Учитель начальных классов: Головачева Любовь Алексеевна.
Урок русского языка. 2 класс.
2. Развивать образное мышление, внимание в процессе выполнения заданий; развивать письменную и устную речь, обогащать словарный запас у учащихся.
3. Воспитывать позитивное отношение к русскому языку; пробуждать познавательный интерес к русскому языку; воспитывать нравственные качества у учащихся в процессе работы над стихотворением Я. Акима «Моя родня» и иллюстрацией «Родственники. Семья»; воспитывать культуру общения в группе, при работе в паре.
- Восприятие речи учителя, одноклассников; -выражение положительного отношения к процессу познания; - проявление внимания, удивления, желания больше узнать; - умение адекватно оценивать свою учебную деятельность на уроке, свои достижения, причины неудач; - принятие правил работы в паре, в группе, считаться с мнением других.
- осознавать слово, как средство языка; - умение находить родственные слова по двум признакам, определять корень; - умение различать однокоренные слова; - осознавать свойства значений однозначных, многозначных слов; - умение применять изученные правила в процессе самостоятельной работы.
Этап урока | Цель | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I . Орг. момент. | Включение учащихся в деятельность урока. Положительный настрой. | 1-2 мин | - Встали ровно, подтянулись. Всем мило улыбнулись. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. - Какое настроение? - Давайте сотворим «солнышко добра» у себя в сердце. Направьте к нему лучики добра, света, тепла, нежности… Подарите лучики тепла и добра друг- другу, гостям. | Выполняют действия Высказывания детей. - Добрый день и добрый час! Мы очень рады видеть вас! |
II.Актуализация знаний. 1. Минутка чистописания. (слайды 2 - 6) Упражнения для глаз. | Повторение изученного материала. Выявление затруднений, пробелов в знаниях. Актуализация ЗУН и мыслительных операций. | 5 мин | -Элементы букв разбежались. Посмотрите на элементы, составьте буквы. Подготовка пальчиков. Предложить сравнить с образцом, оценить себя. -Что общего в этих буквах? - Чем отличаются? - Какие слова пишутся с большой буквы? Предложить выполнить упражнения для глаз. | Находят элементы букв, анализируют. Буквы Т,Г,П,Р. Подготовка пальчиков (мешочки с горохом) Запись букв. Сравнение, самооценка. Ответы детей. Запись слов. Упражнения для глаз.(Схема - тренажёр) |
2. Задания Незнайки. (слайд 7 ) | | | _ Разве можно без улыбки, видеть Незнайкины ошибки. Он в тетрадке написал «Заиц, шышка, ручька, дуп» (Работа с «сенсорными крестами») Быстро Незнайке помогайте, все ошибки исправляйте. | Находят на «сенсорных крестах» изображение Незнайки, букву Б (по ходу урока) Нахождение, анализ ошибок. Повторение правил. Звуко – буквенный анализ слова ЗАЯЦ. |
III.Новая тема. (слайды 8 - 9) Целеполагание. (слайд 10) | Обсуждение затруднений. Создание проблемных вопросов. Постановка задач для решения этих вопросов. | 20 мин | Стихотворение Я.Акима «Моя родня». - Кого мы называем родственниками? - Как вы думаете, есть ли родственники у слов? - А вы умеете образовывать родственные слова? | Слушание. Рассуждения. Участие в диалоге. Определение темы урока, цели. |
Работа на доске. (слайд 11) | Наблюдение, обсуждение анализ, вывод. Отработка алгоритма действия. | | Составление родственных слов (Гриб, грибок, грибник, грибница)Картинка «гриб». - А как называется это часть слова, мы узнаем, отгадав загадку. Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) | Находят на «сенсорных крестах» изображение грибов. Наблюдение и определение образования новых родственных слов. Анализ слов, обозначение общей части слов(изображение «гриб») Работа над загадкой. |
Работа со словарём. (слайд 12 ) | | | - Удивительное слово КОРЕНЬ. Где можно узнать значение этого слова? - как называются слова, которые имеют несколько значений? - С каким КОРНЕМ мы будем знакомиться на уроке? - Как вы думаете, какое значение имеет корень для растения? - А для слов? | Работа со словарём. Чтение нескольких значений слова КОРЕНЬ. Объяснение многозначных слов. Омонимы. Участие в диалоге. Рассуждение. |
Работа с учебником. (слайд 13) | | | Работа с учебником. Работа над правилом. | Работа с учебником. Чтение правила. Работа над правилом. |
Физ. Минутка. (слайд 14 ) | | | Предложить выполнять упражнения за Динозавриком.(Видио. Фрагмент.) | Выполнение физ. Минутки. |
(слайды 15-19) | | | - Расскажу одну историю. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, Был он просто словом. Это слово, слово – КОРЕНЬ, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло Стало много новых слов. Вот из САДА вам РАССАДА, Вот ещё ПОСАДКА рядом, А вот САДОВОД, С ним САДОВНИК идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. | Слушают стихотворение, наблюдают за образованием новых слов. Запись слов в тетрадь. Определение корня. |
(слайды 2 0 - 22) (слайд 2 3) | | | - Можно сказать, что эти слова однокоренные? - Давайте убедимся в этом. Вывод: Алгоритм нахождения однокоренных слов. | Определение. Участие в диалоге. Доказательство. Вывод: Алгоритм нахождения однокоренных слов. |
IV. Закрепление. (слайд 24) (слайд 2 5) | Закрепление полученных знаний. Выполнение самоанализа, самопроверки самооценки, взаимопроверки. | 10мин | -Являются ли данные слова однокоренными. ЛИСТ,ЛИСТОЧЕК,ЛИСИЧКА, ЛИСТОПОД. -Что такое ЛИСТОПАД? | Анализ слов, используя памятку (Алгоритм) Находят на «сенсорных крестах» изображение лисички. Объяснение детей. |
Физ. Минутка для глаз «Листопад» (слайд 26 ) | | | Предложить выполнить физ.минутку. | Наблюдение за движением листьев. Упражнения для глаз. |
Творческое задание. (слайд 27) (слайд 28) | | | Предложить вырастить «словесное дерево» с корнем ЛЕС. (на карточках) | Самостоятельная работа. Составление однокоренных слов с корнем ЛЕС. Используя «Алгоритм определения однокоренных слов» Самопроверка (Слайд «проверь себя»), сравнение с образцом.Самооценка. |
Развивающее задание. (слайд 29) (слайд 30) | | | - Какие качества нужно проявить при выполнении такого вида задания. Спишите только родственные слова. Горка, горевать, горчица, гора, пригорок, горный. | -Умения анализировать, сопоставлять, делать выводы. Самостоятельная работа. Самооценка (Слайд «проверь себя»). |
Работа в паре. (слайд 31) (слайд 32) | | | - Записать родственные слова. Каждый свои. Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр. | Определяют однокоренные слова. Договариваются. Самостоятельная запись. Взаимопроверка (Слайд «проверь себя»),. |
V. Итог урока. | Осознание учащимися своей учебной деятельности. Самоанализ и самооценка результатов деятельности. | 3 мин | - Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Что же вы повторили?....., Узнали?...... Чему научились?.... - Оцените свои успехи. (Сигнальные карточки) -Успехов вам в изучении русского языка. Спасибо за урок. | Самоанализ своей деятельности на уроке. Самооценка с коментариями. |