Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.
Тема Однородные члены предложения
Цели: - дать понятие об однородных членах предложения
- развивать умение находить в предложении однородные члены и определять, какими членами предложения они являются
- развивать логическое мышление учащихся
- формировать навыки коммуникативной культуры
Материал к уроку: 1) учебник « Русский язык 3 класс. Первая часть», автор С.В.Иванов
2) карточки с предложениями
3) карточки-опоры
4) карточки с графическими схемами предложений
5) опора для подведения итога урока
Ход урока:
I Создание проблемной ситуации
На доске записаны и закрыты полосками бумаги слова:
Однородные члены предложения
1. Учитель снимает первую справа полоску бумаги, открыто слово «предложение»
-Обсудите в группах, что вы знаете о предложениях
- предложение состоит из слов и выражает законченную мысль
- по цели предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные
- по интонации- восклицательные, невосклицательные
- предложения бывают распространенные, нераспространенные
- Поделитесь своими знаниями с другими группами
2. Учитель снимает вторую справа полоску бумаги, скрыты слова « члены предложения»
- Обсудите в группах, что вы знаете о членах предложения
- члены предложения могут быть главными и второстепенными
- главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое; они взаимосвязаны
- второстепенные члены – дополнение, определение, обстоятельство – они поясняют, уточняют, дополняют предложение, могут быть связаны с главными членами предложения и друг с другом
3. На полоске № 3 – знак ? Что скрывается за этим таинственным знаком, мы узнаем в течении урока, выполнив ряд заданий
II Решение проблемы
Задание № 1(выполняется в парах) – Возьмите карточку № 1, прочитайте предложения, разберите их по членам предложения.
В группе : а) из трех простых предложений составьте одно предложение. Это предложение запишите в тетрадь и разберите его по членам предложения.
( Проверка по кодоскопу)
б) Приготовьтесь рассказать о предложении, которое вы составили, по вопросам на карточке-опоре №2.
в) Поделитесь своими наблюдениями с другими группами.
Вывод: Вы заметили, что члены предложения, которые повторялись в предложениях, являются одним и тем же членом предложения; отвечают на один и тот же вопрос; зависят от одного и того же слова.
-Что же это за член предложения?
Задание № 2: -Откройте учебник на странице 97. Прочитайте рубрику «Тайны языка»
-Какое слово скрывается за табличкой на доске?
(ОДНОРОДНЫЕ)
-Какова же тема урока? (ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
-Как вы думаете, что мы должны будем учиться делать на уроке?
III Упражнения в нахождении однородных членов предложения, их графическом обозначении.
-1)Однородные члены предложения можно не только подчеркивать, но и обозначать с помощью специальных графических знаков.
-2) Откройте в учебнике страницу 98, рассмотрите таблицу.
-3) Составьте графическую схему предложения, которое вы записали в тетрадях.
ПРОВЕРКА: показать на « стирательных» досках
4) Откройте упражнение №1 на странице 97.
-Возьмите карточку №3 с графической схемой предложения
-Найдите среди всех предложений то предложение, которое соответствует вашей схеме, запишите его в тетрадь и разберите по членам предложения.
ПРОВЕРК А С ПОМОЩЬЮ КОДОСКОПА.
5)ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
«Слабым» ученикам: упражнение №3 на странице 98: выберите и запишите предложение №2 или №3(то, которое вам больше понравилось)
-разберите его по членам предложения
ПРОВЕРКА: « консультанты» проверяют у остальных правильность выполнения задания
«Сильным» ученикам: упражнение №4 на странице 98: -продолжите предложения, зарисуйте схему с помощью кружков.
ПРОВЕРКА: («кресло автора» )-подарите нам всем свое красивое предложение.
IY Итог урока: -Рассмотрев опору, которая появилась на доске, расскажите, какие новые знания вы «открыли» для себя на уроке, что тренировали, выполняя задания.
Карточка № 1
Группа № 1 Группа № 2
В садах поспевают яблоки. Соленый ветер дул с моря.
В садах поспевают груши. Резкий ветер дул с моря.
В садах поспевают сливы. Холодный ветер дул с моря.
( В садах поспевают яблоки, груши, сливы.) ( Соленый, резкий, холодный ветер дул с моря.)
Группа № 3 Группа № 4
Мы ходили в театр. Листья приподнимались над травой.
Мы ходили в зоопарк. Листья падали на землю.
Мы ходили на выставку. Листья гонялись друг за другом.
( Мы ходили в театр, в зоопарк, на выставку.) ( Листья приподнимались над травой, падали на
землю, гонялись друг за другом.)
Карточка – опора № 2
- Члены предложения, которые одинаково подчеркнуты, отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?
- Являются одним и тем же членом предложения или разными членами предложения?
- Зависят от одного и того же слова или от разных слов?
Карточка № 3 ( к упр. № 1 стр. 97 )
Группа № 1 Группа № 2
Группа № 3