kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "НН и Н в прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

Цель урока: объяснить учащимся употребление одной и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Тип урока: урок-исследование

Метод урока: поисковый

Оборудование: интерактивная доска, таблица «ИНСЕРТ», оценочные листы, стикеры, раздаточные материалы, кластер, плакат, маркеры.

План урока

I. Орг. момент.

II. Проверка домашней работы.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

IV. Объяснение нового материала.

V. Закрепление.

VI. Стадия рефлексии.

VII. Домашняя работа.

Ход урока

I. Орг.момент. Психологический настрой. Для развития коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды, я предложила ученикам поиграть в игру  «Рисунок на спине»

 С помощью одинаковых рисунков, класс делится на группы.

II. Проверка домашней работы. Составление кластера.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

Назовите антонимы к словам:

Холод - жара

Зима- лето

Сон- явь

Утро- ночь 

От данных существительных образуйте прилагательные.

Холод- холодный
зима- зимний
сон- сонный
утро- утренний
глина- глиняный

- К какой части речи относятся слова левых столбиков?

- К какой части речи относятся слова правых столбиков?

- С помощью каких суффиксов они образованы?

IV. Объяснение нового материала.

- Прочитайте слова левого и правого столбиков и определите в них суффикс

вкусный                  сонный

хрустальный          лунный

летний                    осенний

- С помощью одного и того же суффикса образованы прилагательные левого и правого столбиков?

- Почему в прилагательных левого столбика пишем одно н, а в словах правого столбика – два н?

- Какой вывод можно сделать о правописании слов правого столбика?

(В именах прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на н, пишется две буквы н)

- Как образованы эти имена прилагательные, с помощью каких суффиксов?

Государство - государственный

Традиция – традиционный

Хозяйство – хозяйственный

Мужество – мужественный

Лекция - лекционный

- Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами?

(Имена прилагательные, образованные от существительных  с        помощью суффиксов -енн-, -онн-, пишутся с двумя н.)

- С помощью каких суффиксов образованы эти имена прилагательные?

Нефть – нефтяной (промысел)

Кость – костяное (изделие)

 Дрова – дровяной (склад)

Лебедь- лебединый (пух)

- Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами

(В именах прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин_ пишется одна буква н.)

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный

- В именах прилагательных, образованных от существительных соловей, воробей перед суффиксом –ин- пишется мягкий знак – соловьиный, воробьиный.

Работа по учебнику. Упражнение 3, 5.

Задание для развития речи и мышления. Определение значения фразеологизмов.

Определите значение фразеологизмов, составьте устно предложения с ними, выделите       

      суффиксы.

      1-я группа - Мышиная возня

      2-я группа - Длинный язык

      3-я группа - За каменной стеной

V. Закрепление.

Распределительный диктант. Впишите прилагательные,  у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н суффиксами.
Песча.ый, обыкнове…ый, овся…ый, шерстя…ой, торфя…ой, кожа…ый, стекля…ый, письме…ый, оловя…ый, революцио…ый, орли…ый, обеде…ый, костя…ой, звери…ый, деревя…ый, экскурсио…ый

Распределительный диктант

НН

Н

Обыкновенный

Песчаный

Стеклянный

Овсяный

Письменный

Шерстяной

Оловянный

Торфяной

Революционный

Кожаный

Обеденный

Орлиный

Деревянный

Костяной

Экскурсионный

Звериный

 

Мозговая атака. От данных имен прилагательных образуйте имена существительные.

Авиационный - авиация

Единственный - единство

Машинный- машина

Орлиный- орел

Кожаный- кожа

Осиный- осина

Огненный- огонь

Льняной- лен

Кухонный- кухня

Журавлиный- журавль

Утиный- утка

Экскурсионный- экскурсия

Петушиный- петух

 Змеиный- змея

Львиный-  лев

Торфяной- торф

 Глиняный- глина

Обеденный- обед

 Письменный- письмо

Искусственный- искусство

Соломенный- солома

Синквейн.

1-я группа - «Санта Мария»

2-я группа -  «Секвоя»

3-я группа -   «Раффлезия Арнольди»

 

 

VI. Стадия рефлексии.

- Достигли ли мы нашей цели?

- Как работала сегодня наша группа?

-Какую оценку вы поставите своей группе?

- Все ли было понятно на сегодняшнем уроке?

 

Таблица «ИНСЕРТ»

 

Что знал…

Что хочу узнать…

 

 

VII. Домашняя работа. Упражнение 7,8. Стр.219-220

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "НН и Н в прилагательных" »

План урока  I. Орг.момент.  II. П роверка домашней работы.  III. Подготовка к восприятию новой темы.  IV. Объяснение нового материала.  V. Закрепление.  VI. Стадия рефлексии.  VII. Домашняя работа.

План урока

I. Орг.момент.

II. П роверка домашней работы.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

IV. Объяснение нового материала.

V. Закрепление.

VI. Стадия рефлексии.

VII. Домашняя работа.

II. П роверка домашней работы.   Составление кластера.  Дерево «Секвоя»

II. П роверка домашней работы.

Составление кластера.

Дерево «Секвоя»

Кипарис  «Санта Мария»

Кипарис

«Санта Мария»

Цветок « Раффлезия Арнольди »

Цветок « Раффлезия Арнольди »

III. Подготовка к восприятию новой темы. Назовите антонимы к словам: Холод - Зима- Сон- Утро-  От данных существительных образуйте прилагательные. Холод- зима-  сон-  утро-  глина-

III. Подготовка к восприятию новой темы.

Назовите антонимы к словам:

Холод -

Зима-

Сон-

Утро-

От данных существительных образуйте прилагательные.

Холод-

зима- сон- утро- глина-

III. Подготовка к восприятию новой темы. Назовите антонимы к словам: Холод - жара Зима- лето Сон- явь Утро- ночь  От данных существительных образуйте прилагательные. Холод- холодный  зима- зимний  сон- сонный  утро- утренний  глина- глиняный  - К какой части речи относятся слова левых столбиков? - К какой части речи относятся слова правых столбиков? - С помощью каких суффиксов они образованы?

III. Подготовка к восприятию новой темы.

Назовите антонимы к словам:

Холод - жара

Зима- лето

Сон- явь

Утро- ночь

От данных существительных образуйте прилагательные.

Холод- холодный зима- зимний сон- сонный утро- утренний глина- глиняный

- К какой части речи относятся слова левых столбиков?

- К какой части речи относятся слова правых столбиков?

- С помощью каких суффиксов они образованы?

IV. Объяснение нового материала.  - Прочитайте слова левого и правого столбиков и определите в них суффикс вкусный сонный хрустальный лунный летний осенний - С помощью одного и того же суффикса образованы прилагательные левого и правого столбиков? - Почему в прилагательных левого столбика пишем одно н, а в словах правого столбика – два н? - Какой вывод можно сделать о правописании слов правого столбика? (В именах прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на н, пишется две буквы н) - Как образованы эти имена прилагательные, с помощью каких суффиксов? Государство - государственный Традиция – традиционный Хозяйство – хозяйственный Мужество – мужественный Лекция - лекционный

IV. Объяснение нового материала.

- Прочитайте слова левого и правого столбиков и определите в них суффикс

вкусный сонный

хрустальный лунный

летний осенний

- С помощью одного и того же суффикса образованы прилагательные левого и правого столбиков?

- Почему в прилагательных левого столбика пишем одно н, а в словах правого столбика – два н?

- Какой вывод можно сделать о правописании слов правого столбика?

(В именах прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на н, пишется две буквы н)

- Как образованы эти имена прилагательные, с помощью каких суффиксов?

Государство - государственный

Традиция – традиционный

Хозяйство – хозяйственный

Мужество – мужественный

Лекция - лекционный

- Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами? (Имена прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-, пишутся с двумя н.) - С помощью каких суффиксов образованы эти имена прилагательные? Нефть – нефтяной (промысел) Кость – костяное (изделие)  Дрова – дровяной (склад) Лебедь- лебединый (пух) - Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами (В именах прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин_ пишется одна буква н.) Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный - В именах прилагательных, образованных от существительных соловей, воробей перед суффиксом –ин- пишется мягкий знак – соловьиный, воробьиный.

- Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами?

(Имена прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-, пишутся с двумя н.)

- С помощью каких суффиксов образованы эти имена прилагательные?

Нефть – нефтяной (промысел)

Кость – костяное (изделие)

Дрова – дровяной (склад)

Лебедь- лебединый (пух)

- Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами

(В именах прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин_ пишется одна буква н.)

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный

- В именах прилагательных, образованных от существительных соловей, воробей перед суффиксом –ин- пишется мягкий знак – соловьиный, воробьиный.

V. Закрепление. Распределительный диктант. Впишите прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н суффиксами.     Песча..ый, обыкнове…ый, овся…ый, шерстя…ой, торфя…ой, кожа…ый, стекля…ый, письме…ый, оловя…ый, революцио…ый, орли…ый, обеде…ый, костя…ой, звери…ый, деревя…ый, экскурсио…ый

V. Закрепление.

Распределительный диктант. Впишите прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н суффиксами.

Песча..ый, обыкнове…ый, овся…ый, шерстя…ой, торфя…ой, кожа…ый, стекля…ый, письме…ый, оловя…ый, революцио…ый, орли…ый, обеде…ый, костя…ой, звери…ый, деревя…ый, экскурсио…ый

Распределительный диктант НН Н Обыкновенный Песчаный Стеклянный Овсяный Письменный Оловянный Шерстяной Торфяной Революционный Кожаный Обеденный Орлиный Деревянный Костяной Экскурсионный Звериный

Распределительный диктант

НН

Н

Обыкновенный

Песчаный

Стеклянный

Овсяный

Письменный

Оловянный

Шерстяной

Торфяной

Революционный

Кожаный

Обеденный

Орлиный

Деревянный

Костяной

Экскурсионный

Звериный

Мозговая атака.  От данных имен прилагательных образуйте имена  существительны е.  Авиационный - Единственный - Машинный - Орлиный - Кожаный - Осиный - Огненный - Льняной - Кухонный - Журавлиный -

Мозговая атака.

От данных имен прилагательных образуйте имена

существительны е.

Авиационный -

Единственный -

Машинный -

Орлиный -

Кожаный -

Осиный -

Огненный -

Льняной -

Кухонный -

Журавлиный -

Утиный - Экскурсионный - Петушиный - Змеиный - Львиный - Торфяной - Глиняный - Обеденный - Письменный - Искусственный - Соломенный -

Утиный -

Экскурсионный -

Петушиный -

Змеиный -

Львиный -

Торфяной -

Глиняный -

Обеденный -

Письменный -

Искусственный -

Соломенный -

VI. Стадия рефлексии.  - Достигли ли мы нашей цели?  - Как работала сегодня наша группа?  -Какую оценку вы поставите своей группе?  - Все ли было понятно на сегодняшнем уроке?  VII. Домашняя работа. Упражнение 7,8. Стр.219-220

VI. Стадия рефлексии.

- Достигли ли мы нашей цели?

- Как работала сегодня наша группа?

-Какую оценку вы поставите своей группе?

- Все ли было понятно на сегодняшнем уроке?

VII. Домашняя работа. Упражнение 7,8. Стр.219-220


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "НН и Н в прилагательных"

Автор: Джолдасова Улбике Абдирахымовна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "План урока, презентация, проектный лист к уроку "Склонение прилагательных единственного числа. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(119) "plan-uroka-priezientatsiia-proiektnyi-list-k-uroku-sklonieniie-prilaghatiel-nykh-iedinstviennogho-chisla-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402776467"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок по русскому языку  на тему :"Прилагательные  близкие и противоположные по смыслу" "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-prilaghatiel-nyie-blizkiie-i-protivopolozhnyie-po-smyslu"
    ["file_id"] => string(6) "190820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427218803"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытый урок "Употребление прилагательных со словом самый" "
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi-urok-upotrieblieniie-prilaghatiel-nykh-so-slovom-samyi"
    ["file_id"] => string(6) "107156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403176087"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок « Имя прилагательное в словосочетании и предложении». "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-imia-prilaghatiel-noie-v-slovosochietanii-i-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "163460"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422476383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства