Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Однородные члены предложения »
Тема: Однородные члены предложения
Цели:
а) знать опознавательные признаки однородных членов предложения;
б) уметь находить однородные члены в предложении;
в) обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
развивающие:
формирование умения реализовывать мыслительные возможности в процессе нахождения однородных членов предложения, постановки знаков препинания;
воспитательные:
формирование аккуратности, усидчивости,
внимательности;
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Синтаксическая разминка. «Собери слово».
Возьмите из предложенных слов только указанную морфему и составьте новое слово.
Безрадостный - приставку
Ошибка - корень
Беспорядочный - суффикс
Красная - окончание
- Какое слово получилось? (Безошибочная)
1) Составьте словосочетание с этим словом, назовите главное слово и укажите строение словосочетания.
2)Подберите синоним к слову безошибочная. (правильная, грамотная)
III. Объяснение нового материала
Посмотрите на предложение, которое учащийся разбирал на доске.
Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
Давайте уточним, какие это листочки, и заменим одно слово разноцветные на 2 или 3. (красные и жёлтые)
Бесшумно трепетали на осинке красные и жёлтые листочки.
Из курса начальной школы вы знаете, как называются такие члены предложения. (Однородные)
Итак, как вы уже, наверное, догадались, тема нашего урока – «Однородные члены».
Работа с учебником. (стр.78-79 до правила)
Продолжите предложения, соблюдая интонацию:
На уроке технологии мы вязали...
В 4 классе мы изучали существительное...
Надо найти в предложении подлежащее
Солнце осветило луг...
В свободное время я люблю...
Солнечный зайчик пробежал по стенам...
3)Графическое изображение однородных членов.
А) Работа с предложениями, записанными на доске. Расставьте знаки препинания и нарисуйте схемы:
Под стеклянной коркой льда лежали багровые и лимонные листья берёзы и осины.
Растворились и исчезли в темноте рощи, поля, холмы.
Снег ложился на поля, на кусты, на деревья.
Б) Графический диктант. (Составить схемы однородных членов) (учащиеся выполняют самостоятельно в тетради)
Листья осины могут быть багряными, алыми, лимонными, коричневыми, чёрными, серыми, белыми.
Ветер бросал горсти листьев на стол, на кровать, на пол, на книги.
Мы спали на листьях и насквозь пропитались их запахом.
Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.
Под весенним солнцем, под белыми облаками в теле берёзы копится живительный сок.
Берёза воспета в фольклоре, в поэзии, в музыке и живописи.
Осенью солнце светит ещё ярко, но не греет.
4) Однородные члены связаны между собой интонационно в устной речи и при помощи союзов в письменной речи.
Союзы, которые используются для связи ОЧП.(одиночные)
И, ДА (=И), ИЛИ - запятая не ставится
А, НО, (ДА =НО) - запятая ставится
IV. Обобщение изученного.
Работа с текстом на доске.
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Книга наш дру.. и сове..чик. Из кни.. журналов и брош..р мы узнаём много интересного о жизн.. на земл.. Над созданием кни.. трудят..ся п..сатели художники печ..тники. Тру.. их сложен но важен и поч..тен. Ты помни об этом и бер..ги книги!