kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Интеграция, как современная технология обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я – учитель русского языка и литературы. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Я  отда. ей себя всю – иначе не стоило и начинать. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Интеграция, как современная технология обучения"»



Урок на тему: «Развитие коммуникативной компетенции посредством использования технологии интегрированного обучения при повторении темы «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи» в 10-м классе»

Проблема:

Показать, как использование технологии интегрированного обучения способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся.



Цель и задачи:

Разработать урок с использованием технологии интегрированного обучения;

Выявить преимущества данной технологии на уроках русского языка и литературы.

Практическая значимость:

Использовать технологию интегрированного обучения при повторении темы «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи» в 10-м классе, опираясь на текст романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

Гипотеза: использование интеграции учебных предметов расширит возможности для обучения и преподавания, позволит перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к взаимосвязанному, комплексному изучению, будут способствовать развитию познавательной активности и привитию интереса к учебным предметам.



Введение

 В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры.

В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Любое художественное произведение знакомит нас с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. В наш век процветает бездуховность. Все прежние идеалы растоптаны, а новых нет. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы - находить их. Литература - сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитать всесторонне развитого человека;

  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  • формировать обобщённые знания и умения;

  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов: это и создание различных спецкурсов, это и рождение новых предметов, это и интегрированные уроки.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Интегрированный урок - качественно новая ступень в методике преподавания. Он призван помочь учителю в воспитании целостной личности, способной к самоопределению в изменившихся условиях жизни общества. Несомненными его достоинствами являются большая содержательная емкость учебного материала, чрезвычайная лаконичность и емкость его подачи, взаимопроникновение интегрируемых предметов на всех этапах урока и огромная информативность

К вопросу интеграции в обучении обращались многие классики педагогической мысли: Я.А.Каменский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов, Дж. Дьюи, Г. Фрезинг, Е. Хофман.

В современной школе интеграция как технология и метод обучения, с одной стороны, это способ, помогающий связать в единое целое разрозненные части и элементы, с другой – установить взаимосвязь внутри системы. Такого рода внутренняя интеграция есть результат многообразных проявлений множественных связей.

Апробируются различные виды интеграции:

а) проблемная интеграция (предполагает обращение на уроке или на ряде уроков к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления);

б) тематическая интеграция (создаётся общей темой урока, одновременно давая возможность развернуть главное содержание при обращении к разным аспектам);

в) межпредметная интеграция (в рамках урока сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК, музыка и литература, русский язык и литература, литература, музыка и ИЗО).

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:

* урок творческого поиска;

* лабораторные работы;

* творческие мастерские;

* урок-проект;

* урок-путешествие и т. д.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты важные проблемы.

В качестве примеров можно привести уроки, связанные с изучением «Жития Бориса и Глеба» (литература, русский язык, история, МХК), поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (литература, русский язык, МХК), романа И. А. Гончарова «Обломов» (литература, русский язык, МХК), рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (литература, русский язык, музыка) и т. д.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, необходимо учитывать:

  1. цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.);

  2. подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали заданной теме;

  3. определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это - идея, явление, понятие или предмет);

  4. определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это - идея, явление, понятие или предмет);

  5. создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний;

  6. переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Таким образом, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

В 10-м классе повторение темы «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи» можно провести, опираясь на текст романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

Задачами такого урока будет не только формирование языковой (лингвистической) компетенции, коммуникативных навыков, но и развитие логического мышления,



воспитание у учащихся активной читательской позиции, интереса к изучению классической литературы, языка, творчества и мировоззрения великого русского писателя.

Анализируя отрывки романа, школьники приходят к выводу, что духовные искания главного героя князя Андрея, его внутренние противоречия помогают «оформить» частицы!

В начале романа князь Андрей предстает перед читателем уставшим от жизни человеком. Моя задача убедить, что отрицательные частицы НЕ и НИ хорошо это показывают. (слайд1)

Звучит вопрос : «Какие значения имеют частицы НЕ и НИ?» Предлагается для анализа следующий материал:

1. Князь Андрей :

(1)«Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! (2)Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. (3)Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно. (4)И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…»

2. Андрей Пьеру:

(5)«Женись стариком, никуда не годным… (6)А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. (7)Все истратится по мелочам. (8)Да, да, да!»

3. Андрей о Наполеоне: (9)«Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего»

4. Андрей о себе:

(10)« А я испытал противоположное. (11)Я жил для славы (Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) (12)Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь».

Ответы примерно такие: Князь Андрей отрицает мир, в котором живет во имя своего Тулона (высказывание 1) отрицает любовь (высказывание 2), отрицает кумира (разочаровывается в Наполеоне) - высказывание 3, 3) подводит итог своей жизни – высказывание 4.

Говорю: как известно, князь вновь «возвращается к жизни» после встречи с Наташей Ростовой. И прошу проследить, как частицы НЕ и НИ помогают увидеть изменения, произошедшие в князе.

1. «Весна, и любовь, и счастие!»- как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный, обман.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб - наша жизнь кончена!» он (Андрей) должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая…

2. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»

3. « Ему (Андрею) решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать».

  1. Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. (20)Он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать. (21)Он то, зажегши свечу, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей: так радостно и ново было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет божий.



Примерные ответы учеников: частица НЕ «выступает» в роли импульса к действию: от отрицания жизни к eё стремлению. (Не кончена, не для одного меня, не жили). В предложениях 2 и 3 у князя Андрея на душе хорошо, но слезы очищения нужны. И ударение на слоге НЕ в местоимении не о чем, и отрицание при глаголе НЕ может (=не хочет) и деепричастии НЕ тяготясь (= не желая) показывают нам перемены в князе Андрее. Мы воспринимаем его душевные волнения как обновление души. К князю приходит любовь.

Следующий этапы жизни князя. Разрыв со Сперанским совершился просто и легко, но как трудно было пережить князю Болконскому разрыв с Наташей. Война 1812 года вновь приводит Андрея на поле битвы. И мысли о смерти неотступно «следуют» за ним.

«Волшебный фонарь» освещает «грубо намалеванные картины» жизни князя, и он жалуется Пьеру:

Андрей. «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от дерева добра и зла… Ну, да не надолго!»

На Бородинском поле

Андрей. «Неужели это смерть?» - подумал князь Андрей Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…»

В госпитале

Андрей. «Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю»

- Как «работают» частицы в этих отрывках?

Примерные ответы учащихся.

Князь Андрей ищет смерти после разрыва с Наташей. Л.Н.Толстой дает возможность князю Андрею разобраться в своей жизни, в мыслях, поступках и ставит его в такое положение как близость смерти.

Князь Андрей, прежде индивидуалист, замкнутый и одинокий в своей личной жизни, как и Пьер, приходит к отречению индивидуализма и к признанию высшей руководящей силы, объединяющей всех людей, к идеям самоотречения и любви: «Любить ближних, любить врагов своих. любить бога во всех проявлениях".

Страх – вот чувство, которое бередит ум князя перед смертью.

Прослеживаем, как частицы помогают:
1) передать страх князя Андрея перед пришествием смерти и

2) показать неотвратимость ее наступления.

«Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем-то ненужном. Они собираются ехать куда-то. Князь смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие важные заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие-то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь Что-то не человеческое – смерть, ломится в дверь, и надо удержать ее. Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер».

«Да, это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!

С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.

Примерные ответы учащихся.

Частицы НЕ и НИ "передают" отрицание жизни, отрицание смерти. Но отрицание жизни оказывается не так страшно. И князь принимает смерть как пробуждение, данность. ЕЕ боятся все «смертные», но князь осознает ее очищающее пришествие. И страх сменяется спокойствием.

Можно сказать, что князь всю свою регламентированную жизнь неосознанно направил на поиск любви. Но нашел он ее только в конце жизни. Переосмыслить все ошибки и понять всепрощающую силу любви смог он уже в конце жизненного пути.

Заключение: Роман Л.Н. Толстого построен на противопоставлении: противопоставлении в названии романа («Война и мир»), главных героев (Князь Андрей Болконский и князь Анатоль Курагин, Наташа и Элен, Кутузов и Наполеон и другие), их поступков. Л.Н.Толстой пишет о «диалектике души» , о «духовных исканиях» князя А. Болконского. Понять их противоречивый характер нам помогают и частицы НЕ и НИ.

Таким образом, интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к осмыслению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

Это уроки здоровьесберегающие: снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

Литература - нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая произведения Бетховена, Моцарта, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. За интеграцией - будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. На этом пути возможны и открытия, и ошибки. Как словесника, прежде всего меня заинтересовали два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время считала, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-таки есть. Ответ нахожу в словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое». Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.

В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы в единый предмет - русскую словесность. Но нельзя согласиться с тем, что нужно эти предметы объединить. Цель обучения русскому языку - научить грамотно писать и разбираться в грамматических категориях. Цель уроков литературы - воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но свести урок литературы к грамматическому разбору текста? Исчезнет эмоциональный настрой, чувство сопричастности. Поэтому уместно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. Они сближают два предмета, но и сохраняют их самобытность.

Литература - 1) произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение; 2) письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Выяснили, что литература - это искусство слова. В данной работе попытаюсь рассмотреть интеграцию трёх предметов: литературы - живописи - музыки. Интеграция позволяет учащимся иметь целостную картину мира. Необходимо перейти от развития интеллекта в отдельных предметах к всестороннему и целостному развитию личности. Органическая связь литературы и смежных искусств представляет собой основу для интегрирования таких предметов, как живопись, музыка и литература. Использую на уроках записи музыкальных произведений. Каждый урок - творческий поиск. Главное - интегрированные уроки оставят яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. Такой урок побуждает к мыслительной деятельности, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении.

Интеграция- это определённая система работы, у которой есть свой результат:

  • в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении различных видов искусства;

  • в повышении уровня знаний по предмету;

  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

  • в росте познавательного мышления школьников, появляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке;

  • во включении учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные произведения и проекты.

Можно сказать: межпредметные связи- условие повышения качества учебно- воспитательного процесса современной школы, условие интеграции науки и практики, интеграции личности в национальную и мировую культуру. А умение устанавливать межпредметные связи- показатель педагогического мастерства учителя.



Литература

1. Л.Н.Толстой "Война и мир", Издательство "Художественная литература", 1988

2. Ф. Брулёва, Г. Булгакова .Русский язык. Издательство «Атамура», 2011

3. Т.В.Шклярова "Справочник по русскому языку". Издательство "Грамотей", 2004

4. Г.И.Соколова "Уроки словесности". Издательство "Русское слово", 2001

5. Литература. Система уроков по роману Л.Г.Толстого "Война и мир". Издательство "Учитель", 2009



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему: "Интеграция, как современная технология обучения"

Автор: Камалетдинова Элла Николаевна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(89) "dokladnatiemuinformatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiiobuchieniianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453646358"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся  через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-inoiazychnoi-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-uchiebnyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "228903"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441545383"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Интеграция элементов педагогических технологий в современной школе "
    ["seo_title"] => string(85) "intieghratsiia-eliemientov-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422004995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства