kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания  при них».

Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О.Л.

1.Самоопределение к деятельности.

-  Сегодня мы снова с Глазастиком отправимся на остров Синтаксиса изучающий предложения. По маршруту, заполняя карточку личного контроля.- Путешественники, которые странствовали, всегда старались запомнить всё, что видели и слышали. Мы с вами уже много раз были у берегов синтаксиса. (наука о законах соединения слов и о строении предложении)

2. Актуализация знаний.

Давайте постараемся вспомнить всё, что мы видели и слышали. Я предлагаю игру «Верные или неверные утверждения» Стадия  вызова: игра «Верные или неверные утверждения».    Правила игры:

  1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
  2. Я вам читаю утверждения, вы обсуждаете  в парах.
  3. Если вы считайте верное утверждение, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-», если трудно ответить, то обведите в кружочек О

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопросы:

1) Предложение- это набор слов. (-)

2)  Словосочетание – это два слова, связанные по смыслу, из которых одно зависит от другого.(+)

3) Главные члены предложения – это грамматическая основа. (+)

4) Грамматическая основа не является словосочетанием.(+)

5) Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.(-)

6) В предложении может быть не одно подлежащее или сказуемое,  а больше. Не одно дополнение, определение или обстоятельство, а больше. (+)

7) Подлежащее только одно, а вопросы от него можно задать сразу к двум, трём…. сказуемым. (+)

8) Однородные члены предложения - это слова одного рода. (-)

9) Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы. (-)

10) Однородные члены предложения – это главные члены предложения.(-)

- Какие  вопросы  у Вас вызвали затруднения?

- На эти вопросы вы найдёте ответы на  уроке. В конце урока мы ещё вернёмся к этой таблице.

- Может кто-то догадался какая тема нашего урока?

 Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения».

- А как вы думаете,  что нам необходимо знать  об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке?

Что надо знать (Признаки однородных членов предложения).

Что надо уметь (- находить в тексте однородные члены предложения,  употреблять в соей речи)     СЛАЙД

- Обратите внимание на слайд и давайте  ещё раз вместе  ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы  хотим научиться».  А получится это у нас или нет, мы узнаем,  в конце урока.

3. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материала для наблюдения.
Стадия осмысления

-Ребята скажите, пожалуйста, что Вы можете сказать о сегодняшней погоде?

 - Мудрейкин хочет вам тоже рассказать одну историю.  Жил да был  в русской деревне юноша, и звали его Мишей. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (… Слайд №   . Чтение текста                       (М.Исаковский)

4.Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
 -  Понравилось ли вам это стихотворение замечательного  поэта Михаила Исаковского? Чем?

-Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях)

  • Взгляните на это стихотворение  глазами лингвиста и во время чтения сказки вам это стихотворение пригодится. Читая  необходимо делать на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. 

         Я предлагаю вам в ходе чтения  в парах обсудить.

               «V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

                 «+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

              «–»
поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе

              «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.

  • Прочитайте  фантастическую повесть из книги «Тайны страны Акитаммарг»

Вывод по таблице «Инсерт»

- А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд №    ). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Глазастик никак не мог понять почему их 5? ( Это признаки  однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)
-  Итак, ребята, подумайте и обсудите в паре, а затем   сформулируйте признаки однородных членов. Каждый выступающий начинает свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые….» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Работа со слайдом № , раскрываем все вопросы.
( Если  раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать  остальные признаки однородных членов предложения?)

-Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.

 -Итак, мы с вами успешно прошли  1 этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля.

ФИЗМИНУТКА

4.  Первичное закрепление с последующей проверкой.

- Продолжаем наше путешествие по острову Синтаксиса с нашими новыми друзьями «Однородными членами предложения». Которые приготовили много различных испытании.

Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания.
                   Последовательность выполнения задания:

  •  Сначала каждый из вас  прорабатывает  свой вариант устно.
  • Затем в паре обсуждаете и проверяете правильные ответы.
  • И лишь  потом записываете свой ответ в тетрадь.

- 1)     Выполните задание. Устно обоснуйте свои ответы.

  • Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
  • Выпишите  грамматическую  основу предложения.(Слайд №    )
  • Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
  • На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
  • С какой интонацией они читаются?
  • Как называются подобные члены предложения?

2) Найти и выписать предложение с однородными членами, определить синтаксическую роль. Доказать, что они являются однородными.

  • Зимой солнце светит редко.
  • Птицы  ищут корм.
  • Утром прилетали синицы и клевали пшено.

(один вопрос и относятся к одному слову)

3) стр. 196 Глазастик взял предложение в руки и стал внимательно разглядывать: как оно устроено? Что там внутри? Что же он там увидел? 

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  2  ЭТАП.

4) СТР. 197, упр. 118 (выполняет 1 ряд)

-     Сочинить предложение по этой схеме и записать в тетрадь.

 стр. 197, упр.119 (выполняет 2 ряд)

-     Измени схему всего на один элемент. Сократи или дополни, или замени какой-то элемент. Начерти схему.

стр. 197, упр. 120 (выполняет 3 ряд)

- Перепиши 2пары предложении. Начерти схему каждого предложения. В чём разница внутри каждой пары?

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  3  ЭТАПа

Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль.
-    Глазастик предлагает вам познакомиться с текстом. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?»  Чтение про себя. (Слайд №    )

1) Серёжа мечтает стать орнитологом. Это значит, что он собирается изучать птиц. Он и сейчас уже знает о них много интересного.(орнитология-раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение)

2) Однажды мы стали расспраш_вать его о сн_гирях, глухарях, дятлах, филинах и совах. Серёжа р_ссказал нам о п-вадках этих птиц, об их друз_ях и  вр_гах.

3) Я узнал. Что совы – ночные птицы, что дятлы приносят много пользы, что скворца можно научить говорить. Вот только не успел спросить, отчего снегирей называют снегирями, а глухарей – глухарями. А вы не знаете?

-Есть ли в нём незнакомое тебе слово?

А сейчас рассмотрим  этот текст с точки зрения лингвистов:  чем же он может привлечь наше внимание 2 часть? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения)
Последовательность выполнения задания:

  • Найдите во 2 части предложения с  однородными членами, запишите их.
  • Докажите, что они являются однородными.

-    Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными?  (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения  может быть несколько  рядов однородных членов.)

 ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  4  Этапа

Слово учителя. Сопоставьте результаты вашей работы на уроке согласно выстроенной вами траектории. В каком этапе у вас наблюдается недоработка?   Сдайте   траектории, я проверю ещё раз и посмотрю над чем нам с вами предстоит ещё поработать.

7.  Рефлексия.
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?- Давайте посмотрим  на (Слайд) и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»Д/З Организация  творческого задания. Цель: формирования умения использования однородных  членов предложения в  своей речи Ребята, вам нравится учиться в  нашей школе? Каждый день вы приходите с  хорошим настроением. Вас всегда  с нетерпением ждут учителя. Мы хотим,  чтобы вы  всегда с желанием  и радостью шли учиться. А своими успехами и достижениями прославляли класс, нашу школу.

-  Глазастик тоже хочет больше узнать о вас, одноклассниках и о нашей школе предлагает  вам работу творческого характера. Используя однородные члены предложения,   напишите  небольшое сочинение на тему  « Я, мои одноклассники и моя школа».
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них" »

Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания  при них». Урок русского языка в 4 классе. Автор Соболева О.Л. Цели:
  • Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них. 

  • Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.

  • Воспитательная. Воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация Power Point «Однородные члены предложения».

  • Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.

  • Индивидуальная карта  учёта знаний  и умений.

1.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы снова с Глазастиком отправимся на остров Синтаксиса изучающий предложения. По маршруту, заполняя карточку личного контроля.

- Путешественники, которые странствовали, всегда старались запомнить всё, что видели и слышали. Мы с вами уже много раз были у берегов синтаксиса. (наука о законах соединения слов и о строении предложении)

2. Актуализация знаний.

Давайте постараемся вспомнить всё, что мы видели и слышали. Я предлагаю игру «Верные или неверные утверждения»

Стадия вызова: игра «Верные или неверные утверждения». Правила игры:

  1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

  2. Я вам читаю утверждения, вы обсуждаете в парах.

  3. Если вы считайте верное утверждение, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-», если трудно ответить, то обведите в кружочек О

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 








Вопросы:

1) Предложение- это набор слов. (-)

2) Словосочетание – это два слова, связанные по смыслу, из которых одно зависит от другого.(+)

3) Главные члены предложения – это грамматическая основа. (+)

4) Грамматическая основа не является словосочетанием.(+)

5) Второстепенные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.(-)

6) В предложении может быть не одно подлежащее или сказуемое, а больше. Не одно дополнение, определение или обстоятельство, а больше. (+)

7) Подлежащее только одно, а вопросы от него можно задать сразу к двум, трём….. сказуемым. (+)

8) Однородные члены предложения - это слова одного рода. (-)

9) Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы. (-)

10) Однородные члены предложения – это главные члены предложения.(-)

- Какие вопросы у Вас вызвали затруднения?

- На эти вопросы вы найдёте ответы на уроке. В конце урока мы ещё вернёмся к этой таблице.

- Может кто-то догадался какая тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения».

- А как вы думаете,  что нам необходимо знать  об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке?

Что надо знать (Признаки однородных членов предложения).

Что надо уметь (- находить в тексте однородные члены предложения, употреблять в соей речи) СЛАЙД

- Обратите внимание на слайд и давайте  ещё раз вместе  ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы  хотим научиться».  А получится это у нас или нет, мы узнаем, в конце урока.

3. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материала для наблюдения.
Стадия осмысления

-Ребята скажите, пожалуйста, что Вы можете сказать о сегодняшней погоде?

- Мудрейкин хочет вам тоже рассказать одну историю.  Жил да был  в русской деревне юноша, и звали его Мишей. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (… Слайд № . Чтение текста)

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;


Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых,


И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

(М. Исаковский)

4.Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного поэта Михаила Исаковского? Чем?

-Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях)

    • Взгляните на это стихотворение глазами лингвиста и во время чтения сказки вам это стихотворение пригодится. Читая необходимо делать на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. 

Я предлагаю вам в ходе чтения в парах обсудить.

«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

   

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;



«»
поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе

    «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.


    • Прочитайте фантастическую повесть из книги «Тайны страны Акитаммарг»




























Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения»

- Что за танец-однородные члены предложения?- Спросил у Запятайкина.

- Глазастик всё любил выяснять до тонкостей.

- Однородные- это какие? Одного рода?

- Почему они должны быть одного рода? Рода может даже вовсе не быть у однородных членов предложения.

- Тут Запятайкин вспомнил новый рецепт печенья. – Вот такое

ОНИ БЫСТРО ПОЯВЛЯЮТСЯ

И ЕЩЁ БЫСТРЕЙ СЪЕДАЮТСЯ!

- Так вот однородные сказуемые появляются и съедаются совсем не имеют рода.

- Да, вспомнил. Откуда же им взять род? Ведь эти глаголы-сказуемые отправились на машине времени в Настоящее. А там нет никакого рода – это я запомнил на всю жизнь!

Но что же такое эти однородные члены предложения? И почему они так называются?

- Они просто одного типа, - объяснил Запятайкин. – Одинаковые, что ли. Точнее, они выполняют в предложении одинаковую работу: несколько слов работают подлежащими, или сказуемыми, или дополнениями и обычно отвечают на один и тот же вопрос.

- Вот и я буду задавать им вопросы – сказал Глазастик.

- Вот и задавай, -сказал Запятайкин.- Это легко, потому что однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову или зависят от одного и того же слова.

(Внимание на стихотворение)

Разобрало меня любопытство – догнал я эти слова и обратился к первому:

- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы, сегодня работать будете?

- Я глагол выйти и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.

- А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму.

- Я глагол постучать, и работаю сказуемым при подлежащем ветер в том же самом предложении.

- Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?

- И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковую работу, потому и называемся однородными сказуемыми. Однородными членами предложения могут быть и дополнения, обстоятельства, определения и подлежащие.

- Но вас так много! – засомневался я. – Не будете ли вы мешать друг другу?

- Что ты! Ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга.

- Ребята, найдите и вы подлежащее и сказуемые, о которых говорили глаголы.

- Посмотрите, как интересно получается: одно подлежащее - и шесть сказуемых, с ним связанных.

- Действительно, неплохо, получается, - обратился я к глаголам. – Ну, а как же вы между собой ладите? Кто кому подчиняется?

- В том-то и дело, - сказал третий глагол, - что среди нас нет главных и зависимых слов, мы равноправны.

- Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?

- Мы связаны друг с другом с помощью особой интонацией перечисления и союзов. Правда, интонация бывает всегда, а союзы - нет.

- Спасибо! – крикнул я вслед глаголам, и тоже заторопился в свой класс. Шёл и думал: - А как же однородные подлежащие? Сказуемые? Разве они от кого-нибудь зависят? Ведь они главные!

- Тогда обратился к учебнику нашёл главу о подлежащем.- Извините за беспокойство, многоуважаемое Подлежащее! Мне очень нужно знать, бывают ли подлежащее однородными. – Конечно, бывают. Однородные подлежащие или сказуемые сами грамматически командуют в предложении.


Вывод по таблице «Инсерт»

- А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № ). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Глазастик никак не мог понять почему их 5? ( Это признаки  однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)
- Итак, ребята, подумайте и обсудите в паре, а затем   сформулируйте признаки однородных членов. Каждый выступающий начинает свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Работа со слайдом № , раскрываем все вопросы.
( Если  раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать  остальные признаки однородных членов предложения?)

-Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.

-Итак, мы с вами успешно прошли  1 этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля.

ФИЗМИНУТКА

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
  Улыбайся и садись

4. Первичное закрепление с последующей проверкой.

- Продолжаем наше путешествие по острову Синтаксиса с нашими новыми друзьями «Однородными членами предложения». Которые приготовили много различных испытании.

Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания.
Последовательность выполнения задания:

  •  Сначала каждый из вас  прорабатывает  свой вариант устно.

  • Затем в паре обсуждаете и проверяете правильные ответы.

  • И лишь  потом записываете свой ответ в тетрадь.

- 1) Выполните задание. Устно обоснуйте свои ответы.

  • Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)

  • Выпишите  грамматическую  основу предложения.(Слайд № )

  • Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

  • На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

  • С какой интонацией они читаются?

  • Как называются подобные члены предложения?

2) Найти и выписать предложение с однородными членами, определить синтаксическую роль. Доказать, что они являются однородными.

  • Зимой солнце светит редко.

  • Птицы  ищут корм.

  • Утром прилетали синицы и клевали пшено.

(один вопрос и относятся к одному слову)

3) стр. 196 Глазастик взял предложение в руки и стал внимательно разглядывать: как оно устроено? Что там внутри? Что же он там увидел?

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  2  ЭТАП.

4) СТР. 197, упр. 118 (выполняет 1 ряд)

- Сочинить предложение по этой схеме и записать в тетрадь.

стр. 197, упр.119 (выполняет 2 ряд)

- Измени схему всего на один элемент. Сократи или дополни, или замени какой-то элемент. Начерти схему.

стр. 197, упр. 120 (выполняет 3 ряд)

- Перепиши 2пары предложении. Начерти схему каждого предложения. В чём разница внутри каждой пары?

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  3  ЭТАПа

Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль..
- Глазастик предлагает вам познакомиться с текстом. Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?»  Чтение про себя. (Слайд № )

1) Серёжа мечтает стать орнитологом. Это значит, что он собирается изучать птиц. Он и сейчас уже знает о них много интересного.(орнитология-раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение)

2) Однажды мы стали расспраш_вать его о сн_гирях, глухарях, дятлах, филинах и совах. Серёжа р_ссказал нам о п-вадках этих птиц, об их друз_ях и вр_гах.

3) Я узнал. Что совы – ночные птицы, что дятлы приносят много пользы, что скворца можно научить говорить. Вот только не успел спросить, отчего снегирей называют снегирями, а глухарей – глухарями. А вы не знаете?

-Есть ли в нём незнакомое тебе слово?

А сейчас рассмотрим  этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание 2 часть? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения)
Последовательность выполнения задания:

  • Найдите во 2 части предложения с  однородными членами, запишите их.

  • Докажите, что они являются однородными.

- Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными?  (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения  может быть несколько  рядов однородных членов.)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО контроля  4  Этапа

Слово учителя. Сопоставьте результаты вашей работы на уроке согласно выстроенной вами траектории. В каком этапе у вас наблюдается недоработка?   Сдайте   траектории, я проверю ещё раз и посмотрю над чем нам с вами предстоит ещё поработать.

7.  Рефлексия.
- А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.
- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.
Учитель читает вопросы, дети отвечают.
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- Объясните, почему вы так решили?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

- Давайте посмотрим  на (Слайд) и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

Д/З Организация  творческого задания. Цель: формирования умения использования однородных  членов предложения в  своей речи Ребята, вам нравится учиться в  нашей школе? Каждый день вы приходите с  хорошим настроением. Вас всегда  с нетерпением ждут учителя. Мы хотим,  чтобы вы  всегда с желанием  и радостью шли учиться. А своими успехами и достижениями прославляли класс, нашу школу.

- Глазастик тоже хочет больше узнать о вас, одноклассниках и о нашей школе предлагает вам работу творческого характера. Используя однородные члены предложения,   напишите  небольшое сочинение на тему  « Я, мои одноклассники и моя школа».








.











1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 








1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 








1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 








1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 









«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

   

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;



«»
поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе

    «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.


«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

   

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;



«»
поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе

    «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.


«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

   

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;



«»
поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе

    «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.


«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

   

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;



«»
поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе

    «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.


«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, уже знали

   

«+»
 поставьте «+»(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;



«»
поставьте «–»(минус), на полях, если думали иначе

    «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно.





Вариант 1

1 Укажите правильную формулировку. Однородные члены отвечают…

А. на разные вопросы

В. на один и тот же вопрос

С. на какие хотят

2. Найдите предложение с однородными членами

  1. Хохот и песни слышались повсюду.

  2. На весенней лужайке расцвели колокольчики.

  3. Мы любим свою Родину.

3. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:

А. Няня надевает Марине сапоги.

В. Девочка капризничает, шалит, болтает ногами.

С. Прогулка отменяется.

4. Найдите предложение с однородными подлежащими:

  1. Ослепительное солнце заглянуло в окно.

  2. В лесу живут разные звери.

  3. В лесу весело поют соловьи и кукушки.

5. Найдите предложение с однородными сказуемыми

  1. Звезда горит и светит в темноте

  2. Травка зеленеет, солнышко блестит

  3. Над озером стоял туман

6. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными членами являются:

  1. подлежащее

  2. определение

  3. сказуемое


Вариант 2


1. Укажите правильную формулировку. Однородные члены предложения…

  1. относятся к одному и тому же члену предложения

В. читаются без перечислительной интонации

С. относятся к разным членам предложения

2. В предложении (Мухи, осы , шмели укрываются в сухих убежищах.) однородными членами являются:

  1. сказуемые

  2. подлежащие

  3. дополнения

3.Укажите предложение с однородными сказуемыми

  1. Ночь была тёплая.

  1. Яркая луна освещала путь странникам.

  1. Сухой лист трепетал на ветке, опадал и крутился в воздухе.

  1. Найдите предложения с однородными определениями.

  1. Иногда Илюша просыпается добрый и весёлый.

  2. В обед он с хорошим настроением идёт гулять

  3. В саду весело щебечут птицы.

  1. Найдите предложение с однородными подлежащими:

  1. Налетела туча, и засверкала молния.

  2. Весной на лугах расцветают белые ромашки, голубые васильки и колокольчики.

  3. Сметала осень в высокие стога душистое сено.

  1. Найдите предложение с однородными дополнениями:

  1. Весело, весело встретим Новый год.

  2. На лесной поляне я увидела много грибов и ягод.

  3. По высокому синему небу плыли облака.


Карточка личного контроля _________________________________

1 балл – Я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.

2 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.

3 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею всё.


Критерии траектории:

10-12 баллов – «5»

8-9 баллов –«4»

5-7 баллов –«3»


3

3

3

3


2

2

2

2


1

1

1

1


1этап 2 этап 3 этап 4 этап тест

1 этап - я знаю все признаки однородных членов.

2 этап - найти предложения с однородными членами и определить их синтаксическую роль.

3этап - я умею работать схемами.

4 этап - я вижу и нахожу однородные члены предложения.

.

Критерии оценки теста:

    1. ошибка –«5»

2- ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»


балл

отметка

траектория



тест









Карточка личного контроля _________________________________

1 балл – Я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.

2 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.

3 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею всё.

Критерии траектории:

10-12 баллов – «5»

8-9 баллов –«4»

5-7 баллов –«3»


3

3

3

3


2

2

2

2


1

1

1

1


1этап 2 этап 3 этап 4 этап тест

Критерии оценки теста:

    1. ошибка –«5»

2- ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»


балл

отметка

траектория



тест







Карточка личного контроля _________________________________

1 балл – Я не знаю, не вижу, не нахожу, не умею.

2 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею, но не всё.

3 балла – Я знаю, вижу, нахожу, умею всё.

Критерии траектории:

10-12 баллов – «5»

8-9 баллов –«4»

5-7 баллов –«3»


3

3

3

3


2

2

2

2


1

1

1

1


1этап 2 этап 3 этап 4 этап тест

Критерии оценки теста:

    1. ошибка –«5»

2- ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»


балл

отметка

траектория



тест










Карточка личного контроля _________________________________


3



3

3

3

2



2

2

2

1



1

1

1

Моя отметка: _________
1этап 2 этап 3 этап 4 этап





Карточка личного контроля _________________________________


3



3

3

3

2



2

2

2

1



1

1

1

Моя отметка: _________
1этап 2 этап 3 этап 4 этап







Карточка личного контроля _________________________________


3



3

3

3

2



2

2

2

1



1

1

1

Моя отметка: _________
1этап 2 этап 3 этап 4 этап





Карточка личного контроля _________________________________


3



3

3

3

2



2

2

2

1



1

1

1

Моя отметка: _________
1этап 2 этап 3 этап 4 этап


Шёл однажды Глазастик в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые исполняли оригинальный танец «Однородные члены предложения»

- Что за танец-однородные члены предложения?- Спросил у Запятайкина.

- Глазастик всё любил выяснять до тонкостей.

- Однородные- это какие? Одного рода?

- Почему они должны быть одного рода? Рода может даже вовсе не быть у однородных членов предложения.

- Тут Запятайкин вспомнил новый рецепт печенья. – Вот такое

ОНИ БЫСТРО ПОЯВЛЯЮТСЯ

И ЕЩЁ БЫСТРЕЙ СЪЕДАЮТСЯ!

- Так вот однородные сказуемые появляются и съедаются совсем не имеют рода.

- Да, вспомнил. Откуда же им взять род? Ведь эти глаголы-сказуемые отправились на машине времени в Настоящее. А там нет никакого рода – это я запомнил на всю жизнь!

Но что же такое эти однородные члены предложения? И почему они так называются?

- Они просто одного типа, - объяснил Запятайкин. – Одинаковые, что ли. Точнее, они выполняют в предложении одинаковую работу: несколько слов работают подлежащими, или сказуемыми, или дополнениями и обычно отвечают на один и тот же вопрос.

- Вот и я буду задавать им вопросы – сказал Глазастик.

- Вот и задавай, -сказал Запятайкин.- Это легко, потому что однородные члены предложения всегда относятся к одному и тому же слову или зависят от одного и того же слова.

(Внимание на стихотворение)

Разобрало меня любопытство – догнал я эти слова и обратился к первому:

- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы, сегодня работать будете?

- Я глагол выйти и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.

- А вы, уважаемое слово? – обратился я ко второму.

- Я глагол постучать, и работаю сказуемым при подлежащем ветер в том же самом предложении.

- Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?

- И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковую работу, потому и называемся однородными сказуемыми. Однородными членами предложения могут быть и дополнения, обстоятельства, определения и подлежащие.

- Но вас так много! – засомневался я. – Не будете ли вы мешать друг другу?

- Что ты! Ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга.

- Ребята, найдите и вы подлежащее и сказуемые, о которых говорили глаголы.

- Посмотрите, как интересно получается: одно подлежащее - и шесть сказуемых, с ним связанных.

- Действительно, неплохо, получается, - обратился я к глаголам. – Ну, а как же вы между собой ладите? Кто кому подчиняется?

- В том-то и дело, - сказал третий глагол, - что среди нас нет главных и зависимых слов, мы равноправны.

- Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?

- Мы связаны друг с другом с помощью особой интонацией перечисления и союзов. Правда, интонация бывает всегда, а союзы - нет.

- Спасибо! – крикнул я вслед глаголам, и тоже заторопился в свой класс. Шёл и думал: - А как же однородные подлежащие? Сказуемые? Разве они от кого-нибудь зависят? Ведь они главные!

- Тогда обратился к учебнику нашёл главу о подлежащем.- Извините за беспокойство, многоуважаемое Подлежащее! Мне очень нужно знать, бывают ли подлежащее однородными. – Конечно, бывают. Однородные подлежащие или сказуемые сами грамматически командуют в предложении.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Автор: Габидуллина Светлана Георгиевна

Дата: 22.05.2015

Номер свидетельства: 214388

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Разработка бинарного урока русского языка в 7 классе по теме: "Союз. Повторение и обобщение изученного по теме»."
    ["seo_title"] => string(126) "razrabotka-binarnogho-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-soiuz-povtorieniie-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie"
    ["file_id"] => string(6) "315762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459949456"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства