________

Какие были главные мысли, идеи на уроке:______________________________

8.Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке:_____________________________________________________________________________________________________________________________________

       Приложение 2.    

    Описание переплёта книги Дональда Биссета

« Забытый день рождения»

Беру в руки книгу… Великолепное издание!

С первого взгляда ясно, что это что –то детское, забавное, интересное..

        Твёрдый глянцевый переплёт. Забавные рисунки. Яркие краски. В левой верхней части переплёта изображён смешной длиннобородый человечек в цилиндре. Он стоит на месяце, одной рукой,  держась за него, а другой играет белым бумажным бантиком с удивительным существом – полукотом, полукрокодилом. Этот добродушный и славный зверь расположился в самом центре верхней части переплёта. Нет сомнения в том, что это сказки. А это удивительное существо, мистер КРОКОКОТ, - герой одной из них. В самом низу разноцветными танцующими буквами выложена надпись: "Забытый день рождения".

   В верхней части расположились буковки помельче, представляющие автора – Дональд Биссет.

         Корешок книги – чёрный ствол дерева, от которого идут ветви с листьями, а по стволу жёлтыми, под цвет луны, буквами вновь представлены автор и название книги. Прекрасные рисунки В.Чижикова, необычные герои, которые встречают нас у  « входа в книгу», делают её притягательной для любителей сказок и удивительных историй всех возрастов.

Приложение 3.

                       Сказочная книга.

Два года назад я была в Артеке. Там за первое место в литературной викторине меня наградили прекрасной книгой « Золотой гусь» – сказки братьев Гримм. Художница Ольга Кондакова оформила эту книгу так, что её выпускать из рук не хочется.

    На синем фоне переплёта – огромный золотой гусь с хитроватым, умным взглядом. И шагающие друг за другом карлики в красных колпаках и красных крошечных сапожках. В руках у карликов, как маленькие солнышки, лучистые фонарики.

         Форзац то же цвета солнца. И по краям – орнамент. Знаете какой? Из фигурок человечков и животных.! Кого здесь только нет!

        Крестьяне и крестьянки, бродячие артисты, шуты , солдаты, горожане… Медведи, лошади, собаки, козы…

          В книге много разворотов тоже солнечного цвета, и все они в «живых» орнаментах. Теперь рассмотрим иллюстрации. Они нарядные, большие.

Шагают по страницам книги разными походками её герои: молодой, добродушный великан, никогда не унывающий солдат, незадачливый король, умный дурак с золотым гусем в корзине, а за ним -–длинный хвост околдованных – наказанных за жадность или пустое любопытство.

                   А вот красавец принц увозит на коне Снегурочку, и карлики им машут вслед. Вежливая девочка старательно взбивает перину госпожи Метелицы, и на город, вместо пуха летит снег. Золушка на кухне примеряет золотую туфельку, и ещё злее на неё глядят завистливые сёстры и безжалостная мачеха.

                 Но скоро – скоро станет Золушка принцессой.

 «Золотой гусь» – сказочная книга.

                       Личностно – ориентированное обучение.

          Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

     Направление поиска путей совершенствования урока – Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности уч-ся. ( Самостоятельная работа уч-ся с учебной литературой, словарями, энциклопедиями).

    Оптимизация учебно – воспитательного процесса.( Целенаправленный     выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определённое время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определённого класса.Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приёмов, средств обучения, ведущих  к достижению целей урока.)

     Требования к уроку:

Воспитательные требования. Формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью.

Дидактические требования. Обеспечить познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Постоянное привлечение уч-ся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Учениками ценится требовательность  в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащие нормы освещения. Нет однообразия в работе, монотонности изложения материала. Чередуется слушание учебной информации с выполнением практических работ.

Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Рефлексия позволяет оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Методы обучения, использованные на уроке:

Объяснение.

Использование метода объяснения требует точного и чёткого формулирования задачи, сути вопроса; последовательного раскрытия причинно – следственных связей; использования сравнения, сопоставления, аналогии; привлечения ярких примеров.

В среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями уч-ся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа.Беседа – диалогический метод обучения, при котором путём становления продуманной системы вопросов подводишь учеников к пониманию нового материала или проверяешь усвоение уже изученного.

В ходе эвристической беседы, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводишь их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. Необходимо выработать навык самостоятельности. Конспектирование, составление плана текста – развивает самостоятельность мышления. Рецензирование – выражение своего отношения о прочитанном. Аннотирование – умение читать без потери существенного смысла.

Наглядные методы.

Используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами с целью погружения в суть вопроса. Развивает образное мышление, внимание.

Упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания уч-ся.

Письменные используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.

Конец формы



184


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок на тему: "Обособление несогласованных определений."

Автор: Зыбина Ольга Анатольевна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 150060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по теме "Обособленные несогласованные определения""
    ["seo_title"] => string(64) "konspekt_uroka_po_teme_obosoblennye_nesoglasovannye_opredeleniia"
    ["file_id"] => string(6) "523965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571865046"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""Обособление согласованных и несогласованных определений" "
    ["seo_title"] => string(65) "obosoblieniie-soghlasovannykh-i-niesoghlasovannykh-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "160690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422102921"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Урок "Обособление согласованных и несогласованных определений, выраженных причастными оборотами и именами прилагательными" "
    ["seo_title"] => string(136) "urok-obosoblieniie-soghlasovannykh-i-niesoghlasovannykh-opriedielienii-vyrazhiennykh-prichastnymi-oborotami-i-imienami-prilaghatiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "194035"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427722093"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка на тему "Обособленные определения" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosobliennyie-opriedielieniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242808"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445538743"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация к уроку "Обособленные члены преложения". "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-obosobliennyie-chlieny-prielozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "217040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433225978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства