Орг.момент-Здравствуйте, девочки. Сегодня урок мы начнем с повторения. II. II. Новая тема. А)Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы: расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы; в роли каких членов предложения выступает слово Россия; в каком предложении это слово не является членом предложения, почему? 1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.2) Родина многих величайших художников : Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет. - Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи? - Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли? - Почему? (Они выступают в роли обстоятельства, сказуемого , подлежащего дополнения и обращения.) - Прочитайте предложение с обращением. - Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются обстоятельством , сказуемым , подлежащим, дополнением ) Б)Постановка дидактической цели - Задача нашего урока –а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём б) провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; в) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры; г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями; д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение. В) Составление кластера (опорного конспекта) - Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем). - Работа над теоретическим материалом . &32,стр180-181. - Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить? - Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте! - Дайте полный устный ответ по кластеру.? - Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями Г)Задание исследовательского характера Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?». Что за форма старче?в обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…Сравните е более древний текст : Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет») Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка , который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском. Г) Стадия осмысления -Не правда ли, девочки, эта тема нам знакома? Она не только знакома, а еще и привычна: мы ведь встречаемся с этим явлением ежедневно. III. Выполнение практических заданий. Использование обращений в художественных текстах , в эпистолярном жанре. Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! 5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 6. Любимый город может спать спокойно. 7. Утоли мою жажду каплей росы. 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! Составьте схемы предложений. 1.Я вернусь к тебе, Россия. 4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! 9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая. 10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье! Схемы: [ …, О]. [О, … ]. [ …, О]. [ …, О, … ]. Проверка выполнения задания. -В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку? - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение? -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату? IV. Подведение итогов урока. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие задания вызвали затруднения? Какие показались интересными? V. Рефлексия. «Все в твоих руках» -На листе бумаги обводям левую руку. Каждый палец какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение: Большой - что для меня было важным на уроке? Указательный – По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Средний – Что мне не понравилось? Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. Мизинец – для меня было недостаточно... VI. Дом. задание. Написать сочинение на тему: Отсутствие вежливого обращения- это недостаток нашего языка и его достоинства. |