Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Цель урока: объяснить учащимся употребление одной и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Тип урока: урок-исследование
Метод урока: поисковый
Оборудование: интерактивная доска, таблица «ИНСЕРТ», оценочные листы, стикеры, раздаточные материалы, кластер, плакат, маркеры.
План урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашней работы.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
IV. Объяснение нового материала.
V. Закрепление.
VI. Стадия рефлексии.
VII. Домашняя работа.
Ход урока
I. Орг.момент. Психологический настрой. Для развития коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды, я предложила ученикам поиграть в игру «Рисунок на спине»
С помощью одинаковых рисунков, класс делится на группы.
II. Проверка домашней работы. Составление кластера.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
Назовите антонимы к словам:
Холод - жара
Зима- лето
Сон- явь
Утро- ночь
От данных существительных образуйте прилагательные.
Холод- холодный
зима- зимний
сон- сонный
утро- утренний
глина- глиняный
- К какой части речи относятся слова левых столбиков?
- К какой части речи относятся слова правых столбиков?
- С помощью каких суффиксов они образованы?
IV. Объяснение нового материала.
- Прочитайте слова левого и правого столбиков и определите в них суффикс
вкусный сонный
хрустальный лунный
летний осенний
- С помощью одного и того же суффикса образованы прилагательные левого и правого столбиков?
- Почему в прилагательных левого столбика пишем одно н, а в словах правого столбика – два н?
- Какой вывод можно сделать о правописании слов правого столбика?
(В именах прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на н, пишется две буквы н)
- Как образованы эти имена прилагательные, с помощью каких суффиксов?
Государство - государственный
Традиция – традиционный
Хозяйство – хозяйственный
Мужество – мужественный
Лекция - лекционный
- Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами?
(Имена прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-, пишутся с двумя н.)
- С помощью каких суффиксов образованы эти имена прилагательные?
Нефть – нефтяной (промысел)
Кость – костяное (изделие)
Дрова – дровяной (склад)
Лебедь- лебединый (пух)
- Какой вывод можно делать о правописании прилагательных с этими суффиксами
(В именах прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин_ пишется одна буква н.)
Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный
- В именах прилагательных, образованных от существительных соловей, воробей перед суффиксом –ин- пишется мягкий знак – соловьиный, воробьиный.
Работа по учебнику. Упражнение 3, 5.
Задание для развития речи и мышления. Определение значения фразеологизмов.
Определите значение фразеологизмов, составьте устно предложения с ними, выделите
суффиксы.
1-я группа - Мышиная возня
2-я группа - Длинный язык
3-я группа - За каменной стеной
V. Закрепление.
Распределительный диктант. Впишите прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н суффиксами.
Песча.ый, обыкнове…ый, овся…ый, шерстя…ой, торфя…ой, кожа…ый, стекля…ый, письме…ый, оловя…ый, революцио…ый, орли…ый, обеде…ый, костя…ой, звери…ый, деревя…ый, экскурсио…ый
Распределительный диктант
НН
Н
Обыкновенный
Песчаный
Стеклянный
Овсяный
Письменный
Шерстяной
Оловянный
Торфяной
Революционный
Кожаный
Обеденный
Орлиный
Деревянный
Костяной
Экскурсионный
Звериный
Мозговая атака. От данных имен прилагательных образуйте имена существительные.
Авиационный - авиация
Единственный - единство
Машинный- машина
Орлиный- орел
Кожаный- кожа
Осиный- осина
Огненный- огонь
Льняной- лен
Кухонный- кухня
Журавлиный- журавль
Утиный- утка
Экскурсионный- экскурсия
Петушиный- петух
Змеиный- змея
Львиный- лев
Торфяной- торф
Глиняный- глина
Обеденный- обед
Письменный- письмо
Искусственный- искусство
Соломенный- солома
Синквейн.
1-я группа - «Санта Мария»
2-я группа - «Секвоя»
3-я группа - «Раффлезия Арнольди»
VI. Стадия рефлексии.
- Достигли ли мы нашей цели?
- Как работала сегодня наша группа?
-Какую оценку вы поставите своей группе?
- Все ли было понятно на сегодняшнем уроке?
Таблица «ИНСЕРТ»
Что знал…
Что хочу узнать…
VII. Домашняя работа. Упражнение 7,8. Стр.219-220