Цель урока: повторение и закрепление знание учащихся морфем
Задачи урока:
- расширить знания о корне как о главной значимой части слова;
- развивать умение обосновывать выделение корня и подбирать однокоренные слова с учетом значения корня; развивать умение учащихся самостоятельно строить знания в процессе работы со словами; развитие образного и ассоциативного мышления;
- активизировать учебно – познавательную деятельность учащихся, развивать умение работать в группе и строить диалог.
Тип урока: повторение
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: книга, индивидуальные карточки, проектор, презентация к уроку
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой
2. Актуализация знаний.
1) Игра «Ассоциации»
- Что вы представляете, когда слышите слово «корень»?
2) Работа со словарем
( готовят учащиеся)
Словарь С.И. Ожегова
Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).
4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^.
5. В математике: математический квадратный корень.
Словарь В.И. Даля
Корень – 1. Подземная часть всякого растения.
2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, котора
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Корень. Однокоренные слова»
Урок 8
Тема урока: План и карта
Цель: на практическом занятии закрепить первичные знания о плане, чертеже, рисунке; научить ориентироваться по плану зданий при ЧС и топографической карте.
Задачи урока:
Сформировать знания учащихся о способах изображения предметов на плане и топографической карте.
Закрепить знания о масштабе и его практическом использовании.
Закрепить умения пользоваться компасом.
Познакомить учащихся с топографическими знаками.
Научить ориентироваться по плану зданий при ЧС.
Тип урока: комбинированный
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: проектор, презентация, план эвакуации из здания школы, учебники
Ход урока
1. Организационный момент
2. Подготовительная беседа к практическому заданию. Повторение пройденного
Учитель: Сегодня на уроке, выполняя практическое задание, вы сможете самостоятельно создать план классной комнаты и план местности. Для этого вспомните ключевые понятия план, рисунок, чертёж. (слайд)
Задание 1
- Соотнесите понятия с изображениями. Объясните свой выбор.
- В чём достоинство рисунка? (Рисунок передаёт цвет, объём, свет, его просто понять…)
- В чём достоинство плана? (По плану можно ориентироваться…)
- В чём преимущество чертежа? (Даны точные размеры…)
Учитель: Остановимся на плане местности.
- Что называется планом местности (Вид сверху…)
- Каким образом можно увидеть местность сверху? (Подняться на самолёте, вертолёте)
- Удобно ли выполнять графические работы на ходу самолёта, вертолёта?
- Как же тогда быть? Как запомнить, что видели сверху? (Нужно использовать фотосъёмку)
Задание 2
Составьте план действий, которые нужно предпринять для составления плана местности.
Сначала ребята высказывают свои предположения , а затем на слайде показывается план действий:
1. Посмотреть сверху.
2. Сфотографировать.
3. Изобразить на листе (на плоскости).
3. Практическая работа «Составление плана классной комнаты»
- Представьте, как выглядит мебель в классе сверху?
(Используются карточки геометрических фигур, определяется по размеру карточек каждый объект мебели, насчитывается количество парт, стульев, шкафов…)
Ход практической работы
1. На слайде основа для плана классной комнаты (лист бумаги форматом А3)
– Это план класса? (Нет.)
- Чего не хватает? (Условных знаков мебели.)
2. Какие объекты в классе удобнее разместить в первую очередь? (Те, что у стен.)
3. У доски работают два ученика: наклеивают условные обозначения мебели находящейся у стен.
4. Расстановку парт и стульев по рядам выполняют ребята с разных рядов цепочкой.
5. Применение плана зданий ( отдельных помещений) в практике.
Итак, план готов! Как его можно использовать? (Сделать перестановку, организовать праздник…)
4. Чтение плана эвакуации из здания школы
А ещё можно при помощи плана здания ориентироваться во время чрезвычайных ситуаций. Такой план называют «План эвакуации».
- Рассмотрите план эвакуации нашей школы. Какие условные обозначения добавлены? (Стрелки)
- Для чего эти стрелки? (Они указывают направление движения)
- Расставьте стрелки на плане класса так, чтобы было ясно, как нам нужно выходить из класса при возникновении ЧС.
- Чего ещё не достаёт на нашем плане? (Направление сторон горизонта)
5. Определение сторон горизонта по компасу (повторение)
2. Повернуть корпус компаса так, чтобы магнитная стрелка указывала на север.
3. Ориентироваться относительно сторон горизонта.
- Распределите названия сторон горизонта на плане класса.
6. Физ.минутка
Чтобы с планом разобраться,
Нужно дружно поразмяться.
Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь.
Север, запад, восток, юг
- Выпрямляйся, милый друг.
А теперь рывки руками:
Раз, два, три, четыре,
Открывайте руки шире.
Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!
Смотрим вниз,
По сторонам…
Сядьте тихо.
Приступаем…
Строить необычный план!
7. Составление плана местности
С планом класса все ясно. А как же быть с планом местности? Ведь природные объекты не имеют строгих геометрических форм.
- Как изобразить на плане озеро, лес, деревню?..(Дети высказывают свои предположения)
- Для этой цели принято изображать природные объекты специальными условными обозначениями – топографическими знаками.
8. Речевая разминка
Речевая разминка поможет нам познакомиться с некоторыми топографическими знаками. (Используются слайды презентации, мультимедийное оборудование, рисунки природных объектов.)
Задание 3: Закончи скороговорку и подбери подходящие рисунки.
1. Как смешно спешат старушки
В …(сад) по яблоки, по грушки.
2. Щенок породы колли
Убежал от Поли в …(поле).
3. Ехал Грека через …( реку).
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап!
4. Бежит лиса по …(лесочку),
Лизни, лиса, песочку.
5. Покатился Колобок.
На …(дороге) рыщет волк.
9. Демонстрация топографических знаков
Задание 4. Соотнесите выбранные вами рисунки к скороговоркам с топографическими знаками.
- Из предложенных знаков выберите только те, которые обозначают растения и места их произрастания (Луг с кустарниками, отдельно стоящие деревья, сад…)
- Практическое задание: нарисуйте на магнитной доске топографический знак дерева (можно хвойного, можно лиственного). Порассуждайте, как можно этот знак превратить в знак «Вырубка».
Вырубка – вырубленный лес. Это пеньки. Чтобы получить новый знак можно стереть верхнюю часть. Полученный знак сверяем с учебником.
10. Экологическая беседа
Сравните планы местности. Как изменилась местность за 4 года?
(Аральское море)
- Кто виноват? Как можно изменить ситуацию?
- Послушайте стихотворение С.Маршака о том, как человек влияет на природу.
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костер, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! – крикнул Дима.-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли-
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки-
Словом мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
11. Подведение итогов
- Как можно использовать новые знания в практической деятельности?