kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция элементов педагогических технологий в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция элементов педагогических технологий

в современной школе

 

Автор:

учитель биологии

высшей категории

Пестова

Надежда Михайловна

В настоящее время существует много интересных, результативных педагогических технологий направленных на реализацию образовательных

задач. Классно-урочная форма обучения имеет ряд преимуществ, однако урок в его традиционной форме уже не соответствует современным требованиям и интересам, как ученика, так и учителя. Детей нужно учить так, чтобы им было интересно, а для этого необходим труд учителя и ученика, труд по приобретению знаний.

Учащиеся среднего и старшего звена, в которых изучается курс биологии, обладают специфическими возрастными и психологическими особенностями и это надо учитывать. Необходимо сделать оптимальный  выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания учебного материала, а также подготовленности и интересов учащихся.

Люди имеют право быть разными и более того, осознавая себя личностью, человек может выстраивать перспективу собственного развития и это необходимо учитывать. Для этого в основу системы своей работы я положила технологию уровненной дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В.Фирсова, создав авторскую дидактику. В практике моей деятельности имеют место: опорно-схематическое конспектирование, проблемное обучение, технология группового обучения, информационные компьютерные технологии.

В наше трудное время сложно всем, но еще сложнее детям. Ребенок не может помочь себе сам, у него нет для этого ни сил, ни жизненного опыта. Школа для ребенка – это большой, каждодневный, изнуряющий труд. Учителю необходимо обеспечить учебный успех независимо от уровня его подготовки, интеллектуальных способностей, семейного и социального положения. Необходимо перейти к личностно-ориентированному образованию, организации разноуровневого образовательного процесса. От обязательного усвоения учащимися  всего излагаемого учителем учебного материала к обязательному усвоению только точно указанного.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов формирует положительную мотивацию учения у школьников. Учебный процесс строится так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли испытывать успех при изучении школьных дисциплин. За ребенком реально признаются не только обязанности, но и права. Важнейшим из них является право выбора – получить ли в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем усвоения. При этом учитель ведет обучение на высоком уровне, постоянно выделяя основной, базовый, обязательный компонент.

При таком подходе к обучению уменьшается нагрузка на детей, которые иногда не только умственно, но и физически не способны учиться в рамках обычной программы; отпадает проблема неуспеваемости и психологического комфорта; снижается недовольство родителей и нервозность учителей. Право выбирать позволяет ученику чувствовать себя намного комфортней, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства, заставляет работать не за страх, а сознание.

Всем известно, что дети не готовятся одинаково ко всем урокам ежедневно. Для подавляющего большинства это просто невозможно. Уровневая дифференциация позволяет легализовать ситуацию оптимального выбора объема подготовки к каждому предмету. Если ученик не сдает зачет или какую-то его часть с первого раза, ему предоставляется возможность досдать или пересдать. Ученик учится распоряжаться своим временем, планировать свою работу. Постоянный анализ сдачи тематических зачетов позволяет определить , что под силу ученикам, что и в каком направлении надо корректировать.

Технология уровневой дифференциации способствует разрешению ряда проблем школьного образования.

Во-первых, это становление собственного «Я» в трудный подростковый период. Ученик начинает осознавать себя как личность. Если у ребенка в силу его индивидуальности  обучение по максимуму невозможно, то требования на данном уровне порождают конфликт, и как следствие – формируется комплекс неполноценности, пониженная самооценка и ученик ищет источник удовлетворения своего «Я» в других областях деятельности и хорошо если это будет сфера дополнительного образования.

Во-вторых, формирование положительной мотивации учебного процесса, разрешает вопрос перегрузки посредством самостоятельного выбора каждым учеником своего желаемого и посильного результата обучения.

В-третьих, развитие способностей ученика в какой-то одной области знаний. Стремление, а чаще всего требование родителей и учителей отлично и хорошо учиться по всем предметам, приводит к перегрузки школьника.

В-четвертых, учет особенностей темперамента каждого конкретного ученика. Учащийся может изучать тему за больший или меньший промежуток времени, чем предусмотрено программой. Зачет можно сдать, пересдать. Медлительные и болезненные дети при этом ощущают себя более защищенными.

Уровневая дифференциация предусматривает два уровня развития. Ученик должен (базовый-обязательный) и ученик может (высокий). Дети обучаются в одном классе, имеют возможность к дифференциации уровня усвоения изучаемого материала. Учебный материал излагается учителем на высоком уровне, но обязательно акцентируется внимание на базовый уровень. У ученика есть право выбора уровня усвоения изучаемого материала.

Однако, основной задачей каждого учителя-предметника является развитие познавательного интереса у ученика к своему предмету. Осуществить решение этой задачи, как показывает мой опыт, возможно при условии интеграции элементов современных педагогических технологий отражающих интересы и возможности разных групп учащихся.

Изложение учебного материала крупными блоками позволяет мне формировать четкие, прочные и систематизированные знания и умения, осуществлять дифференцированный личностно-ориентированный  подход к обучению, создавать у учащихся целостную картину изучаемого.

Уроки изучения нового материала строю в зависимости от уровня подготовленности учащихся, сложности содержания учебного материала и психологических особенностей класса. Не знакомый материал излагаю в виде лекции с применением различных форм наглядности. В ходе лекции осуществляется активная работа в тетрадях, где учащиеся записывают необходимую информацию базового уровня, составляют схемы, заполняют таблицы.

Обычно, в начале урока выясняю объем уже  известной информации по данной теме. С помощью наводящих вопросов, по возможности создаю проблемную ситуацию, решаемую в ходе беседы или дискуссии. На первом уроке, во время изучения учебного материала, беседы или дискуссии определяются возможности каждого ученика, осуществляется выбор объема содержания, который он хочет получить. На последующих уроках осуществляется отработка знаний умений и навыков обязательного уровня, а также индивидуальная работа с учащимися разных уровней знаний. Задания первого уровня сложности отражают образовательный минимум и доступны каждому ученику. Для учащихся с более высоким уровнем знаний и подготовки – задания требуют более глубокого понимания. Подобные задания позволяют каждой группе работать на своем уровне обученности, а более слабым учащимся дают возможность чувствовать себя более уверенно и принимать активное участие в уроке.

В процессе обучения при отработке знаний умений и навыков использую элементы различных педагогических технологий: опорно-схематическое конспектирование, групповое самостоятельное обучение, различные формы индивидуальных заданий.

После отработки знаний умений и навыков осуществляются разные виды контроля знаний. Оценивать следует всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний, а также конечный результат деятельности. За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль или идею, активность при фронтальной работе учащийся получает оценку. Без оценки учебная деятельность бессмысленна.  Письменные задания делятся на тренировочные и контрольные (тематические или зачетные). При выполнении тренировочных заданий проходит отработка материала, поэтому оценка в журнал выставляется по желанию ученика, ему дается возможность лучше подготовиться и исправить оценку. После отработки знаний умений и навыков провожу тематический контроль знаний. При этом я опираюсь на психологическую установку В.В.Фирсова для учащихся «Возьми столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного». Для этого использую следующую

систему по контролю знаний. Учащиеся получают зачетную работу состоящую из 20 тестовых вопросов обязательной части и 5 вопросов дополнительной части. Общая оценка выполнения любого зачета выставляется в соответствии с таблицей:

    

Отметка

 

        «3»

        «4»

         «5»

Обязательная

 часть

          12 б

        16 б

         18 б

Дополнительная

часть

            _

        6 б   (3)

         8 б  (4)

 

Таблица показывает, сколько баллов минимум надо набрать при выполнении обязательной и дополнительной части для получения оценки «3», «4», «5». К зачетному уроку каждому приходится решать вопрос – оставить все как есть или откорректировать свои знания. Такая система оценивания способствует главному – превращению учения в сознательную целенаправленную деятельность ребенка.

Данная форма контроля знаний учащихся преследует и другие цели – подготовка учащихся к сдачи ЕГЭ. Вхождение России в европейское образовательное пространство поставило вопрос о роли и качестве образования. Единый экзамен способствует формированию системы объективной оценки результатов учебного труда, созданию условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов о получении образования не только по всей стране, но и на международном уровне.

Однако, новая форма контроля знаний в нашем регионе еще не достаточно отработана. Возникает много вопросов не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Все новое неопробованное вызывает психологический дискомфорт, нервозность  во время итоговой аттестации, что естественным образом отразится на результатах тестирования. Поэтому у учащихся необходимо заранее отрабатывать навыки работы с тестовым материалом

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция элементов педагогических технологий в современной школе »

Интеграция элементов педагогических технологий

в современной школе


Автор:

учитель биологии

высшей категории

Пестова

Надежда Михайловна

В настоящее время существует много интересных, результативных педагогических технологий направленных на реализацию образовательных

задач. Классно-урочная форма обучения имеет ряд преимуществ, однако урок в его традиционной форме уже не соответствует современным требованиям и интересам, как ученика, так и учителя. Детей нужно учить так, чтобы им было интересно, а для этого необходим труд учителя и ученика, труд по приобретению знаний.

Учащиеся среднего и старшего звена, в которых изучается курс биологии, обладают специфическими возрастными и психологическими особенностями и это надо учитывать. Необходимо сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания учебного материала, а также подготовленности и интересов учащихся.

Люди имеют право быть разными и более того, осознавая себя личностью, человек может выстраивать перспективу собственного развития и это необходимо учитывать. Для этого в основу системы своей работы я положила технологию уровненной дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В.Фирсова, создав авторскую дидактику. В практике моей деятельности имеют место: опорно-схематическое конспектирование, проблемное обучение, технология группового обучения, информационные компьютерные технологии.

В наше трудное время сложно всем, но еще сложнее детям. Ребенок не может помочь себе сам, у него нет для этого ни сил, ни жизненного опыта. Школа для ребенка – это большой, каждодневный, изнуряющий труд. Учителю необходимо обеспечить учебный успех независимо от уровня его подготовки, интеллектуальных способностей, семейного и социального положения. Необходимо перейти к личностно-ориентированному образованию, организации разноуровневого образовательного процесса. От обязательного усвоения учащимися всего излагаемого учителем учебного материала к обязательному усвоению только точно указанного.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов формирует положительную мотивацию учения у школьников. Учебный процесс строится так, чтобы ученики с разными способностями и подготовкой могли испытывать успех при изучении школьных дисциплин. За ребенком реально признаются не только обязанности, но и права. Важнейшим из них является право выбора – получить ли в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем усвоения. При этом учитель ведет обучение на высоком уровне, постоянно выделяя основной, базовый, обязательный компонент.

При таком подходе к обучению уменьшается нагрузка на детей, которые иногда не только умственно, но и физически не способны учиться в рамках обычной программы; отпадает проблема неуспеваемости и психологического комфорта; снижается недовольство родителей и нервозность учителей. Право выбирать позволяет ученику чувствовать себя намного комфортней, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства, заставляет работать не за страх, а сознание.

Всем известно, что дети не готовятся одинаково ко всем урокам ежедневно. Для подавляющего большинства это просто невозможно. Уровневая дифференциация позволяет легализовать ситуацию оптимального выбора объема подготовки к каждому предмету. Если ученик не сдает зачет или какую-то его часть с первого раза, ему предоставляется возможность досдать или пересдать. Ученик учится распоряжаться своим временем, планировать свою работу. Постоянный анализ сдачи тематических зачетов позволяет определить , что под силу ученикам, что и в каком направлении надо корректировать.

Технология уровневой дифференциации способствует разрешению ряда проблем школьного образования.

Во-первых, это становление собственного «Я» в трудный подростковый период. Ученик начинает осознавать себя как личность. Если у ребенка в силу его индивидуальности обучение по максимуму невозможно, то требования на данном уровне порождают конфликт, и как следствие – формируется комплекс неполноценности, пониженная самооценка и ученик ищет источник удовлетворения своего «Я» в других областях деятельности и хорошо если это будет сфера дополнительного образования.

Во-вторых, формирование положительной мотивации учебного процесса, разрешает вопрос перегрузки посредством самостоятельного выбора каждым учеником своего желаемого и посильного результата обучения.

В-третьих, развитие способностей ученика в какой-то одной области знаний. Стремление, а чаще всего требование родителей и учителей отлично и хорошо учиться по всем предметам, приводит к перегрузки школьника.

В-четвертых, учет особенностей темперамента каждого конкретного ученика. Учащийся может изучать тему за больший или меньший промежуток времени, чем предусмотрено программой. Зачет можно сдать, пересдать. Медлительные и болезненные дети при этом ощущают себя более защищенными.

Уровневая дифференциация предусматривает два уровня развития. Ученик должен (базовый-обязательный) и ученик может (высокий). Дети обучаются в одном классе, имеют возможность к дифференциации уровня усвоения изучаемого материала. Учебный материал излагается учителем на высоком уровне, но обязательно акцентируется внимание на базовый уровень. У ученика есть право выбора уровня усвоения изучаемого материала.

Однако, основной задачей каждого учителя-предметника является развитие познавательного интереса у ученика к своему предмету. Осуществить решение этой задачи, как показывает мой опыт, возможно при условии интеграции элементов современных педагогических технологий отражающих интересы и возможности разных групп учащихся.

Изложение учебного материала крупными блоками позволяет мне формировать четкие, прочные и систематизированные знания и умения, осуществлять дифференцированный личностно-ориентированный подход к обучению, создавать у учащихся целостную картину изучаемого.

Уроки изучения нового материала строю в зависимости от уровня подготовленности учащихся, сложности содержания учебного материала и психологических особенностей класса. Не знакомый материал излагаю в виде лекции с применением различных форм наглядности. В ходе лекции осуществляется активная работа в тетрадях, где учащиеся записывают необходимую информацию базового уровня, составляют схемы, заполняют таблицы.

Обычно, в начале урока выясняю объем уже известной информации по данной теме. С помощью наводящих вопросов, по возможности создаю проблемную ситуацию, решаемую в ходе беседы или дискуссии. На первом уроке, во время изучения учебного материала, беседы или дискуссии определяются возможности каждого ученика, осуществляется выбор объема содержания, который он хочет получить. На последующих уроках осуществляется отработка знаний умений и навыков обязательного уровня, а также индивидуальная работа с учащимися разных уровней знаний. Задания первого уровня сложности отражают образовательный минимум и доступны каждому ученику. Для учащихся с более высоким уровнем знаний и подготовки – задания требуют более глубокого понимания. Подобные задания позволяют каждой группе работать на своем уровне обученности, а более слабым учащимся дают возможность чувствовать себя более уверенно и принимать активное участие в уроке.

В процессе обучения при отработке знаний умений и навыков использую элементы различных педагогических технологий: опорно-схематическое конспектирование, групповое самостоятельное обучение, различные формы индивидуальных заданий.

После отработки знаний умений и навыков осуществляются разные виды контроля знаний. Оценивать следует всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний, а также конечный результат деятельности. За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль или идею, активность при фронтальной работе учащийся получает оценку. Без оценки учебная деятельность бессмысленна. Письменные задания делятся на тренировочные и контрольные (тематические или зачетные). При выполнении тренировочных заданий проходит отработка материала, поэтому оценка в журнал выставляется по желанию ученика, ему дается возможность лучше подготовиться и исправить оценку. После отработки знаний умений и навыков провожу тематический контроль знаний. При этом я опираюсь на психологическую установку В.В.Фирсова для учащихся «Возьми столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного». Для этого использую следующую

систему по контролю знаний. Учащиеся получают зачетную работу состоящую из 20 тестовых вопросов обязательной части и 5 вопросов дополнительной части. Общая оценка выполнения любого зачета выставляется в соответствии с таблицей:

Отметка


«3»

«4»

«5»

Обязательная

часть

12 б

16 б

18 б

Дополнительная

часть

_

6 б (3)

8 б (4)


Таблица показывает, сколько баллов минимум надо набрать при выполнении обязательной и дополнительной части для получения оценки «3», «4», «5». К зачетному уроку каждому приходится решать вопрос – оставить все как есть или откорректировать свои знания. Такая система оценивания способствует главному – превращению учения в сознательную целенаправленную деятельность ребенка.

Данная форма контроля знаний учащихся преследует и другие цели – подготовка учащихся к сдачи ЕГЭ. Вхождение России в европейское образовательное пространство поставило вопрос о роли и качестве образования. Единый экзамен способствует формированию системы объективной оценки результатов учебного труда, созданию условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов о получении образования не только по всей стране, но и на международном уровне.

Однако, новая форма контроля знаний в нашем регионе еще не достаточно отработана. Возникает много вопросов не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Все новое неопробованное вызывает психологический дискомфорт, нервозность во время итоговой аттестации, что естественным образом отразится на результатах тестирования. Поэтому у учащихся необходимо заранее отрабатывать навыки работы с тестовым материалом.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Интеграция элементов педагогических технологий в современной школе

Автор: Пестова Надежда Михайловна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Основы педагогической интеграции. "
    ["seo_title"] => string(40) "osnovy-piedaghoghichieskoi-intieghratsii"
    ["file_id"] => string(6) "127037"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415263112"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Теоретические аспекты блочно-модульной технологии "
    ["seo_title"] => string(59) "tieorietichieskiie-aspiekty-blochno-modul-noi-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "144773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418793418"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства