Разработка урока по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Разработка урока по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"
Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О.Л.
1.Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы снова с Глазастиком отправимся на остров Синтаксиса изучающий предложения. По маршруту, заполняя карточку личного контроля.- Путешественники, которые странствовали, всегда старались запомнить всё, что видели и слышали. Мы с вами уже много раз были у берегов синтаксиса. (наука о законах соединения слов и о строении предложении)
2. Актуализация знаний.
Давайте постараемся вспомнить всё, что мы видели и слышали. Я предлагаю игру «Верные или неверные утверждения» Стадия вызова: игра «Верные или неверные утверждения». Правила игры:
У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
Я вам читаю утверждения, вы обсуждаете в парах.
Если вы считайте верное утверждение, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-», если трудно ответить, то обведите в кружочек О
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вопросы:
1) Предложение- это набор слов. (-)
2) Словосочетание – это два слова, связанные по смыслу, из которых одно зависит от другого.(+)
3) Главные члены предложения – это грамматическая основа. (+)
4) Грамматическая основа не является словосочетанием.(+)
5) Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.(-)
6) В предложении может быть не одно подлежащее или сказуемое, а больше. Не одно дополнение, определение или обстоятельство, а больше. (+)
7) Подлежащее только одно, а вопросы от него можно задать сразу к двум, трём…. сказуемым. (+)
8) Однородные члены предложения - это слова одного рода. (-)
9) Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы. (-)
10) Однородные члены предложения – это главные члены предложения.(-)
- Какие вопросы у Вас вызвали затруднения?
- На эти вопросы вы найдёте ответы на уроке. В конце урока мы ещё вернёмся к этой таблице.
- Может кто-то догадался какая тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения».
- А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке?
Что надо знать (Признаки однородных членов предложения).
Что надо уметь (- находить в тексте однородные члены предложения, употреблять в соей речи) СЛАЙД
- Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться». А получится это у нас или нет, мы узнаем, в конце урока.
3. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения. Стадия осмысления
-Ребята скажите, пожалуйста, что Вы можете сказать о сегодняшней погоде?
- Мудрейкин хочет вам тоже рассказать одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Мишей. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (… Слайд № . Чтение текста (М.Исаковский)
4.Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом. - Понравилось ли вам это стихотворение замечательного поэта Михаила Исаковского? Чем?
-Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях)
Взгляните на это стихотворение глазами лингвиста и во время чтения сказки вам это стихотворение пригодится. Читая необходимо делать на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Я предлагаю вам в ходе чтения в парах обсудить.
«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали
«+»
поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«–»
поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе
«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.
Прочитайте фантастическую повесть из книги «Тайны страны Акитаммарг»
Вывод по таблице «Инсерт»
- А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № ). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Глазастик никак не мог понять почему их 5? ( Это признаки однородных членов, которые вам предстоит сформулировать) - Итак, ребята, подумайте и обсудите в паре, а затем сформулируйте признаки однородных членов. Каждый выступающий начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые….» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Работа со слайдом № , раскрываем все вопросы.
( Если раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать остальные признаки однородных членов предложения?)
-Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.
-Итак, мы с вами успешно прошли 1 этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля.
ФИЗМИНУТКА
4. Первичное закрепление с последующей проверкой.
- Продолжаем наше путешествие по острову Синтаксиса с нашими новыми друзьями «Однородными членами предложения». Которые приготовили много различных испытании.
Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания. Последовательность выполнения задания:
Сначала каждый из вас прорабатывает свой вариант устно.
Затем в паре обсуждаете и проверяете правильные ответы.
И лишь потом записываете свой ответ в тетрадь.
- 1)Выполните задание. Устно обоснуйте свои ответы.
Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
Выпишите грамматическую основу предложения.(Слайд № )
Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
С какой интонацией они читаются?
Как называются подобные члены предложения?
2)Найти и выписать предложение с однородными членами, определить синтаксическую роль. Доказать, что они являются однородными.
Зимой солнце светит редко.
Птицы ищут корм.
Утром прилетали синицы и клевали пшено.
(один вопрос и относятся к одному слову)
3) стр. 196 Глазастик взял предложение в руки и стал внимательно разглядывать: как оно устроено? Что там внутри? Что же он там увидел?
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля 2 ЭТАП.
4)СТР. 197, упр. 118 (выполняет 1 ряд)
- Сочинить предложение по этой схеме и записать в тетрадь.
стр. 197, упр.119 (выполняет 2 ряд)
- Измени схему всего на один элемент. Сократи или дополни, или замени какой-то элемент. Начерти схему.
стр. 197, упр. 120 (выполняет 3 ряд)
- Перепиши 2пары предложении. Начерти схему каждого предложения. В чём разница внутри каждой пары?
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля 3 ЭТАПа
Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.
- Глазастик предлагает вам познакомиться с текстом. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?» Чтение про себя. (Слайд № )
1) Серёжа мечтает стать орнитологом. Это значит, что он собирается изучать птиц. Он и сейчас уже знает о них много интересного.(орнитология-раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение)
2) Однажды мы стали расспраш_вать его о сн_гирях, глухарях, дятлах, филинах и совах. Серёжа р_ссказал нам о п-вадках этих птиц, об их друз_ях и вр_гах.
3) Я узнал. Что совы – ночные птицы, что дятлы приносят много пользы, что скворца можно научить говорить. Вот только не успел спросить, отчего снегирей называют снегирями, а глухарей – глухарями. А вы не знаете?
-Есть ли в нём незнакомое тебе слово?
А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание 2 часть? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения) Последовательность выполнения задания:
Найдите во 2 части предложения с однородными членами, запишите их.
Докажите, что они являются однородными.
- Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения может быть несколько рядов однородных членов.)
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля 4 Этапа
Слово учителя. Сопоставьте результаты вашей работы на уроке согласно выстроенной вами траектории. В каком этапе у вас наблюдается недоработка? Сдайте траектории, я проверю ещё раз и посмотрю над чем нам с вами предстоит ещё поработать.
7. Рефлексия.
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?- Давайте посмотрим на (Слайд) и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»Д/З Организация творческого задания. Цель: формирования умения использования однородных членов предложения в своей речи Ребята, вам нравится учиться в нашей школе? Каждый день вы приходите с хорошим настроением. Вас всегда с нетерпением ждут учителя. Мы хотим, чтобы вы всегда с желанием и радостью шли учиться. А своими успехами и достижениями прославляли класс, нашу школу.
- Глазастик тоже хочет больше узнать о вас, одноклассниках и о нашей школе предлагает вам работу творческого характера. Используя однородные члены предложения, напишите небольшое сочинение на тему « Я, мои одноклассники и моя школа».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Компьютерная презентация Power Point «Однородные члены предложения».
Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.
Индивидуальная карта учёта знаний и умений.
1.Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы снова с Глазастиком отправимся на остров Синтаксиса изучающий предложения. По маршруту, заполняя карточку личного контроля.
- Путешественники, которые странствовали, всегда старались запомнить всё, что видели и слышали. Мы с вами уже много раз были у берегов синтаксиса. (наука о законах соединения слов и о строении предложении)
2. Актуализация знаний.
Давайте постараемся вспомнить всё, что мы видели и слышали. Я предлагаю игру «Верные или неверные утверждения»
Стадия вызова: игра «Верные или неверные утверждения». Правила игры:
У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
Я вам читаю утверждения, вы обсуждаете в парах.
Если вы считайте верное утверждение, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-», если трудно ответить, то обведите в кружочек О
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вопросы:
1) Предложение- это набор слов. (-)
2) Словосочетание – это два слова, связанные по смыслу, из которых одно зависит от другого.(+)
3) Главные члены предложения – это грамматическая основа. (+)
4) Грамматическая основа не является словосочетанием.(+)
5) Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.(-)
6) В предложении может быть не одно подлежащее или сказуемое, а больше. Не одно дополнение, определение или обстоятельство, а больше. (+)
7) Подлежащее только одно, а вопросы от него можно задать сразу к двум, трём….. сказуемым. (+)
8) Однородные члены предложения - это слова одного рода. (-)
9) Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы. (-)
10) Однородные члены предложения – это главные члены предложения.(-)
- Какие вопросы у Вас вызвали затруднения?
- На эти вопросы вы найдёте ответы на уроке. В конце урока мы ещё вернёмся к этой таблице.
- Может кто-то догадался какая тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения».
- А как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке?
Что надо знать (Признаки однородных членов предложения).
Что надо уметь (- находить в тексте однородные члены предложения, употреблять в соей речи) СЛАЙД
- Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться». А получится это у нас или нет, мы узнаем, в конце урока.
3. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения. Стадия осмысления
-Ребята скажите, пожалуйста, что Вы можете сказать о сегодняшней погоде?
- Мудрейкин хочет вам тоже рассказать одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Мишей. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (… Слайд № . Чтение текста)
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых,
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(М. Исаковский)
4.Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом. - Понравилось ли вам это стихотворение замечательного поэта Михаила Исаковского? Чем?
-Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях)
Взгляните на это стихотворение глазами лингвиста и во время чтения сказки вам это стихотворение пригодится. Читая необходимо делать на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Я предлагаю вам в ходе чтения в парах обсудить.
«V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали
«+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«–» поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.
Прочитайте фантастическую повесть из книги «Тайны страны Акитаммарг»
Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения»
- Что за танец-однородные члены предложения?- Спросил у Запятайкина.
- Глазастик всё любил выяснять до тонкостей.
- Однородные- это какие? Одного рода?
- Почему они должны быть одного рода? Рода может даже вовсе не быть у однородных членов предложения.
- Тут Запятайкин вспомнил новый рецепт печенья. – Вот такое
ОНИ БЫСТРО ПОЯВЛЯЮТСЯ
И ЕЩЁ БЫСТРЕЙ СЪЕДАЮТСЯ!
- Так вот однородные сказуемые появляются и съедаются совсем не имеют рода.
- Да, вспомнил. Откуда же им взять род? Ведь эти глаголы-сказуемые отправились на машине времени в Настоящее. А там нет никакого рода – это я запомнил на всю жизнь!
Но что же такое эти однородные члены предложения? И почему они так называются?
- Они просто одного типа, - объяснил Запятайкин. – Одинаковые, что ли. Точнее, они выполняют в предложении одинаковую работу: несколько слов работают подлежащими, или сказуемыми, или дополнениями иобычно отвечают на один и тот же вопрос.
- Вот и я буду задавать им вопросы – сказал Глазастик.
- Вот и задавай, -сказал Запятайкин.- Это легко, потому что однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову или зависят от одного и того же слова.
(Внимание на стихотворение)
Разобрало меня любопытство – догнал я эти слова и обратился к первому:
- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы, сегодня работать будете?
- Я глагол выйтии работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.
- А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму.
- Я глагол постучать, и работаю сказуемым при подлежащем ветерв том же самом предложении.
- Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?
- И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковую работу, потому и называемся однородными сказуемыми. Однородными членами предложения могут быть и дополнения, обстоятельства, определения и подлежащие.
- Но вас так много! – засомневался я. – Не будете ли вы мешать друг другу?
- Что ты! Ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга.
- Ребята, найдите и вы подлежащее и сказуемые, о которых говорили глаголы.
- Посмотрите, как интересно получается: одно подлежащее - и шесть сказуемых, с ним связанных.
- Действительно, неплохо, получается, - обратился я к глаголам. – Ну, а как же вы между собой ладите? Кто кому подчиняется?
- В том-то и дело, - сказал третий глагол, - что среди нас нет главных и зависимых слов, мы равноправны.
- Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?
- Мы связаны друг с другом с помощью особой интонацией перечисления и союзов.Правда, интонация бывает всегда, а союзы - нет.
- Спасибо! – крикнул я вслед глаголам, и тоже заторопился в свой класс. Шёл и думал: - А как же однородные подлежащие? Сказуемые? Разве они от кого-нибудь зависят? Ведь они главные!
- Тогда обратился к учебнику нашёл главу о подлежащем.- Извините за беспокойство, многоуважаемое Подлежащее! Мне очень нужно знать, бывают ли подлежащее однородными. – Конечно, бывают. Однородные подлежащие или сказуемые сами грамматически командуют в предложении.
Вывод по таблице «Инсерт»
- А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № ). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Глазастик никак не мог понять почему их 5? ( Это признаки однородных членов, которые вам предстоит сформулировать) - Итак, ребята, подумайте и обсудите в паре, а затем сформулируйте признаки однородных членов. Каждый выступающий начинает свой ответ со слов: «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Работа со слайдом № , раскрываем все вопросы. ( Если раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать остальные признаки однородных членов предложения?)
-Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.
-Итак, мы с вами успешно прошли 1 этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля.
ФИЗМИНУТКА
Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись
4. Первичное закрепление с последующей проверкой.
- Продолжаем наше путешествие по острову Синтаксиса с нашими новыми друзьями «Однородными членами предложения». Которые приготовили много различных испытании.
Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания. Последовательность выполнения задания:
Сначала каждый из вас прорабатывает свой вариант устно.
Затем в паре обсуждаете и проверяете правильные ответы.
И лишь потом записываете свой ответ в тетрадь.
- 1)Выполните задание. Устно обоснуйте свои ответы.
Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
Выпишите грамматическую основу предложения.(Слайд № )
Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
С какой интонацией они читаются?
Как называются подобные члены предложения?
2)Найти и выписать предложение с однородными членами, определить синтаксическую роль. Доказать, что они являются однородными.
Зимой солнце светит редко.
Птицы ищут корм.
Утром прилетали синицы и клевали пшено.
(один вопрос и относятся к одному слову)
3) стр. 196 Глазастик взял предложение в руки и стал внимательно разглядывать: как оно устроено? Что там внутри? Что же он там увидел?
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля 2 ЭТАП.
4)СТР. 197, упр. 118 (выполняет 1 ряд)
- Сочинить предложение по этой схеме и записать в тетрадь.
стр. 197, упр.119 (выполняет 2 ряд)
- Измени схему всего на один элемент. Сократи или дополни, или замени какой-то элемент. Начерти схему.
стр. 197, упр. 120 (выполняет 3 ряд)
- Перепиши 2пары предложении. Начерти схему каждого предложения. В чём разница внутри каждой пары?
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля 3 ЭТАПа
Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.. - Глазастик предлагает вам познакомиться с текстом. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?» Чтение про себя. (Слайд № )
1) Серёжа мечтает стать орнитологом. Это значит, что он собирается изучать птиц. Он и сейчас уже знает о них много интересного.(орнитология-раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение)
2) Однажды мы стали расспраш_вать его о сн_гирях, глухарях, дятлах, филинах и совах. Серёжа р_ссказал нам о п-вадках этих птиц, об их друз_ях и вр_гах.
3) Я узнал. Что совы – ночные птицы, что дятлы приносят много пользы, что скворца можно научить говорить. Вот только не успел спросить, отчего снегирей называют снегирями, а глухарей – глухарями. А вы не знаете?
-Есть ли в нём незнакомое тебе слово?
А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание 2 часть? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения) Последовательность выполнения задания:
Найдите во 2 части предложения с однородными членами, запишите их.
Докажите, что они являются однородными.
- Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными? (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения может быть несколько рядов однородных членов.)
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля 4 Этапа
Слово учителя.Сопоставьте результаты вашей работы на уроке согласно выстроенной вами траектории. В каком этапе у вас наблюдается недоработка? Сдайте траектории, я проверю ещё раз и посмотрю над чем нам с вами предстоит ещё поработать.
7. Рефлексия. - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. - Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. Учитель читает вопросы, дети отвечают. - По каким вопросам ваше мнение совпало? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
- Давайте посмотрим на (Слайд) и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»
Д/З Организация творческого задания. Цель: формирования умения использования однородных членов предложения в своей речиРебята, вам нравится учиться в нашей школе?Каждый день вы приходите с хорошим настроением. Вас всегда с нетерпением ждут учителя. Мы хотим, чтобы вы всегда с желанием и радостью шли учиться. А своими успехами и достижениями прославляли класс, нашу школу.
- Глазастик тоже хочет больше узнать о вас, одноклассниках и о нашей школе предлагает вам работу творческого характера. Используя однородные члены предложения, напишите небольшое сочинение на тему « Я, мои одноклассники и моя школа».
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
«V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали
«+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«–» поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.
«V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали
«+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«–» поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.
«V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали
«+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«–» поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.
«V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали
«+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«–» поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.
«V» поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали
«+» поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«–» поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе
«?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.
Вариант 1
1 Укажите правильную формулировку. Однородные члены отвечают…
А. на разные вопросы
В. на один и тот же вопрос
С. на какие хотят
2. Найдите предложение с однородными членами
Хохот и песни слышались повсюду.
На весенней лужайке расцвели колокольчики.
Мы любим свою Родину.
3. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:
А. Няня надевает Марине сапоги.
В. Девочка капризничает, шалит, болтает ногами.
С. Прогулка отменяется.
4. Найдите предложение с однородными подлежащими:
Ослепительное солнце заглянуло в окно.
В лесу живут разные звери.
В лесу весело поют соловьи и кукушки.
5. Найдите предложение с однородными сказуемыми
Звезда горит и светит в темноте
Травка зеленеет, солнышко блестит
Над озером стоял туман
6. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными членами являются:
подлежащее
определение
сказуемое
Вариант 2
1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…
относятся к одному и тому же члену предложения
В. читаются без перечислительной интонации
С. относятся к разным членам предложения
2. В предложении (Мухи, осы , шмели укрываются в сухих убежищах.) однородными членами являются:
сказуемые
подлежащие
дополнения
3.Укажите предложение с однородными сказуемыми
Ночь была тёплая.
Яркая луна освещала путь странникам.
Сухой лист трепетал на ветке, опадал и крутился в воздухе.
Найдите предложения с однородными определениями.
Иногда Илюша просыпается добрый и весёлый.
В обед он с хорошим настроением идёт гулять
В саду весело щебечут птицы.
Найдите предложение с однородными подлежащими:
Налетела туча, и засверкала молния.
Весной на лугах расцветают белые ромашки, голубые васильки и колокольчики.
Сметала осень в высокие стога душистое сено.
Найдите предложение с однородными дополнениями:
Весело, весело встретим Новый год.
На лесной поляне я увидела много грибов и ягод.
По высокому синему небу плыли облака.
Карточка личного контроля _________________________________
1 балл – Я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.
2 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.
3 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею всё.
Критерии траектории:
10-12 баллов – «5»
8-9 баллов –«4»
5-7 баллов –«3»
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
1этап 2 этап 3 этап 4 этап тест
1 этап - я знаю все признаки однородных членов.
2 этап - найти предложения с однородными членами и определить их синтаксическую роль.
3этап - я умею работать схемами.
4 этап - я вижу и нахожу однородные члены предложения.
.
Критерии оценки теста:
ошибка –«5»
2- ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
балл
отметка
траектория
тест
Карточка личного контроля _________________________________
1 балл – Я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.
2 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.
3 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею всё.
Критерии траектории:
10-12 баллов – «5»
8-9 баллов –«4»
5-7 баллов –«3»
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
1этап 2 этап 3 этап 4 этап тест
Критерии оценки теста:
ошибка –«5»
2- ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
балл
отметка
траектория
тест
Карточка личного контроля _________________________________
1 балл – Я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.
2 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.
3 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею всё.
Критерии траектории:
10-12 баллов – «5»
8-9 баллов –«4»
5-7 баллов –«3»
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
1этап 2 этап 3 этап 4 этап тест
Критерии оценки теста:
ошибка –«5»
2- ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
балл
отметка
траектория
тест
Карточка личного контроля _________________________________
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
Моя отметка: _________ 1этап 2 этап 3 этап 4 этап
Карточка личного контроля _________________________________
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
Моя отметка: _________ 1этап 2 этап 3 этап 4 этап
Карточка личного контроля _________________________________
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
Моя отметка: _________ 1этап 2 этап 3 этап 4 этап
Карточка личного контроля _________________________________
3
3
3
3
2
2
2
2
1
1
1
1
Моя отметка: _________ 1этап 2 этап 3 этап 4 этап
Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения»
- Что за танец-однородные члены предложения?- Спросил у Запятайкина.
- Глазастик всё любил выяснять до тонкостей.
- Однородные- это какие? Одного рода?
- Почему они должны быть одного рода? Рода может даже вовсе не быть у однородных членов предложения.
- Тут Запятайкин вспомнил новый рецепт печенья. – Вот такое
ОНИ БЫСТРО ПОЯВЛЯЮТСЯ
И ЕЩЁ БЫСТРЕЙ СЪЕДАЮТСЯ!
- Так вот однородные сказуемые появляются и съедаются совсем не имеют рода.
- Да, вспомнил. Откуда же им взять род? Ведь эти глаголы-сказуемые отправились на машине времени в Настоящее. А там нет никакого рода – это я запомнил на всю жизнь!
Но что же такое эти однородные члены предложения? И почему они так называются?
- Они просто одного типа, - объяснил Запятайкин. – Одинаковые, что ли. Точнее, они выполняют в предложении одинаковую работу: несколько слов работают подлежащими, или сказуемыми, или дополнениями иобычно отвечают на один и тот же вопрос.
- Вот и я буду задавать им вопросы – сказал Глазастик.
- Вот и задавай, -сказал Запятайкин.- Это легко, потому что однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову или зависят от одного и того же слова.
(Внимание на стихотворение)
Разобрало меня любопытство – догнал я эти слова и обратился к первому:
- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы, сегодня работать будете?
- Я глагол выйтии работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.
- А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму.
- Я глагол постучать, и работаю сказуемым при подлежащем ветерв том же самом предложении.
- Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?
- И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковую работу, потому и называемся однородными сказуемыми. Однородными членами предложения могут быть и дополнения, обстоятельства, определения и подлежащие.
- Но вас так много! – засомневался я. – Не будете ли вы мешать друг другу?
- Что ты! Ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга.
- Ребята, найдите и вы подлежащее и сказуемые, о которых говорили глаголы.
- Посмотрите, как интересно получается: одно подлежащее - и шесть сказуемых, с ним связанных.
- Действительно, неплохо, получается, - обратился я к глаголам. – Ну, а как же вы между собой ладите? Кто кому подчиняется?
- В том-то и дело, - сказал третий глагол, - что среди нас нет главных и зависимых слов, мы равноправны.
- Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?
- Мы связаны друг с другом с помощью особой интонацией перечисления и союзов.Правда, интонация бывает всегда, а союзы - нет.
- Спасибо! – крикнул я вслед глаголам, и тоже заторопился в свой класс. Шёл и думал: - А как же однородные подлежащие? Сказуемые? Разве они от кого-нибудь зависят? Ведь они главные!
- Тогда обратился к учебнику нашёл главу о подлежащем.- Извините за беспокойство, многоуважаемое Подлежащее! Мне очень нужно знать, бывают ли подлежащее однородными. – Конечно, бывают. Однородные подлежащие или сказуемые сами грамматически командуют в предложении.