Орг.момент-Здравствуйте, девочки. Сегодня урок мы начнем с повторения.      II.      II. Новая тема.   А)Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:       расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;   в роли каких членов предложения выступает слово Россия;   в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?     1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.2) Родина многих величайших художников : Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет.   - Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?     - Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?   - Почему?     (Они выступают в роли обстоятельства, сказуемого , подлежащего дополнения и обращения.)   - Прочитайте предложение с обращением.   - Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются обстоятельством , сказуемым , подлежащим, дополнением )   Б)Постановка дидактической цели   - Задача нашего урока –а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём      б)  провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;      в)  расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры;      г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;      д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.   В) Составление кластера (опорного конспекта)   - Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем).   - Работа над теоретическим материалом . &32,стр180-181.   - Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?   - Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!   - Дайте полный устный ответ по кластеру.?   - Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями       Г)Задание исследовательского характера   Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:   Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?».   Что за форма старче?в обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…Сравните е более древний текст : Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)   Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка , который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.        Г) Стадия осмысления   -Не правда ли, девочки, эта тема нам знакома? Она не только знакома, а еще и привычна: мы ведь встречаемся с этим явлением ежедневно.         III. Выполнение практических заданий.   Использование обращений в художественных текстах , в эпистолярном жанре.   Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены    1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.    2. Я вернусь к тебе Россия.    3. С чего начинается Родина?    4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!    5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.    6. Любимый город может спать спокойно.    7. Утоли мою жажду каплей росы.    8. Жизнь моя ничуть не стала тише…    9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.    10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!   Составьте схемы предложений.   1.Я вернусь к тебе, Россия.    4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!    9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.    10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!   Схемы: [ …, О].    [О, … ].    [ …, О].    [ …, О, … ].        Проверка выполнения задания.        -В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?   - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?   -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?       IV. Подведение итогов урока.      Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Какие задания вызвали затруднения?     Какие показались интересными?    V. Рефлексия.  «Все в твоих руках»  -На листе бумаги обводям левую руку. Каждый палец какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:  Большой - что для меня было важным на уроке?  Указательный – По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.  Средний – Что мне не понравилось?  Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.  Мизинец – для меня было недостаточно...       VI. Дом. задание.  Написать сочинение на тему: Отсутствие вежливого обращения- это недостаток нашего языка и его достоинства.   |